Коммуникации Никласа Лумана и струны Юницкого

Андрей Козлов Кослоп
Никлас Луман в своем учении "Общество общества" в качестве субстрата социальной эволюции , истории, прогресс выделяет "коммуникации".
Его друзья-коллеги по франкуртской школе его не проняли, заподозрили в буржуазности и антимарксизме.

Но Луман настаивает на "эмергентности", то есть естественности и спонтанности  социальных процессов.
Чем плотнее и гуже коммуникации, тем интенсивней социальный прогресс.

Эмерджентными являются по Луману и фазы.  Сначала стабильная форма проекта, потом он загнивает, варьируется, происходит селекция и наступает рестабилизация.
Луман является автором, который пытается рассмотреть теорию автопоэзиса  в социальной сфере.
Автопоэзис -Варела и Матурана. Пропагандист автопоэзиса - Фритьоф Капра. Интересуйтесь.
Автопоэзис означают, что нечто зарождается само и неожиданно. Хотя всё и многое спонтанно, но это означает как раз что детерминизма нет (очень четко эта тема у И. Пригожина).
.
У России есть проблема не только  с малостью населения, как сейчас нередко говорят, но и густотой, плотностью. Плотность населения удешевляет транспортные  инфраструктуры: на км дорог в много раз больше и населения и населенных пунктов.
В Приложении мы показываем индексы транспортной энергетики территорий. Россия формальна лишь  энергетичней Азии.  Но если учесть, что три четверти России это Азия.  Причем это самая не энергетичная часть Азии (так как северо-восточная Азия  находится в норд-осте, где населения гипермало) Тогда получится, что Россия условно говоря имеет индекс 7, когда  Европа 70 . То есть ., Россия имеет по геополитическим факторам обратную логику своей цивилизованности нежели Европа (лидер по естественным Условиям, за ней следует Северная Америка). 
 В России сначала появляются дороги, потом цивилизация.
Сначала появляется технология подсечно-огневого земледелия с зимне-лесной культурой,  и потом появляется цивилизация, до появления технологических новин  тут  неведомая далекая земля, где "история" творится лишь на границах этой страны и то преимущественно летом. Кочевники набегают, но тут же отходят, так люди спрятались в лесах.
Принцип густоты населения (и массы) оказался принципом как Японского Так и Китайского чуд. Туда же Индия, Бразилия, ЮАР.  ТО есть, БРИКС - штука естественная. Везде где есть эти условия будут Сингапуры и Гонконги.
Но в БРИКС Россия опять, как видим особняком.
Помним русскую пословицу о дорогах, как проблемы.
Дураки и  дороги - называется.
Эта фолькмудрость совпадает с учением Лумана.  Больше транспорта, связи, рождающих коммуникации, больше  рост разумности.
Россия-Русь  возникает на пути из варяг в греки, на переходе шелкового пути в Европы.
Когда оказалось что рек маловата. Ещё в 18 веке уральский метал  переправляли сначала по Чусовой (что было ваще полный алес капут), по Каме-Волге в Балтику.
В начале 20 века достраивают Транссиб, потом Беломорканал, потом, Турксиб, БАМ.
Сейчас  оживилась тема струнных дорог (Юницкий).
Этот проект очень логичен.
С учетом Транссиба, Беломорканала, паровоза Черепановых, пути из варяг в греки, Волги-матушки, подвига Челюскинцев и Папанина на льдине этот проект очень национально органичный.
 Энтузиасты струной утопии рассматривают  транс-нет на территориях Евразии, но актуален он в первую очередь внутри самой России (исходя из выше описанной логики) .
 Органичность "утопичного" проекта также и в том, что  мобилизационные новины русичам даются проще, чем  рутинно естественное. Вспомним как возникает русский флот при Петре, как создается и побеждает внезапно Русский флот в черном море. Как стремительно произошли сталинские индустриальные пятилетки.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Индекс траспортной энергетичности цивилизаций планеты.

Длинна береговой линии (в тысячах км), деленная на площадь территории (в тысячах кв.км),  даст нам некий индекс, указывающий на технологическую «энергетичность» местности.
Первый показатель – площадь в тыс.  кв.км, второй – береговая линия в тыс. км , третий -индекс транспортно-технологической  энергетичности (береговая линия, деленная на площадь):
ЕВРОПА – 10080; 38; 0,0037
АЗИЯ –  44445; 62; 0,001395
АВСТРАЛИЯ+ОКЕАНИЯ –  8944; 19,7; 0,0022
АФРИКА –  30 357; 30,5; 0,001
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА – 24365; 75,5; 0,00309
ЮЖНАЯ АМЕРИКА – 17 854; 32; 0,0018
РОССИЯ – 17098; 38; 0,00222

Если  технологический индекс умножить на 10 тысяч, то округленно получится следующее: Европа – 37, Азия, - 14, Австралия с Океанией – 22, Африка – 10, Северная Америка -  31, Южная Америка – 18, Россия – 22.
Глядя на карту, мы также замечаем, что половину Европы занимает Европейские страны СНГ (с относительно небольшой береговой линией) ,  большая часть российской береговой линии приходится на Тихий и Северный ледовитый океаны, так что индекс Европы должен быть увеличен  вдвое, а индекс России втрое уменьшен.
На искомый нами «технологический» индекс могут влиять и иные  показатели (судоходные реки, климатические зоны, характер ландшафта).
Не только  на технологически и транспортные условия влияет геофактор.
Но на представленных цифрах можно показать, что и Европа, и  Северная Америка определено обладают большим транспортно-технологическим индексом, чем другие «части света».
Интересно также, что на «Карте Мира» (издательство  «ООО Ди Эм Би» тел. (495) 647 11 07) Россия позиционируется как часть света (хотя на наш взгляд «частью света» следует считать СНГ или территорию бывшего СССР, такие карты тоже , кстати, есть).
Транспортно-технологический принцип – фактор, составляющий   суть модальности так называемого  «западного мира» - не единственная модальность, не единственный цивилизационный принцип.
--
Но  есть такой  типа закон, что "технологии" сами по себе (особенно  самые высокие и хайтековые, наноинфо и т п.) неизбежно  разотчуждают личность.
И приводят к  глобофашизму