Петровна о писателях

Елена Гвозденко
Прочла Петровна рассказ Леонида Блоха «Разве это деньги?»  http://www.proza.ru/2015/04/27/768, подперла кулачком щеку, примолкла. Долго молчала, разглядывая весеннюю суматоху за окном, беглым движением смахивая слезинки.

«Право слово, будто детки малые. Да с таких и деньги брать грех. Так и быть, проконсультирую бесплатно. А ты, милая, пиши, пиши, потом опубликуешь. Говорить им, живущим вдохновением, о том, что перед созданием продукта хорошо бы провести анализ рынка на востребованность – бесполезно. Сама понимаешь, гении. Так пусть себе пишут, на здоровье, что им Муза диктует. Она – дама капризная, будто спрос в кризис. А уж как напишут, так пусть подумают, для кого писали-то? Я, конечно, понимаю, что все они в глубине своих творческих душ, считают себя новаторами слова, светочами, несущими новые смыслы. Ох уж эти смыслы! Я немного тему знаю, передачу как-то смотрела.  Там серьезные дядьки - литературные критики рассуждали об этих самых смыслах и еще о геометрии текста, долго рассуждали, умно. Да, сдается мне, они всеми этими «смыслами» и «геометриями» себя отгородить пытались от новаторов, творящих в Интернете. Страх в их глазах прочла, ты ведь знаешь, я немножко ясновидящая», - моя собеседница опять надолго замолчала.

«Ты, милая, пиши, - будто очнулась Петровна, заметив мое нетерпение, - они хоть и гении, а наука еще никому не мешала. А маркетинг – наука, наука серьезная, это я тебе как бабка, у которой все внуки обучались этому самому маркетингу. Так вот, перво-наперво, для того, чтобы определить, насколько творение задевает чувства читателя, надо попробовать определить ценностную характеристику. Предвижу, что сейчас твои эстеты на все эти маркетинговые штучки ответят, мол, логарифмической линейкой чувства, тонометром полет рифмы. Но пусть себе. Сказать-то они скажут, но ведь, милая, дочитают до конца.


Экономисты – народ суховатый. Да что суховатый,  немного циничный. Так вот, все наши ценности они давно просчитали, выделив девять основных: чувство принадлежности;  возбуждение; веселье и удовольствие в жизни; теплые взаимоотношения; самореализация; уважение со стороны других людей; чувство достоинства; безопасность; самоуважение.

Я, конечно, со всеми согласиться не могу, так я и живу давно. Но то, что эта классификация заставляет задуматься – хорошо.  Гении твои сейчас, наверное, возмущаются, вспоминают о конфликте в литературе, о катарсисе, очищающем души. Все так, но ведь эти ценности – всего лишь ориентиры. Убери из жизни человека одну из них, и вот он – конфликт. Так вот, дорогие мои гении, воздействие культуры ни один рекламщик не отменял.

Рекламщики – народ ушлый, они давно уже пользуются вашими инструментами, дорогие писатели.  Знаете ли вы, что рекламщики довольно успешно используют портретное изображение психологического типа клиента? У них даже термин такой есть – психография. А основные черты называют психологическим макияжем. И это о таких характеристиках как восприятие, образ жизни, характеристика личности и т.д. Циники, одним словом. Но пробуйте как прием, как игру! Представьте себе вашего читателя. Пройдите вместе с ним по вашему тексту. Наблюдайте, смотрите за ним – где он нахмурился, а где рассмеялся. Быть может, вы заметите, как он тайком утирает слезинки?

Перечитали? Если не смогли, то вам ли осуждать рекламщиков, которые вживаются в потенциальных потребителей, становятся ими, живут их жизнью. А если получилось, то вы легко определите мотивы поведения читателей при покупке вашей книги.

Не слишком ли я сложно?» – обратилась ко мне собеседница. Я отрицательно закивала головой.

«Сама, милая, знаешь, время-то у меня дорогое. Потому напоследок совсем беспроигрышный вариант. Любой писатель может продать самый астрономический тираж своей книжки. Не веришь? А пусть напишет, к примеру, о безобразиях в своей Управляющей Компании. Да так напишет, чтобы с первых строк захотелось посадить директора, бухгалтера и всю их коммунальную шайку. Потом может смело печатать любые тиражи. А как примет готовые экземпляры из типографии, первым делом – к прототипам своих героев. Мол, не желаете ли приобщиться к культуре, могу весь тираж вам продать, а то у меня в прокуратуре читатели появились? Успех обеспечен. Ну да ладно, заболталась я совсем, а меня клиенты ждут, кризис на дворе, всем выживать надо. Ты публикуй, милая, а если тема покажется интересной – зови меня. Писателей консультирую бесплатно».