П. И. Чайковский - суперзвезда

Михаил Гольдентул
    Дело было в Америке. Я одно  время подружился с музыкантами симфонического оркестра нашего небольшого города. Однажды речь зашла о рейтинге композиторов  или  о степени величия, и, учитывая тот факт, что я из России, разговор свелся  к месту Чайковского. Спросили меня. Я сказал, (это было лет 25 тому назад):  Моцарт, Бетховен, Бах, Чайковский, Верди...
Тут мои друзья  горячо  вступили в обсуждение. 

    Предварительно должен сказать несколько слов о том, как подсчитывается у специалистов рейтинг. Есть два способа. Субъективный  - по результатам опросов. И более или менее объективный, - по частоте исполняемости произведений и числу созданных оригинальных мелодий.
 
    Опросы проводятся среди разных групп населения (музыкантов, студентов, слушателей концертов, и так далее...)
Результаты опросов разнятся по годам,  по странам, и даже по городам. Показатель, высчитанный таким образом хоть и субъективен, тем не менее, имеет смысл, хотя бы потому, что практически везде первые три места занимают Моцарт, Бетховен, Бах. Это говорит об определенном объективизме субъективного подхода.
Теперь вернемся ко мне, поставившему Чайковского на четвертое место. Дискуссия шла вполне корректно,  высказывались как бы разные равноправные субъективные мнения.
    В результате, чтобы долго все не описывать,  шкала для Америки   выстроилась такая:
Бетховен, Моцарт, Бах, ВАГНЕР.
Четвертое место Вагнера, как бы шло без обсуждения. Это общепризнанно.
Затем шли четыре композитора, положение которых в десятке, как было замечено, академически  установлено  и как бы неприкасаемо:  Брамс, Шуманн, Шуберт, Гайдн.
Итого,  уже 8.
    Оставлось 2 места в первой десятке. И теперь я просто перечислю композиторов, которых ТОГДА  мы рассматривали как претендентов на эти два места.

Вот они:  Шопен, Гендель, Чайковский, Шостакович, Малер, Стравинский, Верди, Шенберг, Равель, Дебюсси, Берлиоз, Рахманинов, Вивальди, Лист, Прокофьев, Барток.

    Перед  тем  как писать эту статью, я посмотрел на Гугле современные рейтинги для США и России. В большинстве  статей  Чайковский   находится в первой  десятке.

    Это все была преамбула.

    А тепрь непосредственно о Петре Ильиче Чайковском.
Чайковский  каким-то образом недооценен по двум причинам. Одна довольно странная – он слишком популярен,  часто исполняем,  привычен, и как бы заигран.
Как Маяковский сказал: Слова у нас до важных самых
в привычку входят, ветшают как платье...

    Вот именно в этом смысле. Бриллиант, который не в музее хранится под колпаком,  а носится на пальце каждый день.
Это одна причина. Его сверхпопулярность сыграла  с ним вот такую шутку.
Вторая причина -  Чайковский  фактически наш современник, он не был среди первопроходцев, таких  как Бах , Моцарт, Бетховен.  Он их последователь.

    А теперь рассмотрим Чайковского  просто  с  моей субъективной точки зрения.  И на примерах.

    1. Чайковский равен только Моцарту по универсальности. Он создал произведения  во всех жанрах и везде практически  на высочайшем уровне. Вдумайтесь, по универсальности  два первых места Чайковский и Моцарт!!!!

    2. Место его произведений.

 - Шестая  патетическая симфония по драматизму может приравниваться только всего лишь к трем произведениям -  Реквиему  Моцарта и Пятой и Девятой симфониям Бетховена.
   Шестая симфония очень сложна,  и, практически, до конца непостижима для всех кроме русских, потому что там вся судьба России, со всеми ее драмами, всплесками достижений, исканиями, надеждами, оптимизмом и пессимизмом.
   Не поленитесь потратьте  час  времени и послушайте симфонию.
https://www.youtube.com/watch?v=F1VG7SKHCeI
Если вы начнете, то уже не оторветесь, даже если вы не любитель классической музыки. Она затягивает любого слушателя с первых тактов. Слушайте ее с точки зрения – судьба России, которую Чайковский ощущал кожей и всеми нервами.

 - Скрипичный и фортепианный концерты Чайковского разделяют первое место с кем 
   угодно.
   Вот претенденты на разделение первого места с  Первым фортепианным концертом Чайковского:   
   Бетховенский Пятый или Третий, Моцарта - 20-й или 22-й. Рахманинова - Третий.
   Больше претендентов нет.
   Среди скрипичных концертов  только  четыре претендента : Брамс, Бетховен, Сибелиус, Паганини.

    3. Оперы.  Перечислим самые великие оперы  в мире:
Дон Жуан, Свадьба Фигаро, Волшебная флейта, Риголетто, Травиата, Богема, Кармен,Сивильский цирюльник.

    Если в этот список не каждый поставит «Евгения Онегина»,  это лишь по недоразумению.  «Онегин»  поразительная опера, но она  очень, очень, очень   русская. При кажущейся простоте она также трудна для понимания как «Евгений Онегин» Пушкина. Но с Пушкиным вроде бы понятно – трудность перевода. Но в опере Чайковского тоже  есть эта трудность, но мало кем уловимая, - трудность перевода музыкальных ассоциаций. Это очень русская опера, хотя написана в западно-европейских  традициях.  Нужно ее много раз слушать и глубоко прочувствовать. Как в живописи, например, слишком итальянскую "Примаверу"  Боттичелли или слишком испанского Гойю. Гойю же только испанцы по-настоящему понимают. Самая большая коллеция Гойи в Прадо – полностью целый этаж. И я там простоял часа три, слушая испанских гидов, среди которых попадались гении, и начал понимать чуть-чуть Гойю.

    «Евгений Онегин» Чайковского  – бездонный колодец.

    Я работал с постановщиком «Онегина» на американской сцене,  тренировал  певцов и хор русскому произношению  и ассистировал на репетициях. Постановщик, что назвается, проникся ко мне  за рассказы о том, что значит для русских ария Ленского и Дуэт  «Враги, давно ли друг от друга»,  и как их нужно исполнять. И  мы как бы вдвоем поняли, какие бездны там для западного слушателя.  Да, и для русского, тоже.
    Ария Ленского, дуэт «Враги! Давно ли друг от друга» , www.youtube.com/watch?v=SuqM5l0951U, прощальная сцена Онегина и Татьяны  находятся среди высочайших  вершин оперного искусства  - (Пучини, Верди, Моцарт).

    Метрополитен сделал последнюю постановку «Онегина»  превосходно, с Рене Флеминг и Дмитрием Хворостовским. Исполнение финальной сцены  Онегина с Татьяной  показало,  что опера находится среди лучших мировых опер. https://www.youtube.com/watch?v=R6XB0HX9ILY.

    4. О балетах говорить излишне. Кто-то  как-то пошутил: А что кроме балетов Чайковского есть еще какие-нибудь?
   В Америке Щелкунчик просто рождественская традиция.  Нет такого ребенка в Америке, который в своем детстве  не посмотрел бы Щелкунчика. Может быть даже несколько раз. Щелкунчик -  часть американской культуры, как и «Увертюра 1812 год». Есть в мире схождения. Например, Том Сойер и Гекельберри Финн  -  часть русской культуры. Я бы даже сказал, что имеется  такой парадокс, – они больше часть русской культуры,  чем американской.

    Чайковский истинно русский и одновременно совершенно всемирный композитор. Он совершил то, что Пушкин не смог только лишь по непреодолимости перевода поэзии с русского языка.

    Чайковский ослепительное сокровище мировой культуры, и он все еще, как и все гениальное, до конца не понят. И никогда не будет .