О царях

Сергей Большой
   Папи  остался круглым сиротой. Он лишился не только родителей, но и младшего
братика.
Да и во всем его селении остались только несколько стариков со старухами. Теперь он брел по остывающей от дневного зноя дороге по направлению к  Мен-нефе. "Крепкая и прекрасная" столица страны Та-кемет в которой, как казалось Папи он имел счастье родиться, была по его мнению единственным местом, куда мог отправиться бедный сирота в поисках поддержки и приюта.
      Еще недавно у него было действительно счастливое детство. Отец - генеральный писец его селения и уважаемый человек именем Самос хорошо обеспечивал семью. Большая и богатая деревня, много друзей. И ничего не предвещало беды. Соседние страны хоть и были воинственны, но нападать на могучий Египет, как они именовали страну в которой жил Папи, не решались. Беда пришла из столицы . 
         Отец называл Папи "былинкой" когда тот был совсем маленьким. Потом "тростинкой", когда тот вошёл в возраст начала учебы и наконец Папи- тростником, когда он уже
начал чувствовать себя мужчиной. Папи недавно исполнилось  четырнадцать. Еще вчера все было мирно. Мать готовила у очага с раскаленными углями вкусные ячменные лепешки, терла нут для пряного хумуса а отец  ладил ходунки для младшего брата, чтобы тот мог быстрее научиться ходить. Сам Папи в это время рылся на чердаке, - небольшом чуланчике  над комнатой в который складывались всякие ненужные сейчас, но потенциально полезные в хозяйстве вещи, и искал  дощеку необходимую отцу.
Вдруг раздался шум и громкие голоса. Из глубины чердака Папи мог видеть, как в комнату вбежал офицер в кожаной перевязи, забрызганной кровью и бронзовым мечом в руке и несколько солдат с коротким копьями. Лица солдат и офицера
были какими то дикими и страшными. Офицер кричал "как ты смел не выполнить приказа предстоятеля и помазанника. Почему не привел жителей  в указанное предстоящим перед Амоном место?" Отец встал, и побледнев, но все же твердо ответил.
- Предстоятель и тиран разные вещи, и негоже предстоятелю понукать людьми будто скотом. Предстоятелю повинуются из уважения и лишь тирану из страха. Но век тирана никогда не бывает долгим.
- Он призывает к мятежу! кончайте его! Их всех!
Папи застыл не в силах даже толком дышать от ужаса. Он услышал, как упал пронзенный мечом отец, как вскрикнула пронзаемая копьями мать, и увидел, как повинуясь команде офицера "щенка прибей все равно сдохнет" один из солдат проломил копьем грудь младшего братика - еще ползунка. И в этот момент сознание оставило его..
Теперь он медленно и бездумно брел по дороге. Оставаться в деревне был невозможно, солдаты угнали всех жителей и забрали все, что можно было забрать, обрекая оставшихся немощных стариков на голодную смерть. Вдруг земля задрожала, раздался звук многих шагов. "Это солдаты" - подумалось Папи,- "Пусть  они убьют и меня". И он обернулся и приготовился бросится на острые копья извергов.
       Толпа крепких мужчин догоняла его. И хотя многие из них держали в руках копья, а некоторые даже и мечи это были несомненно не солдаты. Не было у них ни кожаных
щитов, ни перевязей  и шли они совсем не армейским строем. Поравнявшись с мальчиком Высокий статный мужчина с мечом, притороченным к поясу грубой веревкой
спросил
-Ты кто?
-Папи, сын писца Самоса. Его убили солдаты, и маму тоже и братика
слезы брызнули из глаз Папи. Оглядев коренастую фигуру парня предводитель сказал
-Не реви , хочешь мстить, пойдем с нами. Мы убьем фараона и всех его солдат.
И Папи пошел...

                *           *             *

     В  доме инженера Ипатьева, в котором размещалась под арестом семья последнего императора Российской империи  начался переполох. Недавно назначенный новый комендант Юровский обходил комнаты заключенных членов царской семьи и приближенных и просил собраться всем в подвале в связи с опасностью обстрела артиллерии наступавших на город бело чехов. Юровскому верили. Придя недавно на пост коменданта он быстро пресек воровство широко развернувшееся вокруг высокопоставленных пленников. Прекратилось хищение как личных вещей, так и продуктов с кухни, питание узников резко улучшилось. В поступках своих он был резок и бесцеремонен, но всегда честен. И хотя почти всем пленникам он был порядком неприятен во многом именно своей развязной прямотой, ему верили и поэтому спокойно спустились в подвал.
       Получасом  раньше в комнате охраны Юровский собрал охранников, которым предстояло стать расстрельной командой и объявил , что с казнью медлить более нельзя. Ликвидация царской семьи состоится сей час и приказал проверить личное оружие. Присутствующие давно уже знали об ожидающим их испытании. Рабочий Петр Медведев воскликнул
- Как и доктора , и детей?
- Всех. Тон Юровского не терпел возражений.
- А Леня Седнев, поваренок он то сдесь совсем ни причем.
Юровский почти не задумываясь резко бросил Медведеву.
- Хорошо его отошлите, пусть живет, но так, чтобы никто ничего не заподозрил. Скажите, что приехал его дядя и отошлите в дом Попова, а потом еще куда подальше и чтоб не знал ничего! Медведев пошел с радостью выполнять распоряжение,- хоть одну душу удалось спасти. Леня - ровесник и товарищ по играм царевича Алексея очень обрадовался известию. Не простившись с приятелем и только коротко бросив что скоро вернется он побежал в дом напротив, где его уже ждали проинструктированные охранники. В дом Ипатьева он уже не вернулся.
Отослав мальчика Медведев проверил свой наган. Все патроны были на месте и аккуратно выщелкнуты в барабан. Проклиная свою долю он вернулся в караулку. Юровский тут же приказал выдвигаться. И они пошли...

                *                *                *

Около четырех тысяч лет назад в древнем Египте произошла революция. "Жизнь повернулась подобно гончарному кругу" писал очевидец. В дошедших до нас записях одного из жрецов содержится очень знакомое по своей сути описание тех событий. Кто был ничем, тот стал всем. Династии древнего царства пресеклись. Настало смутное время безбожия и власти временщиков. Я не даром выбрал для литературных очерков этого эссе,- события в древнем Египте и революционной России.

       В речениях Ипувера  из которых известно о катастрофе случившейся сорок столетий тому назад написано буквально следующее "...Смотрите: свершились дела, которые никогда не могли свершиться. Царь захвачен бедными людьми. Смотрите:  погребенный соколом, он лежит на носилках. То, что скрывала пирамида, то стоит теперь пустым! Смотрите: было  приступлено к лишению страны царской власти немногими людьми, не знающими закона. Смотрите: приступили люди к  мятежу против урея* и Ра**, умиротворяющего Обе Земли... Тайны царей Верхнего и Нижнего Египта стали всем  известны. Столица встревожена недостатком. Все стремятся разжечь гражданскую войну. Нет возможности сопротивляться. Страна связана шайками грабителей. У сильного человека, подлый берет его имущество.  Смотрите: червь гложет покойных: тот, который не мог сделать себе саркофага, он стал владельцем гробницы.  Смотрите: владельцы гробниц выкинуты на вершины холмов. Тот, который не мог сделать себе гроба, он стал  владельцем заупокойного имения. Смотрите: это свершилось теперь с людьми. Тот, который не мог себе построить  хижину, он стал владельцем дома. Смотрите: придворные изгнаны из домов царя.... Тот, который не спал рядом со стеной, он стал собственником ложа. Смотрите: владелец богатства проводит ночь, страдая от жажды..."

(*Урей-змееподобный символ короны нижнего Египта, на изображении короны фараона торчащий вверх загнутый жезл или изображение змеи. Большинство фараонов имеют на короне только этот символ.
**Ра-здесь солнцеподобный символ короны верхнего Египта на изображении короны фараона - солнечный диск. Существует две интерпретации этих символов. Одна заключается в том, что под властью фараона находится царства верховьев и низовьев Нила. Вторая версия, что это символ объединения духовной или божественной(верхней) и земной(нижней) власти царя.)

Далее Ипувер указывает на причины, повлекшие подобные катастрофические для привычного уклада жизни последствия, обращаясь к царю:

"...Это не наступило бы, если бы были боги среди них... А смуту вместе с шумом междоусобия ты рассылаешь... Смотри, один свершает насилие над другим...идут против твоих повелений. Если идут трое по дороге, то находят только двоих. Большее число убивает меньшее. Разве существует пастырь, желающий смерти ? О, если бы ты приказал дать ответ на этот вопрос! Потому что любящий — это один человек, ненавидящий же — другой. Гибнут жизни их на всех путях. Ты делал, чтобы вызвать это. Ты говорил ложь. Страна стала ядовитой травой, уничтожающей людей..."

Сходство  с событиями в России поразительны. Произошел духовный срыв, надлом. Вера в Бога и царя, как его предстоятеля, рухнула, на многие годы традиционная религиозная  жизнь была загнана в подполье.

Точно неизвестно что стало причиной катаклизма в древности. Но одна из причин приведших к революции в России и других империях лежит на поверхности. Превращение церкви из собрания верующих в бюрократический институт окончательно оформилось к концу 19 века. В царской России дошло до того, что для совершения государственных треб необходима была справка от священника о ежегодных  исповедях и причастии, которые можно было просто купить  у не чистых на руку священнослужителей. Подобные безобразия обернувшиеся колоссальным кризисом веры были одной из составляющих крушения православного государства. В 1916 году Синод в определении № 676 признал, что началось массовое отпадение от веры. Атеизм не был выдумкой пришедших к власти в России большевиков, но стал естественной реакцией на духовное разложение власти и института церкви.

И хотя речения, или как еще называют это произведение, - плач Иповера акцентированы на светских аспектах власти фараона, в частности он спрашивает царя почему тот не противодействовал силой восставшим, и сам рассказчик явно принадлежит к привилегированному до наступления описываемых событий слою, многие замечания, сделанные автором, указывают на признаки прежде всего духовной деградации общества, где царя стали воспринимать только как защитника прав имущих классов, а Бога как гаранта сложившегося "статус кво".

Нужно остановиться на собственно термине "царь", его семантической идентификации в русском языковом сознании. По современным представлениям это слово происходит от древнеримского имени Цезарь, как звали первого императора империи римлян Юлия. В дальнейшем все римские императоры именовали себя цезарями. Впоследствии это слово проникло в европейские языки став германским кайзер, готским кайсар и русским кесарь или цесарь. Но слово "царь" имеет гораздо более древнее происхождение. Это отмечал в частности Карамзин, утверждавший, что корень "цар" есть в именах еще древних вавилонских правителей, - например Балтазар, Навуходоносор, Набонасар , где "цар" ,буквально означающий "хранитель" был признаком высшего государственного достоинства.

      Действительно если вспомнить историю, например, Петра Первого, то очень странным может показаться назначение им в управление Федора Юрьевича Ромодановского с титулом князь-кесаря.Слово "кесарь" при этом явно не смешивалось с понятием царь, а ставилось лишь в значении "правитель". Было бы странно если бы после свершившейся трансформации слова цезарь в слово царь в дальнейшем оба слова сосуществовали по сути в разных значениях кесарь - правитель,  царь-помазанник. Царя не даром называют помазанником божиим. Тот же Петр по воспоминаниям современников как то обмолвился "я за вас за всех помолюсь на то меня патриарх помазал." В этих словах сама функция царского предназначения - предстоять пред Богом за народ. В молитве "Царь небесный, утешитель души истинный..." идет обращение к Богу, как к царю, то есть хранителю.

Еще одним доводом в пользу этой версии могут служить многочисленные языковые перверсии русского языка, возникшие на границе 18 и 19 веков. В это время в Российской империи заводится формальная наука, организуется академия . В большинстве своем академиками были иностранцы плохо знакомые с тонкостями русского языка. Да и большинство русского дворянства к этому времени начинает преимущественно говорить на французском языке в том числе и в обыденности.  Приведу один вопиющий пример такой подмены смысла. В словаре Ожегова, как впрочем и во всех других в том числе и современных слово "золотарь" трактуется как происходящее от слова "золото"  в понятии ироничного названия мастеров вычистки выгребных ям, мол золото роют. А между тем при элементарном языковом анализе мы получаем совсем другое и абсолютно логичное толкование этого слова. Не секрет, что древнерусский язык, как впрочем и большинство языков индо- арийской группы  изобиловал составными словами. Теперь представим себе, что исследуемое слово составное. Сразу выделяются смысловые корни зола- которое легко можно применить к тому продукту от которого очищают отхожее место эти специалисты и глагол "торить", то есть опорожнять, очищать. Таким образом название безусловно уважаемой профессии значит "вычищающий золу". Примерно то же случилось и со словом "царь" вместо истинного смысла "хранитель" его соединили с прозвищем римского язычника Юлия.  Мне например трудно представить, чтобы переводчики Евангелия называли бы Христа кличкой императора - язычника.

Теперь обратимся к другому аспекту, к причинам появления царей в пространстве человеческой цивилизации. Первоначально историческая наука, особенно атеистического толка, представляло возникновение государственности, а значит и правителей как естественное проявление усложнения межплеменных отношений. Одно племя завоевывало другое, появлялись князья, постоянной задачей которых являлись грабительские или завоевательные походы, расширения своих владений. А с появлением владений как таковых подвластные люди оказывались прикрепленными к ограниченной территории. Затем в следствии необходимости происходит одомашнивания скота и получение навыков выращивания растений люди осели на землю, затем в процессе укрупнения княжеских владений появлялись города, бюрократия, письменность и прочие атрибуты государства.
 
Но это примитивное и легко понятное предположение к настоящему времени опровергнуто с научной достоверностью. Так как археологическая датировка находок показывает, что происходило все с точностью до наоборот. Сначала люди сели на землю, потом, примерно в течении двух тысяч лет научились культивировать растения и одомашнили животных, потом возникли города и только потом, вокруг городов стали образовываться государства. Тогда как же все происходило? 

Вернемся в глубокою древность, когда кочевые племена охотников и собирателей начали оседать на земле и переходить к земледелию и скотоводству. Почему это произошло? Исследования показали, что те племена, кто первым прикрепился к земле и принялся одомашнивать диких животных, то есть перешли к производящей  экономике жили хуже, чем их современники, сохранившие присваивающий тип, то есть жившие охотой и собирательством. Их рацион был беднее, они имели более короткую продолжительность жизни. Предположение о том, что дикие стада просто были истреблены человеком не выдерживают критики, так как численность рода гомо сапиенс к тому времени не превышала пятисот  тысяч во всей ойкумене и  в то же самое, весьма продолжительное время  параллельно жили и кочевые  племена с присваивающей экономикой. Причем подчас сосуществовали они на одних и тех же территориях. Мало того, племена с присваивающим типом экономики  существовали еще совсем недавно  на рубеже 19-20 веков и даже до сего времени присваивающий тип экономики  характерен для аборигенов Австралии, южноафриканских бушменов и некоторых племен североамериканских индейцев.

Сейчас с большой долей вероятности можно предположить, что осесть человека заставила религиозная идея. Идея о том, что место захоронения предков является тем порталом, где осуществляется связь между живущими и умершими и что эта связь крайне важна как для живых, так и для умерших.  Археологами найдены жилища, где умерших хоронили вторичным захоронением под полом . То есть сначала их погребали в могилы вне дома, а затем, по прошествии времени необходимого для разложения мягких тканей, кости вынимались и помещались под жилищем, обычно под очагом, а черепа выставляли на специальных полках вдоль стен. Строки Пушкина "...любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу..." как нельзя лучше описывает эту идею. "Бог есть любовь", утверждал  святой Апостол Иоанн Богослов и  на основании того, что идеи и особенно религиозные живут неопределенно большое время, то есть тысячелетия, сотни тысяч лет, а может быть и миллионы, вероятно предположить, что уже тогда люди верили, что их умершие уходят к высшему существу, уходят к Богу и связь с ними, а значит и с Ним правильнее всего поддерживать в одном определенном месте, а именно в стационарном жилище. Так дом человека становится храмом веры, то есть соединения человека и его предков, человека и Бога. И даже сейчас многие дома остаются такими храмами. Войдите в дом верующего человека и вы увидите в красном углу иконостас и тлеющую лампаду, где домочадцы совершают обряд молитвы. А иконостас легко сопоставить  с набором черепов предков, украшающем жилище первобытного человека.

В последствии близкие племенные группы людей стали объединять захоронения в одно место, которое защищалось от внешних воздействий и разрушения со стороны недружественных племен специальными сооружениями, как можно более крепкими, из как можно более крепкого материала. Археологические находки показывают, что эти святые для племени места  часто подвергались уничтожению со стороны враждебных племен , которые ставили целью  ослабления врагов, лишения их помощи предков и Бога. Поэтому перед людьми встала задача защиты святых мест. Святилища окружались стенами, на смену кожи и дерева в строительстве пришел камень. Возникли города.

           Другой  важной функцией защищенных городищ было хранение семенного фонда и возможно орудий труда ,так как потеря семян или плугов обрекало земледельца на голод. Поэтому начальник города автоматически становился  над всеми людьми кто проживал и вне города то есть светским правителем окрестных земель.

Изначально в городах этих проживало очень незначительное число людей. Скорее всего, что это были жрецы и возможно некоторое число воинов. Старшего священника называли хранителем города или по вавилонски "царем".

        Для выполнения священных обрядов все люди из окрестностей сходились в города. Эту же традицию мы можем видеть уже в историческое время например у евреев, когда на праздники каждый считал своим долгом посетить Иерусалим и принести жертву в Храме. Практически,  по модели организации древнего еврейского общества, можно реконструировать процесс образования государства и института царей, как в большой степени религиозного акта. Ведь Моисей, которого можно назвать первым царем израильского народа почерпнул знания о правилах священнодействия и организации жизни  из египетских источников , жреческая традиция которого была архаичной, возможно сохранив эти традиции еще  из первобытного времени.

Царь как вначале так и даже до нынешнего времени исполнял важнейшие священные обряды. Будь то священный брак, призванный к благословлению деторождения, обряды связанные с посевом и сбором урожая или праздниками годового круговорота. До сегодняшнего времени сохранилась традиция, что в Таиланде первую борозду проводит всегда царь и это является именно религиозным актом.

        Когда в Риме на смену царства пришла республика,  из за необходимости продолжения выполнения священнодействий была введена специальная должность ритуального царя(rex sacrorum), сами же римские императоры никогда не стремились к степени царя, скорее всего именно потому, что им была нужна только светская, приносящая удовольствия и славу составляющая власти, а служение, необходимое народу они оставляли другим. 

К сожалению светская  власть, которую приобретали цари и связанные с ними возможности  через несколько поколений извращала изначальное предназначение. Хранитель становился самодержцем, что почти всегда приводило к крушению конструкции из которой убирался становой хребет - духовное предназначения царской службы. Когда служба превращалась в правление, а предстоятель становился тираном царство рушилось. Так  случалось в древнем Египте в первый и второй переходный периоды, так происходило практически повсеместно уже в историческое время.
 
В пример можно привести одно из самых поздних священных царств, падение которого произошло уже в двадцатом веке. Это мусульманский халифат. Пророк Мухаммед стал основоположником новой религиозной идеи в основе которой исправление извращенных по его мнению иудаизма и христианства. Мухаммеда мусульманство называет посланником божиим, а его приемников - халифами или наместниками посланника. И хотя у этой конструкции не было фазы чисто религиозной службы царя, халиф изначально сочетал в себе функции религиозного и светского главы, но вся жизнь их была направлена на осуществление духовной функции утверждения своей веры, даже посредством войны со всеми, кто не придерживался ислама. В процессе развития халифат переживал как процветание, так и периоды упадка. Но существовал до тех пор, пока халиф оставался прежде всего духовным лидером общества. И только тогда, когда султан Махмуд второй  решил секуляризировать государственное построение халифата, перестроить его по западному образцу, ликвидировать духовные скрепы общества и превратить духовное царство в светское государство по европейским лекалам, начался необратимый уже процесс разрушения, приведший к революции, превратившей турецкое общество из религиозного в антирелигиозное. Был провозглашен полный отказ от прошлого. Даже арабский алфавит, которым пользовались мусульмане, как священным письмом со времен пророка Мухаммеда был заменен на латинизированный, чтобы разрушить связь времен, всегда существовавшую через письменное слово и помогавшее восстановить духовность после периодов упадка. Царство прервалось.

Такова судьба всех отпавших от своего предназначения царств, превратившись в монархию эти образования неизбежно поражались всеми пороками бездуховного государственного устройства и неминуемо рушились. Там же, где монархия сохранилась, большею частью роль венценосных особ окончательно перешла в духовную плоскость. Так королева Великобритании объединяет под своим скипетром несколько совершенно отдельных государственных образований, а так же является главой англиканской церкви. При этом практически никакого влияния на политику и экономику этих стран она не имеет.

Сейчас некоторые политики призывают к восстановлению монархии в России, имея ввиду большей частью именно самовластье, твердую руку, призванную навести порядок в стране. Это глубочайшая ошибка. Царская власть превращаясь в тиранию никогда не могла устоять долго. Все потому, что вовсе не в жандармской была изначальная функция царей. Царь - хранитель народа, царь - предстоятель за народ  перед Богом. Царь, как истинный слуга народа вот истинное и праведное их назначение.

       В сознании русского народа существовало, да пожалуй и до сих пор существует понятие о добром царе. Оно проистекает вовсе не от наивного безграмотного непонимания сути такого явления, как царь, как это представляла атеистическая наука, но глубокое, укоренившееся едва ли не на генетическом уровне сознании того, что царь это хранитель веры, предстоятель и помазанник божий, - мессия для своего народа.

Не даром Иисус,  омывая ноги ученикам своим говорил:

"...Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его..."(Иоанн 13:13-13:16)

 Вот слова истинного царя. Вот истинный Царь.

                *                *                *

    Восставшие двигались к столице почти не встречая сопротивления. Редкий наместник провинции решался выступить против них . И тогда происходила битва. Всегда короткая и кровопролитная. В каждой из них Папи приходилось если не убивать, то по крайней мере ранить вражеского солдата втыкая свое копье в мякоть его тела. И с каждым таким ударом сердце мальчика каменело. Его уже не пугали предсмертные стоны и крики людей. Однажды они повстречали тот самый отряд солдат, который расправился с семьей Папи. Они пожелали присоединиться к восставшим, но мальчик узнал в одном из них того самого солдата, который убил его братика. Он подбежал к предводителю и закричал:

- Они убили мою семью, моего братика! 

Предводитель только  поднял брови и кивком головы показал на солдат.  Восставшие бросились на на них. Те в ужасе скорой и неминуемой смерти не оказали никакого сопротивления, а Папи лично вонзил копье в сердце убйце своего брата.

Столицу взяли без боя. Воины фараона побросали оружие и разбежались. Сам фараон едва ушел с небольшой группой приближенных, оставив даже свой гарем на милость восставших. Но милости не было. Ворвавшийся в гарем отряд в котором был и Папи расправлялся со всеми, кого встречал на пути. Мальчик колол вместе со всеми. Вдруг он увидел, на ковре в углу комнаты мальчика испуганно смотревшего на него. Это был принц и наследник фараона. Никто из воинов не тронул его, пощадив малолетство. Но сердце Папи не дрогнуло. Он ударил мальчика копьем в самое сердце.
Царство прервалось.

               
                *                *                *


      Они скорее не вошли, а ворвались в комнату, где ожидала царская семья и оставшиеся с бывшим императором до конца доктор Боткин. Револьверы у всех были наготове. Их встретили удивленные взгляды узников.
Юровский как всегда резко и жестко только необычно торопливо произнес.
- Николай Александрович, гражданин Романов, вы приговорены к расстрелу.
- Что?  - только и успел сказать изумленный Николай Второй . Юровский тут же поднял револьвер и выстрелил в него. В ту же секунду стали стрелять и остальные, беспорядочно всаживая пулю за пулей в тела жертв. Казнимые падали, но продолжали кричать и биться в конвульсиях. Тогда один из самых решительных и безжалостных растрельщиков - Ермаков крикнул стоявшему за ним с винтовкой с приткнутым штыком солдату Стрекалину.
- Коли их!  Не хотят подыхать .
Стрекалин в ужасе отшатнулся и выронил винтовку. Тогда Ермаков подхватил ее и принялся с силой колоть полумертвые тела.
Медведев, видя, что эти удары причиняют не смерть, а еще более чудовищные страдания представил себе как изверг будет кромсать тело еще живого царевича. Дрожь в руках, которая била его во все время расстрела прошла. Он понял что нужно делать. Подняв револьвер, прицелился и выстрелил, громко стонущему мальчику прямо в сердце.
Царство прервалось.