Воля богов

Александр Халуторных
«Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно!» - сказал кто-то из тех, к чьим словам прислушиваются, и чьи мыслительные озарения цитируют потом в виде метких афоризмов. Потрясающие своим масштабным цинизмом деяния тиранов, диктаторов и прочих могущественных самодуров, пользующихся безграничной властью, до сих пор волнуют человеческое воображение, несмотря на давность событий.

     У древнеримских императоров была именно такая абсолютная власть, о какой никто из ныне живущих властителей и мечтать не может. Сегодня правящую персону сильно ограничивают законы, парламенты и прочие демократические инструменты управления. Ну, а, если в возглавляемой современным деспотом стране, нет ничего такого? Нет проблем! Мировое сообщество в лице так называемых цивилизованных стран своевременно укажут на недопустимость нарушения принятых в международной практике норм, погрозят пальчиком, а то и приведут в чувство с помощью обычных в таких случаях методов вразумления – массированных бомбёжек и вторжения коалиционных военных сил.

      В древнем Риме власть тирана простиралась безгранично. Его власть была сравнима только с могуществом богов, так как на земле её уже ничто не могло ограничить.  Иногда древнеримским властелинам приходила мысль потягаться с самими богами. А что? Можно же попробовать, а вдруг? Это вполне по плечу тому, кто небрежным мановением руки вершит судьбы мира. Если стать равным богам, а то и превзойти их, небожители могут признать за своего и принять в свою компанию.
   
      У одного из цезарей был придворный астролог, удачно предсказывающий будущее. Однажды вечером император вызвал его во дворец  и спросил, знает ли он свою собственную судьбу. «Да, Цезарь, я скоро умру» - ответил астролог. Тогда тиран спросил, знает ли он, как он умрет? «Да, Цезарь, я знаю, что меня разорвут собаки. Такую судьбу мне ниспослали всемогущие боги». Император просиял: «Я хочу подправить уготованную тебе богами участь, провидец…» Он вызвал стражу и приказал посадить астролога на кол, а потом сжечь тело на костре. Так и сделали.

      На другой день, возлежа с кубком вина в кругу высшей римской знати, император со смехом рассказал, как он изменил божественное провидение и оказался сильнее всемогущей воли богов.

      «Ты вознёсся выше богов, повелитель!» - с восторгом закричали параситы и подхватили смех тирана.

      В толпе приближённых император вдруг заметил одного из пирующих, который не присоединился ко всеобщему веселью и был мрачен.

      «А ты почему не смеёшься?» - спросил он его. Надо сказать, что не смеяться шуткам императора было опасно. «Или у тебя есть сомнения в моём могуществе, патриций?»

      «Человек не может изменить волю богов, Цезарь. Ночью прошёл сильный ливень, и костёр, в котором горело тело астролога, погас. Когда я сегодня утром проходил мимо места казни, то видел, как труп рвали уличные собаки…»

      Смех стих, и в зале повисла зловещая тишина…