Письмо с фронта. 17 декабря 1943 года

Екатерина Шильдер
Письмо с фронта. 17 декабря 1943 года

     В письме с фронта от 10 ноября 1943 года Наум писал жене, что находится от Москвы на расстоянии 100-180 километров, но не называет место, где стоит его часть. И, действительно после операции на Днепре 27 октября 1943 г. бригада в составе 3-го гвардейского танкового корпуса выведена в резерв Ставки ВГК и к 21 ноября 1943 г. прибыла в район Тулы на доукомплектование.
 
     Если в предыдущем письме Наум обещает приехать на некоторое время к семье, но в этом опять говорит о том, что скоро отправляется на фронт. Нигде не говорит Наум о том, что его служба связана с обслуживанием и ремонтом танков на передовой, в местах ведения боя.

     Как не говорил и о том, что начинал войну механиком легкого танка. А быть на поле боя в таком танке наверняка из боя не вернуться. Только из наградного листа можно и узнать, что было у него на войне, как воевал и что заслужил. Как-то не встретилось в письмах семье и упоминание о наградах, что были им получены.

Здравствуй, Аннушка!
Вчера получи твое письмо, спасибо, что пишешь со всеми подробностями своей жизни, ведь это меня интересует. Ждал фотографии тебя и ребят, но очевидно это трудная проблема в настоящее время, ты пока прислала бы фотографию, которая у тебя есть и которую мне приятно видеть.

Ну, в отношении твоей прописки о какой-то моей знакомой Маруси, конечно, чепуха, это ты просто очевидно написала мне, для напоминания о прошлых моих похождениях в этой области, но это было давно и я уж не тот, что прошлые года, ведь время идет и человек изменяется.

Спасибо дорогая за твое приглашение приехать, у меня тоже огромное желание видеть тебя и ребят, но это очевидно пока невозможная мечта. Я уже тебе писал, что мы находимся на формировании и это формирование скоро окончится, а затем опять на фронт, таким образом, мой приезд нужно отложить до более благоприятного времени, т.е. до полного освобождения наших городов и сел от немецких оккупантов, при условии, если к этому времени не оторвут голову, что часто бывает в такой игре, как война, будем надеяться на лучшее.
 
О своих писать нечего, от Ленки получил письмо, пишет, что живет ничего, жалуется на тебя, что редко пишешь. Из Новозыбкова получил обратно свою открытку с припиской, что адресата по адресу нету, где они и что с ними ничего не знаю, хорошо бы попасть на тот фронт. Я бы все сам разведал и узнал, что с мамой и братом. Соня и Витя тоже ничего не пишут, где они тоже ничего не известно.
 
Нюра, ты пишешь, что скучаешь, этому я вполне сочувствую, ибо сужу по себе. Уж очень все надоело, тянет видеть свою семью и начать жить по человечески, но исход один, поскорее покончить с врагом, и тогда мы уж приложим все усилия и способности, чтобы устроить свою жизнь и жизнь ребят, как можно лучше.
Пиши, как живет Павлик и дядя, как здоровье мамаши твое, каковы ребята, попробуй обрисовать какие они, ведь я их верно сейчас не узнаю, за это время они изменились и выросли. Вообще пиши больше, очень приятно получать от тебя письма.
Крепко целую тебя и ребят. Твой Наум Б. 17.12.43 г.