Минские велосипеды не предназначены для езды по Ми

Алексей Браницкий
   Минские велосипеды не предназначены для езды по Минску?

Решил я как-то в пункте проката взять велосипед - попробовать поездить на нем по городу - благо тепло, весна наступила, хорошая погода и проч.  Но основной целью были даже не прогулки по городу, а использование в деловых целях - в основном для поездок на работу - с работы, потому что какая-то в последнее время аллергия на общественный транспорт, особенно в час пик - 10 километров проехать по городу минут 45 занимает с учетом пробок и светофоров плюс ожидание. А на велосипеде, как показала практика, не на много медленнее получается, к тому же ты в движении и мирное небо над головой и природа кругом периодически. Выбор пал на складной велосипед с 24-дюймовыми шинами минского производства. Я вообще до этого подумывал купить себе складной велосипед, чтобы в квартире меньше места занимал. Присматривался на рынке, там какой-то с 20-дюймовыми шинами был типа Стелса, продавец сказал, что такой 140 килограммов может выдержать, но мне хотелось для начала попробовать, чтобы после покупки не наткнуться на подводные камни, как это иногда бывает. В пункте проката были только "Аисты", а из раскладных - только один с 24-дюймовыми колесами. Я подумал, что  с 24-дюймовыми даже лучше, потому что в Минске полно бордюров и с такими колесами проходимость будет лучше, чем с 20 дюймовыми. "Взрослик" с 28 дюймовыми  не брал, потому что думал, много места в квартире займет и в лифт вряд ли поместится. При оплате приятно удивила цена - за 17 суток всего 83300. Я спросил у директора проката, какую он выдерживает нагрузку. Он сказал, что нагрузку выдерживает  будь здоров! Думаю, раз тот складной на рынке с колесами 20 выдерживает 140 кг и стоит 1 450 000, то этот тем паче, к тому же в «Спорттоварах» стоит дороже. В общем, оплатил, вывел из помещения, отрегулировал седло и покатил. К тому же довольно давно на велике не ездил. Может ход был и чуть туговат, но по тротуарной плитке ход намного мягче, чем у роликового самоката. Правда, по пути (почти 9 км) то и дело попадались бордюры, ну буквально каждые 300м - то светофоры, то выезды со дворов, то что-то еще. Они были разной высоты. На некоторых светофорах их сделали совсем низкими, чтобы велосипедисты и коляски могли плавно съезжать - заезжать, А иные были для велосипеда высокие - сантиметров 15. Тут приходилось делать полный стоп, слезать и вести вел вручную, чтобы не сломать при перескоке переднюю вилку. Но большинство бордюров были средние -не высоко, не низко - хочешь останавливайся, а хочешь - прыгай на свой страх и риск. Плавных заездов для велосипедистов по пути было совсем мало. Иногда в каком-то месте бордюра был выщерблен кирпич для плавного заезда. Но если на каждом бордюре по пути слезать с велосипеда, то никакой  скорости в пути не будет, поэтому постепенно приучился прыгать с небольших бордюров, снизив скорость до минимума и привставая с седла на педали, чтобы не было жестко на скачке, ибо велосипед простой и амортизаторов не было предусмотрено. По приезде домой я осмотрел велосипед и обнаружил, что заднее крыло одной стороной стоит очень близко от покрышки, всего в паре миллиметров. Может, при езде оно слегка цеплялось, и поэтому было трудновато ехать? Но это довольно легко выровнялось регулировкой соответствующего винта. Но постепенно при езде в последующие дни я стал замечать, что педали в нижнем положении иногда задевают за неровности дороги. И на поворотах, если наклониться, тоже - шварк об асфальт. Дома я померил расстояние от педали в нижнем положении до пола - оно было 9 см. Но все равно при качении ощущалось какое-то ощущение надежности, как на моем последнем велосипеде детства – «взрослике» ММВЗ, который мне родители на 11 лет подарили, потому что мой прежний Vairas -Орлёнок производства Шяуляй тогда окончательно навернулся, полноценно не отходив 4 летних сезона - передняя вилка стала шататься или даже отвалилась, клинья на педалях всё время вылетали, тормозные прокруты и др..В "Крокодиле" за 1979 была карикатурная заметка "Цирковой езде учитесь на шяуляйских велосипедах "Вайрас". Но тот "Крокодил" мне только году в 1985 попался. Поэтому новый Вайрас мне решили не покупать, а купили ММВЗ на вырост. Кто-то хвалил позже в интернете старые минские велосипеды "Это вам не Китай, внукам хватит!"  С тем ММВЗ проблем почти не было, только в первые дни эксплуатации в процессе игры в догонялки с деревенскими хлопцами от лобового удара погнулась рама и передняя вилка. Вилку отогнули обратно вперёд, горбы на раме обратно выгнуть не удалось и я на нем благополучно отъездил 2 летних сезона, только на поворотах ноги за щиток переднего колеса из-за деформации слегка цеплялись. А у теперешнего проблема цепляния педалями за асфальт выступала при каждой езде всё отчётливей. Я спрашивал у товарищей: "У тебя вел педалями за асфальт при наклоне не цепляет?" - "Нет, конечно," -"А у меня почему-то цепляет. Странно. Неужели конструкторы не рассчитали?"-"Так это ж, -говорит, - минский велик. Кто их рассчитывает?" И при езде по городу смотрю на других велосипедистов - у них расстояние от педали в нижнем положении до земли сантиметров 10, а у меня - сантиметра 3, а может и 2. Думаю, может рама погнулась? Стал осматривать - точно, изгиб рамы немного больше, чем вроде бы нужно и проволочный багажник не параллельно земле, а плоскостью вперед вниз наклонен. И та палка рамы, к которой заднее колесо привинчено, тоже не параллельно земле, а с наклоном вниз. Каретка педалей, получается, стоит на несколько сантиметров ниже, чем ей положено. Отчего, думаю, погнулась рама? Я ездил только в светлое время суток, очень аккуратно, ни в кого не ударяясь и не падая, объезжая все ямы и места с отсутствием плитки. С бордюров, да, съезжал, на минимальной скорости, привстав на педали. Но не с больших, максимум- сантиметров 10-12. Наверное, лучше было не съезжать, но их кругом столько, что если на каждом останавливаться и слазить, то весь смысл велосипеда пропадает. Но все равно, езда большей частью доставляла удовольствие, если не считать периодическое шварканье педалями об асфальт, которое проявлялось всё отчетливее. Правда было пару мест вроде "лежачего полицейского" в одном дворе, где я шваркнул педалью так, что вел резко остановился, и я с него чуть не слетел. Было неприятно. Оставлять велосипед с прогнутой рамой в дальнейшей эксплуатации было нельзя и при сдаче обратно в пункт проката я решил предупредить об этом прокатчиков. Но я на нем все-таки доездил и в пункт проката в последний день тоже приехал на нем, как-то постепенно уже приспособившись к "цирковой езде". Метров за 50 до пункта проката я остановился и поставил велосипед на стойку, чтобы протереть всю грязь перед сдачей. И тут я заметил, что на задней части рамы под трубой разошлась сварка и  там трещина сантиметра 3 длиной. Так вот почему посадка стала ниже! При сдаче велосипеда я сразу сказал прокатчице, что с ним проблемы и что сварка на раме разошлась. Она  позвала директора проката, он осмотрел и стал говорить, что  "Это вы виноваты". Я говорю, что на нем только ездил, не ронял его и не бил по нему кувалдой - но доказать это ничем, кроме слов не мог. Он говорит: "А я что, за вами следил, вы взяли исправную вещь, а теперь велосипед приведен в полную негодность. Его у меня 10 лет брали, у нас он с 2005 года и только после вас такой стал" - "А что, это сваркой нельзя исправить?", говорю, тут видно, что рама недостаточно жесткая. "А как я вам исправлю?" - "Ну, сварщику отдайте, тут раму усилить следует уголками или сразу на табличке напишите ограничение в весе" - "Я, говорит, переваренный велосипед людям сдавать не имею права по закону, потому что это уже модификация. Ручку пластмассовую на руле или катафот заменить я могу. А у вас тут даже не сварка разошлась, а около сварки. Тут даже рама слегка погнутая. Я помню, говорит, как вы его осматривали, когда брали, этого не было"- "И что делать?" - "Или выплачивайте остаточную стоимость, говорит, или встретимся в суде. Такой велосипед новый в магазине Мотовелозавода 2 миллиона стоит". Я говорю "Зимой в магазине 1532000 стоил"(сейчас там такой модели почему-то нет)-он говорит "Не такой. В магазине завода наценка минимальная"-"А какая остаточная стоимость?"- "870000 бел.руб. " –"А если просто раму новую на заводе заказать? " -"Новая рама будет стоить почти как новый велосипед, тут одно колесо новое 320000 стоит". Я согласился выплатить, но полностью нужной суммы с собой у меня не было и пришлось продлить аренду еще на 2 суток, доплатив 9800. Я говорю, "Но почему же он деформировался, максимум из нагрузки у него было- это съезд и заезд на бордюр, которых всюду полно. " - Он говорит, "А что вы хотите с вашей комплекцией? Я понимаю, что сам едва ли вешу меньше вас, но он для съезда с бордюров не предназначен. У нас на все наши велосипеды садился и проверял наш техник, он 130 килограммов весит, штангист, и все они выдерживали". (Сам я вешу, думаю, меньше 130 килограммов). "А если говорю, просто на дорожном "взрослике" ездить, его рама  на бордюрах деформируется? "- "Наверняка, говорит. Причем более дорогой дорожный велосипед деформируется сильнее, чем более дешевый в силу особенности своей конструкции и материала. Думаете, горные велосипеды, которыми Минск наводнен, не ломаются? И подшипники летят, и втулки, и всё остальное. Мы в своем прокате детские коляски закупили - их нерадивые мамаши всего за сезон ухайдакали, потому что они очень бережного обращения требовали. Осенью мы всю партию списали." Далее мы стали обсуждать с директором проката, как можно переварить раму, чтобы велосипед использовать и он сказал, что этот велик вообще достаточно крепкий и посоветовал знакомых сварщиков из своего жэса. В общем, директор проката произвел на меня хорошее впечатление. Мы расстались и я поехал на велике дальше на работу, очень аккуратно. И потом домой. Рама не развалилась, но приятно покачивалась на неровностях тротуара, как рессора на легковом автомобиле. И домой я доехал  без поломок, правда, с периодическим шварканием педалей.
Подведем итог. Минский складной велосипед с колесами 24 дюйма - в начале 1980-х а может даже раньше похожие велосипеды назывались "Салют", выпускались не в Минске и стоили в магазине 100 рублей, в то время как "взрослик" ММВЗ-64 рубля. На какую максимальную нагрузку все-таки был рассчитан данный велосипед? Не знаю. В пункте проката таких табличек я не видел, а в магазинах максимальный вес, по-моему, стали указывать только сейчас, к тому же такую модель я уже не вижу в продаже. Уже после инцидента, а почему-то не тогда, когда я брал велосипед, директор проката предложил мне почитать инструкцию, для каких дорог он предназначен. В общем, минский велосипед при всем моем старании не смог проехать по минским тротуарам и велодорожкам без поломки даже 100 километров. Не то минские дороги не подошли к минскому велосипеду, не то наоборот. Гармонии не получилось. Может для моей комплекции, хоть анатомическими особенностями при росте 185 см вроде бы не обладаю, нужен велосипед немного большего калибра, например, дорожный с 28 колесами? Но такой возможно, трудно будет возить в лифте, и неудобно затаскивать на балкон. К тому же,  в интернете на сайте Aist-bike.com говорится, что на таком раскладном могут ездить как дети, так и взрослые. Нет, конечно, в принципе я, наверное, мог бы сразу купить импортный велосипед, но мне почему-то хотелось попробовать именно отечественного производителя. Ведь трубят же у нас на каждом углу "Купляйце беларускае!" Что ж, пришлось купить, иначе - судебное разбирательство, как строго предупредил директор проката. К тому же недорого. Теперь только остается найти сварщика и тех, кто сможет выгнуть обратно и укрепить раму. А так велосипед хороший, хоть и весит килограммов 20. Но для каких же дорог все-таки предназначены минские городские велосипеды? Остается только догадываться, потому что это описание я так и не прочитал. Возможно, на них можно ездить по длинным паркетным улицам засекреченного подземного многоярусного города, выкупленного за бесценок каким-нибудь олигархом в надежде скрыться там от гнева обманутого населения. Но думаю, что у олигархов всё же иные вкусы, если только этот олигарх не фанат всего белорусского. Или поставить на дачном участке в качестве постамента. Но не гарантирую, что такой постамент выдержит более одной зимовки, потому что продавец на рынке отговаривал меня брать минские складные велосипеды, говоря, что там проблемный металл рамы. Может это просто мне так не повезло, и я со всех сторон оказался крайним? Но почему тогда минские велосипеды видны в основном на прилавках "Спорттоваров", а не на улицах города, хоть и имеют привлекательную цену. Ситуация с ними мне почему-то напомнила китайские "Абибасы" и "Панасониксы", наводнившие наш рынок в начале 1990-х. Неужели пусть даже самый низший ценовой ряд ММВЗ сегодня представлен продукцией подобного уровня? Почему у нас не могут создать простой, надежный и удобный велосипед для города, который можно использовать для езды, а не только для катания в парке по ровной дорожке, пусть он даже и стоил бы немного дороже? Картина, наверное, будет неполной, если не добавить впечатление о запчастях. Например, насос минского производства для велосипедов тоже имеет привлекательную цену и стоит раза в 2-3, а то и более дешевле импортных и продается в комплекте со шлангом. Так вот, самый первый шланг уже в магазине оказался с оторванной резинкой, второй шланг при легком усилии оторвался от штуцера дома, но доказать это было трудно и решено было купить новый, но и тот легко оторвался. В общем, в процессе покупки и начальной эксплуатации насоса пришлось сменить 3 или 4 шланга. Правда, с каждым разом все лучше узнаешь их своенравие и лучше к ним приспосабливаешься, что развивает смекалку, если у вас хватит терпения. Ведь 20000 за каждый новый шланг, пусть и полгода назад, - это пустяки!

P.S.К службе проката претензий не имею, а Минскому Мотовелозаводу, думаю, предъявлять их бессмысленно. А про деформацию рамы я думаю, что металл, из которого она сделана, достаточно пластичный и обладает текучестью. Одно дело, когда 130 килограммовый техник садится на полминуты, а другое - когда постоянная, хоть и меньшая нагрузка в течение многих часов.