Чужой орден. рассказ

Павел Морозовв
Память о великой
Войне

       Этот боевой орден продавали на толчке возле остатков восточногерманской  стены. Орден был старый видавший виды, с выкрошившейся  кое где эмалью. Он был получен в самом конце войны одним из бойцов за форсирование реки Одер в феврале  сорок пятого года.  Боец был молодой из последнего пополнения, успевший повоевать всего несколько месяцев, но за это время полной мерой хлебнувший того военного лиха, память о котором мучила его до конца своих дней…
      
 В первые годы после войны почти  все фронтовики часто надевали свои боевые награды, но шло время и они стали востребуемы все меньше и меньше. Появились орденские планки, а сами боевые награды пылились в заветных шкатулках и коробочках. А у нашего бывшего солдата из всех существовавших во время войны орденов был только один, потому и был дорог как память о своей фронтовой юности. Потом появились многочисленные юбилейные медали и нагрудные знаки, но та первая награда имела свою, известную только ее владельцу истинную цену, ибо была отметиной тех событий,  прямо или косвенно повлиявших на всю его дальнейшую жизнь…
    
  С годами многое стерлось из памяти и забылось, забылись имена и лица бывших однополчан, забылись многие картины из послевоенной жизни, но не забылось то состояние души, та фронтовая дружба, объединяющая сердца общей памятью о пережитом на долгие, долгие годы вперед…
      
 Внук продал орден одному «коллекционеру» и на вырученные деньги купил плеер. Для девятнадцатилетнего внука это было нормальным явлением, потому как вырос он уже в совершенно иной среде, где все продавалось и покупалось.  Что для него значили те артефакты уже ушедшей эпохи одним из которых был тот орден? Да очевидно совсем ничего, потому что для внука существовала уже совсем иная шкала ценностей, где проданный боевой орден был равнозначен цене плеера. Для него не было ничего святого, он был человеком без чести, без совести и без Родины, которую он благополучно покинул спустя восемь лет, в поисках лучшей жизни в Канаде…
      
 А «коллекционер» продал орден втрое дороже одному из иностранцев, который попав на свою Родину, перепродал его с выгодой другому человеку,   тот же  его опять перепродал и так продолжалось пока этот орден не осел в одной из коллекций одного престарелого немца бывшего на той войне капралом и не понаслышке знавшим, что такое война. После смерти капрала его коллекция разошлась по чужим рукам. Так боевой орден попал на блошиный рынок, располагавшийся у бывшей восточногерманской стены.
      
 Наш герой хватился пропажи слишком поздно и не стал поднимать шум и портить отношения  из за этого со своим внуком, буквально на глазах превращавшимся  в отпетого негодяя…    
    
  Увы, банальная история, потому как многие из ветеранов либо вконец опустившись, либо обнищав и оставшись без средств к существованию продали свои боевые ордена и медали таким вот горе – коллекционерам. Но можем ли мы винить их за это и осуждать? Конечно же  нет, ибо каждое время рождает своих героев и не вина, а большая беда стареющих  ветеранов прошлой Великой Войны в том, что государство которому они служили так и не смогло по настоящему воспользоваться плодами той безусловно Великой Победы. Что спустя сорок шесть лет привело к полному его распаду и забвению тех, кто его когда то защищал, не щадя живота своего…
      
 Но такое положение дел не говорит о том, что Родина у нас стала другой и что какой-нибудь американский флаг важней российского. Ведь что бы ни происходило вокруг, Родина у всех нас, живущих на переломе эпох, только одна и другой не будет. А Родину как вы знаете необходимо беречь и защищать! И те дряхлеющие на глазах старики знали и знают об этом, для них тогда в сорок первом не возникало вопроса идти или не идти, быть или не быть.  Они знали, что их Родине  однозначно быть, независимо от того, как она тогда называлась Советским Союзом, или как ныне РФ. Потому что святое чувство Родины  непреходяще, как та неразменная монета, либо она есть, либо ее нет совсем…
      
 И здесь нет места никаким спекуляциям, потому что Родина, как и мать у каждого из нас может быть только одна. Что есть безотносительная реальность существующая помимо желания каждого из нас, потому как существует просто как воздух, которым все мы дышим независимо от того хорошие мы или плохие, и здесь не имеет значения что наша к ней любовь не всегда взаимна. Главное что она есть, хотя и выражает себя по-разному. Хуже всего, когда ее нет, нет совсем, что проявляет себя в полном подчинении чуждым идеалам и чужой  воле тех кто считает нашу Великую Победу  "мелкой разменной монетой"  в  своих  грязных политических  играх…

                19 февраля-2000 года.