На Волховском фронте. Часть 2

Галина Козловская
 
 КОРКИНО. КРУПНАЯ ПОБЕДА НАШЕГО ПОЛКА

После оставления Любани противник, уничтожая всё на своём пути и взрывая за собой мосты, разрушая дороги, стал отходить на запад в направлении села Коркино. Вблизи Любани нами была остановлена группа наших русских людей, которые не пожелали уйти в немецкую неволю. Из рассказов местных жителей, противник всё население города Любань угнал в рабство в оккупированные им страны и Германию ещё летом.

В 11 часов наши войска без боя вступили в деревню Малое Приходьково. Здесь ранее было 35 домов, они сожжены отступающим противником. Остались нетронутыми 5-6 домов. Жители, которые скрывались в лесах и болотах и спаслись от угона в плен, возвращались на свои пепелища, разрывали пепел и землю, доставали закопанные продукты и вещи.

Одна гражданка, со слезами радости на глазах, вынесла на улицу громадный самовар, в котором кипело молоко, и угощала наших бойцов и офицеров молоком. На душе было грустно и приятно. Грустно потому, что наша любимая Родина беспощадно грабится врагом, беспощадно разрушаются наши города и сёла. И приятно потому, что час возмездия настал и «покорители пространств» не выдержали нашего большевистского упорства и, оставляя на своём пути громадное количество трупов своей армии, покатились на Запад.

30 января передовые подразделения (1-й и 2-й батальоны), выступая в направлении Коркино, пошли обходным путём лесом с юго-восточной стороны и ворвались в село Коркино. Завязался ожесточённый уличный бой. Немцы жестоко оборонялись, но были смяты нашими бойцами и выбиты из села.

Враг уже успел сделать своё гнусное дело. Все жители села были угнаны в рабство. Большое красивое село было объято пламенем. Отступающие немцы успели вблизи села Коркино построить  прочный узел обороны, эшелонируемый в глубину.
 
Перед селом были возведены снежные укрепления, достаточные для того, чтобы предохранить врага от пуль наших бойцов. Оригинальные с виду маленькие  снежные дзоты ощетинили против нас свои амбразуры, но ничто уже не могло остановить наступательный порыв наших бойцов и офицеров. Ломая всё на своём пути, подавляя огневые точки противника и расстреливая на ходу обнаглевших фрицев, бойцы ворвались на окраину Коркино и, продолжая теснить противника, захватили село в 24.00.

31 января в 5 часов утра подошли наши обозы, и весь наш личный состав был накормлен горячей пищей. Настроение бойцов было бодрое, отставших и больных не было.

В 6 утра полк выступил в направлении села Апраксин Бор. Противник применил новую тактику, всю дорогу завалив лесными завалами. Подорванные взрывчаткой  громадные сосны и ели на пути были навалены на дорогу, чтобы задержать стремительное наступление Красной Армии. Уже не имея расчёта  во времени, враг наспех заминировал дорогу противотанковыми и противопехотными минами, которые легко обезвреживаются нашими сапёрами и просто бойцами.

Из трёх случаев подрыва у бойцов оторваны ступни ног. Коварный враг на пути своего отступления расставил «сюрпризы», как, например, бросил мешок хорошей белой муки, а вблизи поставлена противопехотная мина шрапнельного действия.
 
Мина наспех плохо замаскирована и легко обнаружена нашими сапёрами. На деревьях развешены противотанковые мины, а попробуйте их снять – и взлетите на воздух.

На расстоянии предположительно 3-4 километра между сёлами Коркино – Апраксин Бор передовую группу разведчиков капитана Беляева и следовавших за ним командира полка полковника Фукалова, зам. командира полка по политчасти майора Айзенберга, зам. комполка по строевой части майора Долгова и начальника штаба Анненкова неожиданно обстреляла засада противника. Огонь вёлся из трёх пулемётов МГ-34, автоматических пушек и миномётов.

После пятиминутного совещания командование полка принимает смелое решение: обойти группировку противника с левого фланга и ударить в составе первого батальона.

Через полчаса прозвучали первые очереди наших автоматчиков и залпом ахнули винтовки, в общий ансамбль включились ручные пулемёты, и затем последовало несколько взрывов гранат. Через 20 минут всё смолкло. И в лесу грянуло: «Ура! а-а!!!». Эхо отозвалось в противоположной стороне, послышались дикие вопли и стоны немцев. Всё было кончено, благодаря исключительно правильному решению.

Противник, отрезанный в районе Апраксин Бор частями полковника Городецкова и боясь полного окружения, в панике начал отходить вправо в лес, бросив на пути свою технику, штабные машины, автотранспорт со снарядами, продуктами, медикаментами и награбленным всевозможным добром, вплоть до самоваров, детских кукол и домашней утвари.

Интересное зрелище представилось нашим взорам, когда мы проходили район панического бегства противника: брошенные трофеи растянулись на расстоянии трёх километров. Не имея времени сделать сколько-нибудь серьёзных повреждений, противник только несколько обезвредил свою боевую технику, и то не полностью. Были вынуты замки у нескольких тяжёлых орудий. Два орудия подорваны и сожжены.

Много боевой техники осталось в совершенно  исправном виде. Двупарные повозки, отобранные нами, 45 штук, были запряжены добротными конями германского происхождения.

Всех лошадей около 150 голов враг пристрелил выстрелами в голову. Кристально белый снег был залит алой кровью людей и лошадей. В разных позах лежали убитые нами испанцы и очень мало немцев. Трупы испанцев отличались своей характерностью: малый рост, загорелые смуглые лица и курчавые баки на лице.

В этом бою наши подразделения имели только несколько раненых бойцов, убитых не было.

Нами взяты следующие трофеи:

Штабных шестиосных автомашин – 7,
Мотоциклетов с колясками – 5, без колясок – 3,
Девятитонных автомашин – 53,
Легковых автомашин – 13,
Повозок с разными грузами – 75,
Орудий разных калибров – 56,
Велосипедов – 25.
Из 56 орудий оказалось тяжёлых - от 150 до 210 мм – 29, остальные противотанковые, полковые и т. п.

Из неотправленных писем немцев и испанцев установлено, что в данном районе оперировали 2 легиона испанцев «Голубой дивизии» и немецкие части.

Крупная победа нашего полка была отмечена командованием дивизии, и полк стал считаться самым боеспособным, а командование его было представлено к правительственным наградам за успешное выполнение боевых заданий.

Продолжение следует.