Видевший Христа или апгрейд

Екатерина Щетинина
 Заметки о митрополите Антонии Сурожском и его книге «ПРОБУЖДЕНИЕ к новой жизни».
Почему так важно это сегодня?
В Писании сказано: "мы не умрем, но изменимся",
Вопрос стоит сейчас так: если не изменимся (не обновимся), то умрём.

Хотя сейчас молодым вместо слова "Пробуждение" или "Преображение" более понятен айтишный термин "Апгрейд" - замена старых конструкций компа на новые, более мощные энергетически. Ну что ж, Обновление - прекрасное слово. Тоже подходит. Человек - биопроцессор, призванный производить всё более высокие энергии. Но для этого надо умирать и воскресать... ОБНОВЛЯТЬСЯ!
Примеры тому дали нам такие люди, как Антоний Сурожский.


****

Однажды, занимаясь кухней (ох, уж этот быт!) я автоматически (а кто же я?) включила "ящик". Как в том анекдоте: Фима, включи-ка телик, посмотрим, кому там еще хуже нас?
И вдруг я увидела там (скорее ощутила спиной) нечто необыкновенное, выходящее вон из ряда плоских и фальшивых картинок и текстовок. Это были глаза... лицо, слова ЖИВОГО и, что главное, абсолютно ИСКРЕННЕГО человека. И счастливого – так, как только может быть счастлив человек земли.

Неподдельность этого высокого счастья, озарённо-радостной духовной силы, льющейся из глаз рассказчика, просто поразила меня, давно, хоть и с трудом, притерпевшуюся к неискренности социума, светского мира. Пряталась и утешалась я от него внутренним миром (знанием, чувствованием). Утешиться внешним получалось ненадолго. И разве можно оторвать одно от другого - внешнее от внутреннего и наоборот? Нутро от кожи... Душу от тела... Этот разрыв всегда болезнен, если не смертелен, рассекая то, что задумано целым и живым,  и проявляется он с очевидностью для всех - рано или поздно… И пробивает, и убивает… И тогда мы философски изрекаем: рок.

Так вот, человек, светящийся с экрана в то счастливейшее для меня утро, не имел в себе такого разрыва – НА САМОМ ДЕЛЕ являясь тем, о чем говорил. Являясь воплощенной безмерной любовью – к Богу, ко всем нам, ко мне лично.  По сути, являясь Христом, неся в себе Его атомы, клетки, ДНК, как там еще...

Это был не кто иной, как митрополит Антоний Сурожский. Впервые услышав это имя, я уже никогда его не забывала. Это было исключено - как невозможно забыть открытую тобой сверхновую звезду. Думается, что только из таких открытий и состоит наша настоящая жизнь. Ради этого она и давалась...

Как рассохшаяся и расстроенная скрипка отреагировал мой организм на его речь, на огненный и пристально-любящий взор, объемлющий всю вечность и этот момент, всех сразу и тебя одну; на эту исповедь без йоты фальши или чванства, превосходства или суда, натяжки или учёной книжности.
Словом, отклик полузадушенной души моей был максимален по амплитуде. И она заплакала где-то под спудом – от радости, будто заразившись ею от владыки Антония, еще не веря до конца своему счастью при-общения...

О чем же рассказывал Антоний? О главном моменте своей жизни. О том, как произошло его пробуждение к новой жизни. Потребность в ней юноша чувствовал остро, но ничто не давало ему такого средства. Дверь не открывалась. 
Это смог сделать только САМ Христос, явившись однажды туда, где юный (14 лет) богоискатель в одиночестве читал Евангелие в надежде "разобраться". И изумлённый Антоний УВИДЕЛ Спасителя воочию! Рядом.. (Близ стою, при дверех...)

И сотряслись основы, дольние миры человека, до сих пор дремлющего. Он открыл веки-вежды свои и узрел Свет горний. Преображение сознания юноши случилось…

Оно случилось не в церкви. Антоний рос на Западе. Понимаете, что он хотел поведать своим рассказом? Что это может случиться где угодно, но ТОЛЬКО там, где есть, точнее, ПРИСУТСТВУЕШЬ ты сам, абсолютно весь, полностью, вне суетных помышлений и отвлечений, ты - целиком со своим прошлым и будущим, со своим горячим, алчущим правды Божьей и молящим Его сердцем. И – обязательно - со строжайшим вниманием к себе, глубинному и потаённому. Не к тому, кто в зеркале поправляет прическу или бабочку и волнуется о том, что скажут про него Петя и Маша…
(О важности того, что надо научиться отделять правду о себе от того, что ты о себе фантазируешь-воображаешь, тоже есть размышления у владыки Антония).

А тогда, помню, он сказал примерно так: не храм должен вам дать огонь любви,не боящейся ни смрада, ни проказы, а вы должны принести его туда сами. Озарить и согреть храм своим факелом, собой всецелым, а не только купленной свечой. А кто же еще сделает это за нас?

Это тоже произвело впечатление бомбы. Оказывается, всё наоборот! А мы-то ждём помощи, притока сил, дозы оптимизма или еще чего-то… ждем оттуда, куда сами не внесли ничего!… Ничего - это в лучшем случае, а то и норовим сбросить побольше негатива...
Да, похоже, мы понимаем Слово Христа с точностью до наоборот.

И приникла я к устам этого самого искреннего (повторюсь), близкого и духоносно-живого проповедника Слова с жадностью  изголодавшегося лет за сорок подростка, блуждавшего в тенях своих фантазий и надуманных (и часто надменных)  представлений о себе и прочем…
Приникла к роднику бесконечной светлой мудрости и человеколюбия.

С благоговением и безмерной благодарностью…

Итак, рассказывает Антоний Сурожский…

1.
… как приходил к нему человек и всё просил:

- Я хочу познать Бога, откройте мне Бога!

- Предположим, что я бы мог это сделать, но ответьте честно: Вы мечтаете о Боге как о добавочном наслаждении в своей жизни?

Он ответил:
- Да. Я хотел бы, чтобы Бог вошел в мою жизнь, не нарушая того порядка, который я (сам себе!)  установил, а добавил бы новое измерение, от которого мне мне стало бы счастливее и лучше жить...

Это очень важно (подчеркивает Антоний), потому что Слово Божие как меч обоюдоострый. Если мы принимаем Слово, то оно разделит свет от тьмы в нас, и мы должны сделать выбор. А кто из нас достаточно смел и достаточно устойчив для того, чтобы это совершить?»
Чтобы перемениться…

Далее митрополит Антоний приводит здесь цитату из Серафима Саровского:
«Между погибающим грешником и кающимся праведником разница одна: решимость. Грешник часто с эмоцией воспринимает и красоту, и добро, и истину, но воспламеняется лишь на одно мгновение – и потухает. Он понял, о чем идет речь, но это не подвигло его волю на то, чтобы стать против себя самого, решиться бороться и побеждать ради красоты и истины, ради Бога".

2.
 …о переменах и (вн)утреннем Евангелии

- Надо читать Евангелие регулярно. Лучше всего читать утром, когда еще мысли не рассеяны. Надо стать перед Богом и сказать: «Господи, я сейчас буду читать Евангелие, в котором рассказывается о жизни Господа нашего и Спасителя, Иисуса Христа. Каждое Его слово – это слово из вечности, это Божие Слово, обращенное ко мне лично. Благослови меня, помоги мне умом открыться, сердцем быть чутким, помоги быть бесстрашным. Потому что я непременно набреду на такие места, КОТОРЫЕ БУДУТ ТРЕБОВАТЬ ОТ МЕНЯ ПЕРЕМЕНЫ В ЖИЗНИ,  … и мне будет страшно этой перемены.

Только нельзя спешить.
Говорит Бог; неужели мы ему скажем: "Говори скорей, у меня другие дела"?
Нет, побудь с Богом.

И раньше, чем отойти, чем вернуться к обычному делу, остановись, не читай больше и не думай ни о чём, а сядь и помолчи. Хоть пять минут помолчи в тишине, в слушайся в ту тишину, которая заполняет твою комнату, и может быть, твой ум и твою душу, вслушайся, а потом встань и скажи:
«Господи, благослови меня теперь войти в новый день, который до этого никогда не существовал, который как белоснежная равнина лежит передо мной.
Дай мне вступить в эту равнину и проложить след, который не был бы кривой и недостойный ни меня, ни тебя. Благослови меня. Ночью я спал, как будто был мертв, а теперь словно воскрес и вступаю в новую жизнь».

3.
Новая черта в Боге…

Вопрос к преподобному: какая же может быть НОВАЯ черта в Боге? Как это?

- Это Бог, Которого мы можем УВАЖАТЬ. Это слово звучит странно, и я должен его разъяснить.
Большей частью люди себе представляют, что Бог сотворил мир, сотворил человека, не спрашивая его, хочет ли он существовать или нет, да еще наделил его свободой, то есть, возможностью себя погубить, а затем, то ли в конце нашей жизни, то ли в конце судьбы мира, в конце времен Бог нас будто бы ожидает и произнесет суд.

Справедливо ли это?
Мы не просились в существование, мы не просили той свободы, которую Он нам дал – почему же мы должны односторонне отвечать за свою судьбу и за судьбу мира?
Этот вопрос с такой резкостью мало кто ставит; но я его ставлю и ответ нахожу в воплощении Слова Божия, Сына Божия.

Бог делается человеком. Он вступает в мир на началах человечества, Он на себя берет не только тварность нашу, т.е. плоть, душу человеческую, ум, сердце, волю, судьбу, но ОН берет на себя всю судьбу человека в этом падшем, изуродованном мире, в страшном мире, где постоянно (порой даже торжествуя) так или иначе действуют зло, ненависть, страх, жадность, столько других пороков.

Он входит в этот мир и  берет на себя все последствия не только своего первичного творческого акта, вызвавшего из небытия мир и человека – Он берёт на себя ВСЕ ПОСЛЕДСТВИЯ того, что человек сделал из этого мира. И он живёт, чистый от всякой скверны, в мире, где на него обрушиваются всё нечистое, всё скверное, всё развратное, всё безбожное, всё недостойное человека, потому что для падшего мира Он – вызов. Бога, который на Себя берёт такую судьбу – да, можно уважать. Он нас не пустил в такую жизнь с тем, чтобы мы расплачивались за неё, Он вошёл в эту жизнь и вместе с нами Сам готов её преобразить, изменить. Тогда понятно делается, что Бог Сам говорит о себе устами Иоанна Богослова : «… се, творю всё новое» («…вот, я всё делаю новым»).

Воплощение можно назвать событием космическим. Плоть, которой облекся Бог, состоит из того же вещества, что и вся вселенная.
Христос, став человеком, приОБЩился к самому коренному, что составляет творение. Всякий атом может узнать себя в атомах Его тела, всякая звезда может узнать себя по-новому в Его плоти, увидеть, ЧЕМ атом и всё, что состоит из атомов, может стать, если только соединится с Богом, если только начнёт сиять не естественным тварным своим светом, А Божественной славой! Разве это не новизна? Разве это не благая весть?»

4. Новое отношение к заповедям.

...В Новом Завете Христос тоже дает нам заповеди, но отношение к ним иное, чем к ветхозаветным предписаниям:
заповеди Христовы учат нас не как ПОСТУПАТЬ, а какими БЫТЬ.
 
Заповеди Христа – путь. Мы не можем относиться к ним рабски, повинуясь из страха или в надежде на награду. Не исполнением приказов Божиих, а глубинным сроднением с тем, что апостол Павел называет ум Христов (1 Кор. 2: 16). Это то, что должно быть в нашем сердце, в нашем уме, это не внешний закон, а описание «внутреннего человека» (Рим. 7:22).

В этом отношении когда я говорю, что мы не можем спастись, если нарушаем закон жизни ( это и есть грех), то я говорю не о ПОСТУПКАХ, а о том, чтобы этот закон жизни стал действительно нашим существом и мы не могли иначе поступить, потому что уже приобщились к замыслу Божиему. Мы с Ним разделяем Его желание, любим то, что Он любит, мы с Ним – едины.


5. О чуде (к притче об исцелении тещи Петра).

… А чудо заключается в том, что Бог посредством веры человека восстанавливает гармонию, которая раньше существовала и была нарушена человеческой злобой, насилием, грехом.
В основе чуда – Божие сострадание, жалость и любовь.
Если только есть человек, способный быть проводником, Бог через него действует.

 Человек, который себя очистил (покаянием), освободил себя от плена грехов, стал сам цельным, может своим прикосновением исцелять, т.е. передавать свою цельность другому человеку. Просто побыв рядом...

Теща Петра исцеляется, потому что Христос передал ей свою цельность. Не святость, а момент цельности, которую она может вместить, оценить и ради которой она может НАЧАТЬ МЕНЯТЬСЯ, новую жизнь вести. Она в ответ на эту любовь и жалость Господнюю делает, что может – начинает СЛУЖИТЬ пришедшим…

Почему Христос не раз в течение своей евангельской жизни спрашивает больного: «Хочешь ли быть цел?».
И совершенно естественно перед нами встает вопрос: кто же не хочет быть здоровым? Что за вопрос, зачем его ставить?

Вопрос не так прост, потому что исцеление не является просто физической переменой нашего состояния.
Он ставится так: если тебе дать жить дальше, каким ты есть, куда идет твоя жизнь? (Вопрос о целях! Прим.автора). Хочешь ли ты чего-то иного? Или тебе хотелось бы продолжать свою жизнь, как она есть: веселиться, грешить, в меру каяться, как бы отряхиваясь (как собака, попавшая в лужу) и бежать к смерти…

Если ты теперь получишь исЦЕЛение, то жизнь которая тебе будет дана, это уже не твоя природная жизнь. Она тебе дана как новый дар, словно ты умер и воскрес. Теперь тебе надо жить, помня, что всё твое физическое здоровье, умственное здравие, твоя цельность - это новая жизнь, которая принадлежит Богу.
Как апостол Павел говорит: «Уже не я живу, а живет во мне Христос» (Гал.2:20).

…Исцеление значит конец прошлого и начало вечности".

Хочешь ли ты быть цел???
То есть, изменить свои ЦЕЛИ?


Окончание следует