Утопия как изнанка реальности

Юрий Шпилькин

Можно с уверенностью утверждать, что мечта о справедливости имеет столь же древнюю историю как и род человеческий. В истории философии идея социальной справедливости возникала значительно раньше моровского термина «утопия», который означает «место которого нет». Эти идеи имели социалистическое содержание, хотя сам термин «социализм» французский журналист Пьер Леру вводит в обиход в 1834 году, идея справедливого общества была потребностью передовых умов.

Очевидно, что Аристофан в своей комедии «Законодательницы», поставленной в 392 г. до н.э. на 30 лет предвосхитил содержание диалогов Платона Государство (360 г. до н.э.) и «Законы» (354 г. до н.э.). Если «Государство» является выражением идеи справедливости, то в «Законах» рассмотрено законодательство идеального государства. В том числе законы социальных отношений. Аристофан воспроизвел витавшие в воздухе идеи сделать общей: землю и все, что растет на земле, золото и серебро, переборки и стены разрушить, чтобы к каждому каждый свободно входил. В том числе суждение об общности жен принадлежит Аристофану или кому-то из его современников:
«Знай, и женщин мы сделаем общим добром, чтоб
     свободно с мужчинами спали
     И детей, по желанью, рожали от них».

Таково содержание и средневековых ересей, и движений эпохи Реформации, и взглядов священника Мелье, монаха Дешана, философа Ш. Фурье, анархиста Бакунина и других представителей социалистических течений. А одной из самых ярких фигур из теоретиков социализма в XVIII веке был малоизвестный бенедиктинский монах Леже-Мари Дешан, которому 10 января будущего года исполняется 200 лет со дня рождения. Самым значительным его сочинением является «Истина или истинная система», которая сохранилась в виде рукописи и была впервые опубликована лишь в 30 годы 20 века в Баку. Состоял в переписке с Вольтером, Руссо, Гельвецием, д'Аламбером, был лично знаком с Дидро, но его видоизмененный спиноизм в сочетании с рационализмом, а также идеи утопического социализма и «просвещенного атеизма» не нашли поддержки энциклопедистов. В развитии общества Дешан выделял три стадии: дикость, при которой отсутствует частная собственность; гражданское состояние, где частная собственность является основным злом, а господство сильного над слабым подкреплено религией; нравственный строй, при котором частная собственность будет отсутствовать, зато возникнет всеобщее равенство. Понятие Бога, считал Дешан, создано людьми, но атеизм является достоянием лишь идеального общества, путь к которому видел в распространении «истины». Дешан развил многие концепции, к которым пришли социалисты левого направления: Фейербах, Энгельс, Маркс.

В сочинениях Дешана нашло наиболее полное изложение социалистической идеологии, которая отличается особенностью помечать четкими стереотипными отметками далекие друг от друга или даже не связанные никакой преемственностью социалистические течения. Представляется обоснованным вывод, что социализм как единое историческое явление - существует. Основными принципами его является:
- Уничтожение частной собственности;
- Уничтожение семьи;
- Уничтожение религии;
- Уничтожение иерархии - Равенство всех членов общества.
Это четыре задачи преобразования общества в каждой социалистической доктрине.
1. Уничтожение частной собственности присуще всем без исключения социалистическим учениям и является основной чертой всех социалистических государств. При этом не исключается два вида общественной собственности. Одни учения выступают за общность имущества вплоть до жен и детей, а другие предпочитают видеть в государственной собственности всех основных средств производства как это было в СССР. Последняя стадия, по мнению Дешана, наступит лишь при содействии образованных людей, благодаря которым истина станет достоянием всего общества.
2. Уничтожение семьи через обобществление жен и детей – самый спорный принцип социализма. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» в заключение второго раздела высказывает осторожный прогноз: «так как моногамная семья за период с начала цивилизации заметно усовершенствовалась, и особенно заметно в новейшее время, то можно, по меньшей мере, предполагать, что она способна к дальнейшему совершенствованию,  пока не будет достигнуто равенство полов. Если же  моногамная семья в отдаленном будущем окажется неспособной выполнять требования общества, то невозможно заранее предсказать, какой характер будет иметь ее преемница»[1, с. 28]. Как писал Набоков: «Мечта и действительность сливаются в любви».
3. Уничтожение религии. Например, Дешан считал себя сторонником «просвещенного атеизма», который, по его мнению, обосновывает неизбежность уничтожения религии ввиду ее ненужности и убеждает человечество в том, что рай может существовать только на земле. «Слово "Бог" подлежит устранению из наших языков» [2, с. 118, 133]. В то же время, он яростный противник атеизма. Он так пишет о своем атеизме: «Система, предлагаемая мною, подобно атеизму, лишает нас радости рая и ужасов ада; но, в противоположность атеизму, она не оставляет никакого сомнения в правомерности уничтожения и ада и рая. Наконец, она дает нам в высшей степени важное убеждение, которого не давал и никогда не сможет дать атеизм; именно - убеждение в том, что для нас рай может существовать только в одном месте, а именно - в этом мире». [2, с. 154].
4. Уничтожение иерархии. Равенство. Состояние всеобщего равенства не вытекает последовательно из учения атеизма- утверждает Дешан. Для атеистов, как и для большинства людей, оно всегда казалось порождением фантазии. И эти фантазии далеко не безобидны. Существуют лишь два выхода - тот, который предлагает религия, и тот, который предлагает система Дешана. «Подтачивать религию, пока не подготовлена почва для второго выхода, - значит содействовать приближению разрушительной революции. В состоянии дикости люди гораздо счастливее, чем в состоянии законов, в котором живет современное цивилизованное человечество:  "...состояние законов для нас, людей в гражданском состоянии, неоспоримо хуже, чем в состоянии дикости» [2, с.184]. Описывая будущее социалистическое общество, социалисты утверждали не только равенство, но и тождественность людей даже в том, что «почти все лица имели бы почти один и тот же вид».

К сожалению, стремление к равенству их уводило к примитивной нивелировке. По сути дела они явились предшественниками современных глобалистов. Для перехода к идеальному обществу, считали они, придется уничтожить многое из того, что сейчас считается ценным, например, «все то, что мы именуем прекрасными произведениями искусства. Жертва эта была бы, несомненно, велика, но принести ее необходимо» [2, с. 202.]. Исчезнуть должны не только изящные искусства - поэзия, живопись или архитектура, но и наука и техника. Люди не станут строить кораблей или изучать земной шар. «И зачем понадобилась бы им ученость Коперников, Ньютонов и Кассини?» [2, с. 224]. Язык станет гораздо более простым и гораздо менее богатым, все люди станут говорить на одном языке, а язык этот будет стабилен и не подвержен изменениям. Исчезнет письменность и отпадет необходимость в утомительном труде изучения грамоты. Дети вообще не будут учиться: все необходимое они усвоят, подражая старшим.
 Отпадет и необходимость рассуждать: «В состоянии дикости не размышляли и не рассуждали, потому что в этом не нуждались; при состоянии законов размышляют и рассуждают, потому что нуждаются в этом; при состоянии нравов не будут размышлять и рассуждать, потому что в этом не будут больше нуждаться» [2, с. 296].

 Одна из самых ярких иллюстраций этого изменения сознания - гибель всех книг. Все они найдут свое употребление в том, для чего они, собственно, только и годны - для растопки печей. Все написанные до сих пор книги имели своей целью сделать необходимой и подготовить ту книгу, которая доказывала их ненужность – его книгу Дешана. Она переживет их все, но под конец тоже сгорит - последней из книг.  Жизнь людей упростится и облегчится. Они почти не будут добывать и обрабатывать металлов - большинство вещей будет сделано из дерева. Не будут строить больших домов, а жить станут в деревянных хижинах. Словом, идеализировался примитивный образ жизни.
. Социалистические учения, по мнению И.Р. Шафаревича складываются из таких частей:
 I МИФ о первоначальном счастливом "естественном состоянии", "Золотом веке", который был разрушен носителем зла, частной собственностью.
 II ОБЛИЧЕНИЕ современности. Современное общество объявляется неисцелимо порочным, несправедливым и бессмысленным, годным только на слом. Лишь на его обломках возможно создание общественного уклада, который обеспечит людям то счастье, которое они вообще способны испытать.
 III ПРОРОЧЕСТВО о новом, построенном на социалистических принципах обществе, в котором исчезнут все недостатки современности. Это единственный путь возвращения человечества в "естественное состояние", как говорит Морелли, путь от бессознательного золотого века - в сознательный. [3].
Социальная утопия, как и пророческий сон – это возможная реальность.

Литература:
1. Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. изд. 2, т. 21.
2. Дешан Л.М.. Истина или истинная система. Москва, 1973.
3. Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994