Живут во мне воспоминанья

Нелли Мельникова
Безудержно  летит время…
Неужели уже  60!?
Именно так!
60 полновесных, полноценных лет исполняется Восточно-Казахстанскому училищу искусств  имени народных артистов-братьев Абдуллиных.
 Любое большое дело, как и любая река, даже могучая и широкая, имеет свой исток – маленький, едва заметный родничок.
Таким и было наше училище 60 лет тому назад – скромное двухэтажное здание на окраине города.
Сегодня – это комплекс: музшкола для одарённых детей плюс музыкальное училище с самыми разными отделениями и квалифицированными педагогами, занимающий два соседних здания, вполне удобных для полноценных занятий.
Однако путь к этому комплексу не был ни быстрым, ни лёгким, и каждый из директоров вносил свою лепту в дело благоустройства и повышения образовательного рейтинга училища, входящего сегодня в тройку лучших в Казахстане.
Моя педагогическая деятельность в этом училище началась в 1962 году, а в 1981 году, когда уже функционировала «Школа практики» для всех отделений, кроме дирижёров-хоровиков, мне предложили создать «Хоровую  студию» при этой школе, чтобы обделённые хоровики тоже имели своё место для практики.
Не стану описывать все трудности становления нового дела с нуля, когда ребят собирала буквально с улицы. 
Да ещё сама себе создала дополнительные трудности, решив создать не студию, а полноценную «Хоровую семилетнюю школу» с полным циклом нужных предметов, чтобы музыкальное развитие детей шло в нужном темпе и объёме.  И притом БЕСПЛАТНО, за счёт часов практики.
Со временем организовались три хоровые ступени (младший хор, средний хор, концертный хор), каждый со своими задачами.
Двухголосие начала внедрять по своей собственной методике вопреки всем рекомендациям с 1-го класса – получилось. А когда дети запоют в два голоса, им потом всё равно, хоть на четыре.
 Проблем не будет.
 Так мы «обманули время», и стали расти не по дням, а по часам.
 Хор-класс любили, на него бежали даже в воскресные дни.
И тут произошло такое -  дети начали  удивлять меня: приехали к нам на гастроли знаменитые на весь мир  эстонские мальчишки; наши послушали и решили, что они должны спеть хотя бы часть их репертуара.
2-ой класс. Я начала расписывать эстонский репертуар. Например,
«Горные вершины» А. Рубинштейна (двухголосие) – справились.
Постепенно репертуар усложнялся: Моцарт, Свиридов, казахская «Жайдарман» на 4 голоса – затруднений нет. Поют, чертенята, причём, по партитурам
Нами заинтересовалось радио, телевидение, а в 4-ом классе директор удумал такое… 
Предложил детям исполнить ТРИ ПОЛНОЦЕННЫХ ГОСПРОГРАММЫ выпускникам-хоровикам.
Учебный год детей заканчивается в конце мая, а госэкзамены проходят в июне, когда часть детей уже отдыхает в пионерских лагерях, да и концертмейстеру нашему давно пора в декрет…
     Но нет, как только эти «чертенята» поняли, ЧТО им намерены доверить, глаза загорелись: «мы будем в деле, мы споём как надо»!
И спели, несказанно удивив председателя госкомиссии, ещё никогда не слышавшего такого чуда: дети поют госпрограмму!
 Да ещё один Красный диплом напели.
Дважды за 7 лет мы меняли им концертные костюмы (дети растут быстро) с помощью спонсоров и родителей.
Школу нашу  мы назвали «КАМЕРТОН». Его любило всё училище.
 И однажды педагогам эту любовь пришлось доказывать на деле: страна подходила к трудному политическому и экономическому рубежу; финансирование сокращалось, дети лишались уроков по фортепиано, но тут встрепенулись их педагоги и решили до выяснения ситуации давать детям уроки безвозмездно.
 Через год всё нормализовалось, выход был найден, а поступок педагогов остался в памяти навсегда.
Ну а дети…
Стали ли они лучше, добрее, мягче, отзывчивее или были такими, но мы просто об этом не знали?
Поведую вам  эпизод, который буду помнить до смерти.
4-ый класс.
Двухчасовые хоровые занятия. В «пяльцах» «Ave, Maria» Шуберта. Все нужные пояснения даны. В задумчивости дети притихли и сосредоточились на партитурах (!)
Перемена.
Дети как дети: шум,  гам, беготня по коридорам.
Вдруг ко мне буквально подлетают несколько мальчишек. Возбуждённые, глазищи горят:
 - Нелли Ивановна! Там в классе, в конце коридора, звучит  на трубе наша «Ave, Maria”, да так красиво!
 А нельзя ли нам спеть с солирующей трубой?
Мы бы вокализировали с закрытым ртом, а труба бы пела??
 - Хорошая мысль. Я подумаю. Да ещё и согласие трубача надо получить.
 - Вы постарайтесь!  У Вас получится!
Мой коллега, лучший трубач города, просто просиял, услышав мой рассказ.
Следующая репетиция.
80 хористов сосредоточенных, собранных, дружным вставанием приветствуют солиста, по-моему, даже чуть смутив его. После нескольких прикидок и примерок нашли нужный звуковой баланс, и от репетиционного исполнения все получили огромное удовольствие.
И вдруг всё рушится – у нашего солиста умирает в Уральске отец, и он улетает на похороны, а концерт на носу.
Иду унылая по коридору, навстречу коллега, прекрасный тромбонист:
 - Что затуманилась, Зоренька ясная? – напевает эдак шутливо, и, уже посерьёзнев,  выслушивает мой рассказ.
 Если бы Вы знали, как звучит  «Ave, Maria” на тромбоне!
А у самого глаза говорят: «Ну что же ты стоишь! Приглашай!

Репетиция с тромбоном не вызывает разочарования. Все довольны таким выходом из положения.
Всё вроде улаживается, но я-то понимаю, что всё-таки нужно показать и вариант со словами,  и тогда, внутренне собравшись, иду приглашать наше лучшее меццо-сопрано.
Ожидала всего, чего угодно (примадонны порой капризны), но певица, тепло обняв меня, говорит с улыбкой: «Мне давно хотелось спеть с Вашим хором».
Возвращаюсь довольная и сияющая, а навстречу трубач: «Вот приехал, чтобы не сорвать детям концерт (Вот она, настоящая закалка профессионала!!!).
Что же теперь делать? Как поступить?
На очередной встрече с хором задаю ребятам этот вопрос, надеясь на их детское, неиспорченное чувство справедливости, и не ошибаюсь:
 - Ребята, у нас проблема…
Выслушали…
Не будем делать никакой проблемы, споём все три варианта.
И как пели!
 Проникновенно и нежно, вдумчиво и осмысленно.
 Солисты признавались, что, кажется, ещё никогда так не старались.
А переполненный зал…
 И слёзы (родители и друзья пришли целыми семьями), и объятья,  и цветы, и восторженные овации.
Минуло более четверти века.
Разлетелись мои соловьи-жаворонки.
Встречаемся редко, но если уж, то обязательно  прозвучит фраза:
КАК  ХОРОШО,  ЧТО  В  НАШЕЙ  ЖИЗНИ  БЫЛ  КАМЕРТОН!!!