Туржанский Борис Александрович

Олег Каминский
Родился  26  февраля  (10  марта)  1900  года  в  городе  Смоленск  (Россия)  в  семье  служащего,  потомственного  польского  дворянина.  Поляк  (по  другим  данным  -  русский).  С  1910  по  1913  год  учился  в  1-м  Смоленском  реальном  училище,  окончил  Смоленскую  гимназию.  После  переезда  в  Москву  в  1915  году,  учился  в  художественном  училище.  Зарабатывал  на  жизнь  частными  уроками,  работал  помощником  художника. 
В  РККА  с  6  марта  1918  года. 
Участвовал  в  гражданской  войне. 
С  1918  года  по  1919  год  воевал  на  Южном  и  Юго-Восточном  фронте,  был  младшим  телеграфистом  (телефонистом)  и  мотоциклистом  в  1-м  корпусном  и  7-м  истребительном  авиационном  отрядах.  В  1920  году  был  шофером  политуправления  9-й  армии  на  Кавказском  фронте.   
С  декабря  1920  года  учился  в  Егорьевской  школе  лётчиков,  которую  окончил  в  1923  году. 
С  апреля  по  сентябрь  1923  года  был  слушателем  Зарайской  высшей  школы  авиации. 
Служил  лётчиком-инструктором,  лётчиком,  начальником  лётного  отделения  Военно-воздушной  академии,  в  Качинской  авиационной  школе,  помощником  начальника  штаба  авиационной  бригады,  командиром  отряда. 
Окончил  в  1929  году  КУКС  при  Военно-воздушной  академии. 
Командовал  отрядом,  а  с  1931  года  -  истребительной  эскадрильей  имени  Ф.  Э.  Дзержинского. 
28  ноября  1935  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник».
Командовал  истребительной  авиационной  бригадой  в  Белорусском  военном  округе. 
С  марта  по  октябрь  1936  году  был  слушателем  оперативного  факультета  Военно-воздушной  академии. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  22  октября  1936  года  по  11  февраля  1937  года  в  качестве  командира  4-й  эскадрильи,  а  затем  командира  бригады  истребителей  И-15.
Имел  псевдоним  «Борис  Мараншов».

     «…Когда  мы  подлетали  к  аэродрому,  нам  навстречу  вылетело  2  самолета.  Они  серебряного  цвета  с  черными  полосами.  У  меня  высота  была  метров  200,  я  догнал  и  дал  очередь  из  всех  4  пулеметов.  У  меня  сложилось  впечатление,  что  он  взорвался,  так  как  было  черное  облако  дыма.  Второго  я  тоже  сбил,  он  загорелся  и  упал…
     После  этого  взлетели  еще  2  самолета  и  5-й  самолет  с  другого  аэродрома  -  завязался  воздушный  бой.  Нас  было  6  самолетов.  Мы  дрались  в  течение  20  минут,  так  как  уйти  от  противника  я  никак  не  мог,  никаких  сигналов  подать  нельзя,  сам  я  был  занят,  так  как  отбивал  то  одного,  то  другого.  Борьба  велась  на  близких  интервалах.  И-15  в  этом  бою  показал  все  свои  преимущества  при  умелом  обращении  с  ним.
     Я  сбил  один  самолет  противника:  я  атаковал  его  с  носу,  он  ушел  в  сторону,  я  за  ним,  завязал  бой.  Я  вообще  стреляю  очень  прилично.  Но  там  я  выпустил  в  него  очень  большое  количество  патрон,  а  он  не  падает.  Дальше  он  сделал  поворот,  я  за  ним,  он  делает  вираж,  я  даю  ногу  в  сторону,  дистанция  у  нас  сблизилась,  из  всех  четырех  пулеметов  я  даю  шквальный  огонь,  только  тогда  он  загорелся.  Летчик,  по-видимому,  был  убит.  После  этого  я  увидел,  как  упало  еще  3  самолета.  Как  падал  четвертый,  я  не  видел.  Пятый  скапотировал  на  аэродроме.
     Я  начал  в  воздухе  собирать  свои  самолеты.  Собрал  четырех,  остальных  не  видел,  и  ушел  на  свой  аэродром.  Как  только  мы  сели,  вернулся  еще  один,  компас  у  него  не  работал.  После  этого  мы  получили  сообщение,  что  шестой  летчик  находится  на  нашей  территории,  но  самолет  разбит…»
     (Из  книги  С.  В.  Абросова  «В  небе  Испании.  1936-1939  годы»)

Всего  в  Испании  лично  сбил  4  истребителя  Хе-51  (по  другим  данным  2  бомбардировщика     Ю-52  в  районе  Сантандера).
20  декабря  1936  года  при  вынужденной  посадке  в  горах  скапотировал,  получив  тяжелую  травму  головы.  После  операции  в  госпитале  и  потери  одного  глаза  был  отправлен  в  Советский  Союз. 
После  возвращения  из  Испании  находился  в  распоряжении  начальника  ВВС  РККА.
8  апреля  1937  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «комбриг». 
С  1937  года  по  1939  год  был  лётчиком-испытателем  авиационного  завода  №  1  в  Москве.  Испытывал  серийные  истребители  И-15бис  и  И-153.  С  1939  года  по  1941  год  был  начальником  лётно-испытательной  станции  на  этом  же  заводе.  Занимался  испытаниями  серийных  истребителей  И-153,  МиГ-1  и  МиГ-3.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  июля  1941  года. 
В  составе  2-й  отдельной  истребительной  авиационной  эскадрильи  ПВО,  базировавшейся  на  Центральном  аэродроме  Москвы,  участвовал  в  отражении  налетов  немецкой  авиации  на  столицу.  С  июля  по  декабрь  1941  года  был  начальником  ЛИС  авиазавода  №  301  в  Химках,  испытывал  серийные  истребители  Як-1  и  Як-7.  С  декабря  1941  года  был  начальником  ЛИС  авиазавода  №  153  в  Новосибирске,  занимался  испытаниями  серийных  истребителей  Як-7,  Як-9  и  их  модификации.  Затем,  с  1943  года  был  начальником  ЛИС  авиазавода  №  82  в  Тушино, испытывал  серийные  истребители  Як-7,  Як-9  и  их  модификации.
После  окончания  войны  продолжал  работать  летчиком-испытателем,  испытал  большое  количество  самолетов.
Проживал  в  городе  Москва  (Россия).
Умер  14  июня  1948  года  после  тяжелой  болезни.  Похоронен  на  Армянском  кладбище.

Список  известных  воздушных  побед  Б.  А.  Туржанского:
08.12.1936       1       Хе-51*           Витория               лично
10.12.1936       1       Хе-51             Витория               лично
13.12.1936       2       Хе-51             Витория               лично

Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  31  декабря  1936  года,  за  мужество  и  героизм,  полковнику  Борису  Александровичу  Туржанскому  было  присвоено  звание Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  12).
Награжден  двумя  орденами  Ленина  (31.12.1936,  21.02.1945),  двумя  орденами  Красного  Знамени  (03.11.1944,  24.06.1948),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени  (19.08.1944),  орденом  Красной  Звезды  (02.07.1945),  медалями  «ХХ  лет  Рабоче-Крестьянской  Красной  Армии»  (1938),  «За  оборону  Москвы»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.».

Примечание:
*     Немецкий  пилот  унтер-офицер  Эрнст  Мратцек  спасся  на  парашюте.