Актёрское мастерство - это наука

Виталий Попов
Андрей Троицкий: "Не заставишь меня делать то, что не угодно Богу…»
Идя на встречу с одним из ведущих актёров Московского областного театра драмы и комедии Андреем Троицким,  вспоминал его блистательные театральные работы. Это Король Беранже Первый из пьесы Эжена Ионеско «Да здравствует король», господин Журден из комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», инженер Егор Черкун в драме Максима Горького «Варвары», Харлампий Дымба в комедии Антона Чехова «Свадьба» и другие запоминающие персонажи в его мастерском исполнении. И, на мой взгляд, нигде Андрей Васильевич не повторялся. Всегда находил для своих героев только им присущие индивидуальные краски, пластику, жесты и мимику. Создаваемее им образы притягивают глубиной психологического проникновения в характер персонажей и потрясающей актёрской энергетикой. Актёрство Андрей Троицкий воспринимает как увлекательную науку, к которой надо относиться очень серьёзно. Актёрский дар, как уверен Андрей Васильевич, – он ведь от Бога. А дар от Бога позволяет делать отбор.
- Не заставишь меня делать то, что не угодно Богу, - сказал Андрей Троицкий представителям местных СМИ, когда мы собрались в гримёрной комнате артиста по поводу его юбилея. …
И он задал такую планку для разговора о своей профессии, что мы ещё раз убедились в том, что перед нами драматический актёр очень высокого класса, обладающий широким диапазоном профессиональных возможностей влияния на зрительскую публику.
Андрей Троицкий – человек многогранный. Господь одарил его не только актёрским талантом. Он - отменный мастер резьбы по дереву. Ему не чужда живопись. Он не считает себя профессиональным художником. Но и в живописных работах актёра чувствуется мощный интеллект автора. Интеллект художника, по мнению Троицкого, заключается не в том, насколько искусно написан какой-то сюжет или пейзаж, а в идее, в главной мысли, которую несёт то или иное художественное произведение. 
 И ещё актёр играет на нескольких музыкальных инструментах. И ещё Андрей пишет стихи, которые обычно посвящает близким людям. Многогранные способности выручают, когда на душе бывает тяжко, когда в актёрском творчестве обозначается простой и вокруг тебя образуется тугая и плотная пустота недопонимания. Тогда, признаётся актёр, он берёт в руки карандаш или кисть и выплёскивает свои мысли, чувства, духовные порывы на бумагу или полотно. И делает он это не денег ради, не из-за праздного баловства, а чтобы почувствовать, что ты - свободен, чтобы творчеством противостоять рутине и свинцовым мерзостям быта. Правда, сейчас, как признаётся актёр, он не так часто имеет возможность рисовать, писать этюды или заниматься резьбой по дереву. Ведь он – молодой отец и его довольно часто можно встретить прогуливающимся с коляской по городскому парку. Как говорил персонаж известного фильма «картина – маслом». А какой у него чудесный сынишка Фёдор – умные глазки и мимика потрясающая, почти как у папы! Вероятно, гены дают о себе знать уже во младенческом возрасте.      
Актёр цитирует китайского философа: «Скорпион влез на белый цветок и умер от неожиданности». Как это - от неожиданности? Троицкий объясняет: чистота способна уничтожить зло. Вот такую планку он задавал в нашей беседе. И даже говоря о самом обыденном, он не изменял привычному для него стилю общения и мышления.
- Родился я в Подольске, - рассказывает Андрей Васильевич. - До семи лет жил у бабушки в деревне Верхняя Гнилуша в Воронежской области. Потом средняя школа в Подольске. Для меня учёба в школе - вынужденное пребывание в обязательной системе, принудительное участие в учебном процессе. Главным в то время для меня были летние каникулы, которые я проводил у бабушки в деревне. Из десяти лет школьной жизни я по-настоящему ощущал себя человеком только три месяца в году. Только тридцать месяцев за десять школьных лет я был самим собой! Я был шустрым мальчонкой. С отроческих лет в моём сознании начало складываться представление об окружающем мире и приходило осознание его глубины. Я стал понимать, что такое дружба, любовь и другие не тронутые цинизмом чувства. Стал задумываться о своём предназначении, о том, зачем я явился в этот мир и куда мне следует двигаться. Для меня было очень важно начать самостоятельную жизнь, приобрести личный жизненный опыт. Без чьей-либо опеки, без унылой нравоучительной дидактики. Либо я встану во весь рост и что-то создам. Стану человеком, который самостоятельно формирует свои личные правила и установки. Либо упаду.
Кто повлиял на выбор юного Троицкого, росшего в рабочей среде (отец - плотник, мать работала в мастерской по ремонту обуви), я так и не успел понять, но призвание своё Андрей угадал верно. В семнадцать лет он поступил учиться в Московское театральное училище имени Щепкина при Малом театре. После окончания Щепкинского училища Андрей по распределению уехал работать в Ульяновский областной драматический театр имени И. Гончарова, где за десять лет сыграл немало различных ролей. Режиссёры и коллеги очень ценили его талант. Однако Троицкий чувствовал, что в Ульяновске он задыхается. Ему хотелось новых  возможностей испытать свою творческую сущность и мошь. В это время в Ульяновск прибыл на гастроли Русский драматический театр Литвы. Полтора сезона Троицкий отработал в Вильнюсе. Но и здесь он чувствовал себя не вполне востребованным. Один из белорусских режиссёров предложил ему переехать в Гомель. Шесть лет Андрей работал там художественным руководителем молодёжного театра-студии. В Гомеле он поставил как режиссёр и художник 26 спектаклей. Это были не только детские сказки и представления, но и такие серьёзные вещи, как пьеса Петера Хакса «Амфитрион», за постановку которой Троицкий получил Диплом международного фестиваля молодых режиссёров в городе Молодечно. Он поставил также пьесы П. Турини «Охота на крыс», Павела Когоута «Пат или игра королей» и другие спектакли.
И уже в зрелом возрасте он решил вернуться в родное Подмосковье. Его сокурсники по Щепкинскому училищу Юрий Грубник, Валерий Лиховид, Виктор Башинский работали в Ногинском государственном областном драматическом театре и звали однокурсника к себе. В 1998 году Андрей оказался в нашем городе. Он органично вписался в труппу нашего театра и обычно получает в премьерных постановках значимые роли.
Повторюсь: актёрское мастерство Андрей Троицкий считает наукой. И если к нему относиться как к науке, то найдёшь эффектные и точные способы выражения характера своих персонажей. В искусстве, чем ближе ты приближаешься к невозможному, тем лучше результат. 
- Постичь границы, значит, их переступить, - уверен Андрей Троицкий. И ещё он признался в том, что никогда бы не хотел потерять интерес к своей профессии. Мол, иногда у него возникают такие печальные моменты для рассуждений. В основном, они возникают, когда у актёра появляется недопонимание с режиссёром в трактовке того или иного образа или вообще - в реализации главной идеи постановки. И тогда, как правило, актёр не идёт на компромиссы и отказывается от предложенной ему роли.      
Два часа беседы с Андреем Троицким протекли удивительно быстро. Однако он успел нам поведать и о своих творческих планах и том, что сыграл бы короля Лира в известной трагедии Шекспира. Но интерпретировал образ Лира и сыграл бы вздорного и выживающего из ума старика. И ещё он поздравил всех ветеранов войны и труда с приближающимся Днём великой Победы и на десерт прочитал нам по памяти бессмертные стихи Александра Твардовского из поэмы о Василии Тёркине.
На снимках: заслуженный артист РФ Андрей Троицкий; сцена из спектакля «Дядюшкин сон» - в центре Андрей Троицкий в роли князя К.