Окончание. Начало здесь: http://www.proza.ru/2015/04/20/720
В представленной вам повести была сделана попытка охватить события, где автор стал их непосредственным участником или же свидетелем, в период с января 2001 года по март 2004 на территории сербской Автономии. Шла первая пятилетка правления Миссии ООН по делам Временной администрации Косово. Ее основной характеристикой или признаком можно назвать вакуум легитимной власти в крае.
Косовские сербы категорически не признавали главенство МООНВАК, считая что их Президент по-прежнему находится в Белграде, а не в Приштине . Администрация ООН в свою очередь не признавала сербскую вольницу, пытаясь всеми силами внедрить в умах населения протектората идеи так называемого «мультикультуризма», создать «справедливую» власть, устраивающую все этнические группы в бедственном уголке Балкан.
Как мы сейчас видим, миссия оказалась абсолютно несостоятельной, если не сказать точнее, утопичной в самом зародыше.
Албанцы, почувствовав себя победителями после ухода из Косово сербского войска и полиции, с первых дней правления МООНВАК взяли курс на полное отделение края от Сербии, признание его полной независимости, создание соответствующих гражданских институтов суверенного «европейского» государства.
На сторону албанского большинства (правда, не особо афишируя такую позицию) встали многие руководители МООНВАК, КФОР, ОБСЕ, прочих международных организаций, имеющих официальные представительства в Приштине.
Сербы во главе с несгибаемым Президентом Слободаном Милошевичем считались без суда и следствия виновниками «этнических чисток», якобы имевших место в Косово до начала бомбардировок НАТО весной 1999 года.
Конечно, при таком оригинальном «решении» вопроса о власти в сербской Автономии наиболее вольготно чувствовали себя авантюристы различных мастей, устремившихся делать деньги всеми доступными способами. В первую очередь криминальными, подвергнув разграблению промышленную инфраструктуру, созданную на средства из Белграда, а так же путем массовой контрабанды наркотиков, табака, предметов первой необходимости, топлива.
Например, бензин с соляркой возили не только в самоделках-«наливниках», тайными тропами, но и качали через частные, известные узкому кругу мафиозных лиц трубопроводы, протянутые через границу Македонии (Сербии) с Косово.
Решая политические вопросы о власти в бедственной Автономии, администрация ООН (пусть и не желая того) загоняла вглубь давние экономические проблемы. Они не исчезали, а принимали гипертрофированные размеры и формы.
Например, сербы вполне справедливо продолжали считать административную границу Косово с «Большой Сербией» в качестве административной, а не государственной. Соответственно, категорически не желали платить при ее пересечении таможенные пошлины и сборы.
Их позиция предельно ясна: статус края еще никем не определен, а все товары, ввозимые на территорию протектората, с подачи МООНВАК уже подвергаются налогообложению. Почему? На каком таком «законном» основании?
Понятно, что косовский обыватель, подвергая проклятиям УНМИК, «международную заедницу », старательно навязывающих новые правила игры, предпочитал уходить в подполье, массово занимаясь контрабандой.
Албанцы, пользуясь затянувшимся переходным периодом, лояльным отношением к ним со стороны ООНовских временщиков, открывали подпольные цеха для производства популярного контрафакта. Паленые сигареты, алкоголь, косметика, запасные части для авто, масла, нелицензированная аудио-видео продукция – вот лишь малый перечень «коммерческих» интересов новоявленных бизнесменов в «свободном» Косово.
С их стороны числятся и гораздо более серьезные прегрешения, оставшиеся не раскрытыми, не расследованными до сих пор. Речь идет об изъятии с последующей продажей на черном рынке человеческих органов.
«Цивилизованный» Запад вместе с заокеанскими коллегами по «демократическому» лагерю умиротворителей «тирана» Милошевича предпочитает скромно замалчивать скользкую, кровавую тему, криминального характера, поднятую ни кем-либо, а самой Карлой Дельпонто, бывшим Председателем Международного Трибунала в Гааге.
Миротворцы из числа различных международных контингентов ООН в Косово тоже делали свой большой и маленький гешефт. Торговля оптовыми партиями сигарет, перепродажа алкоголя из специализированных магазинов типа РХ, незаконный вывоз из страны предметов культурного наследия являются обратной стороной медали - благородного образа «голубых» беретов.
Деятельность такой огромной бюрократической машины, как ООН, несомненно, очень многогранна. На сегодняшний день по всей планете действует более двух десятков миротворческих миссий, исполняя выданные им мандаты для решения военно-политических проблем на той или иной пост конфликтной территории. Рядовой обыватель совсем поверхностно осведомлен относительно достижений персонала ООН на службе мира.
Автор книги предпринял небольшую попытку рассказать своим читателям о событиях за кулисами ООНовского протектората в Косово, их переплетении с судьбами простых людей, чью безопасность призваны защищать силовые структуры миротворцев. Насколько хорошо или плохо у них получается выполнять свои непосредственные функции, показали трагические дни антисербских погромов в марте 2004 года. Ведь именно тогда в очередной раз в крайней форме проявилось нежелание двух этносов строить вместе свою дальнейшую судьбу на спорной территории.
Поэтому, предоставление независимости краю согласно плана Мартина Ахтисаари, специального представителя Кофи Анана на Балканах, стало лишь делом времени.
*****
В завершение нашей повести скажу несколько слов о судьбах ее главных героев. Возможно, нам придется с ними еще не раз встретиться на страницах новых книг. Поэтому, не предавайте их сразу забвению, едва перевернув последнюю страницу.
Албанский олигарх Рекзеп Люк после окончания антисербских погромов только укрепил персональное влияние в крае. Он благополучно реализовал большую оптовую партию сигарет, вновь отладил производство контрафактной продукции, затем окунулся в предвыборную гонку своего компаньона. Все как обычно: богатые люди преумножают барыши, бедные сводят еле-еле концы с концами. Тем более в условиях пост конфликтного пространства.
Даут Харадин после освобождения из кутузки на базе «Бондстил» еще раз убедился в том, что залог его могущества и неприкасаемости заключается в получении самых важных государственных постов. Ну, хотя бы одного. Поэтому, организовав проведение съезда «Альянса политических сил выступающих за независимость Косово», он выдвинул для своих сторонников амбициозную цель - получить как можно больше мест в парламент на грядущих выборах осенью 2004 года.
Только пристальный интерес со стороны Международного Трибунала в Гааге к персоне Харадина смог помешать столь амбициозным планам.
Полковник американского КФОР Рассел Смит благополучно отбыл срок своей командировки на территории Косово. Правда, накануне выхода в отставку, он уже больше не рисковал, организовывая сомнительные операции, связанные с наркотой.
У него появились хорошие осведомители среди высокопоставленной албанской «элиты», поставлявшие достаточно ценную информацию о планах политической верхушки края, с одной стороны, а также о действиях организованной этнической преступности, с другой.
Ситуация под контролем. Предпосылок для новых массовых волнений нет. Этого вполне достаточно, что бы прослыть на хорошем счету у руководства американского контингента КФОР.
Сербы из региона Гнилане, Зоран, Чавка, Цветко, оправившись от полученных в ходе погромов ранений, некоторое время занимались ремонтом поврежденных домов, налаживанием привычного крестьянского хозяйства. Потом вновь потянулись на границу, вернувшись к привычному ремеслу контрабандистов.
Администрация ООН, конечно, создавала немного рабочих мест в крае, но на всех желающих их явно не хватало. Значит, снова вперед, в горы, зарабатывать тяжелую копейку «контрабасов» в обход таможенных пунктов и вражеских блок-постов.
Даниэлла, после гибели родителей, трехдневного стресса в Шелово, (съездила, называется, на именины русского друга), надолго впала в депрессию. Димка пытался ей звонить, дважды приезжал в гости, но бесполезно. Девушка замкнулась, ушла с головой в школьную работу, переселившись из Липлян в сербское Лапле-село.
Только в фантастических любовных романах главный герой и его возлюбленная к финальной главе обязательно оказываются или под венцом, или в постели. В реальной жизни все гораздо более прозаично, грустно, трагично.
Болгарин Славчо с полицейской станции в городке Штимье, его русский коллега Сергей, пусть не сразу, после лечения в госпитале вернулись на службу. Миротворчество не бывает ровным, гладким, беспроблемным. Рано или поздно ты обязательно попадаешь в переделку, где проходишь на волосок от смерти. Или не проходишь. Как повезет.
Славчо и Сергей сдружились, оказавшись рядом на госпитальных койках. А после Косово встретились вновь через год, уже в бельгийском Конго. Так вот судьба бросает друзей по миру, позволяя им встречаться исключительно в миротворческих миссиях за тысячи километров от родного дома.
*****
В один из майских дней 2004 года Дмитрий принял звонок от своего шефа, Дерека Чампела. Канадец занимал должность начальника пресс-службы и общественных связей в структуре полицейских сил МООНВАК.
- Дмитрий, там у вас в Гнилане, на табачной фабрике обнаружено порядка двадцати тонн контрафактной продукции сигарет. Краткая информация о происшествии уже просочилась в международные СМИ. Мы ждем приезда высокопоставленных лиц из компании – владельца торговой марки, чьи права оказались нарушенными. Пожалуйста, встреть ребят и покажи им все, что они захотят по данному факту. Тем более, старший группы – твой земляк, выходец из России.
- А ведь это шанс попробовать поменять свою судьбу, получить новую, хорошо оплачиваемую работу, - подумал Дмитрий, ощущая после звонка шефа легкую дрожь голодного охотника, напавшего на след долгожданной добычи.
Димка встретил «табачников» в аэропорту Приштины, провел с «топами» три интересных дня, сумел показать им необозримое, напаханное поле деятельности, где буква закона ни для кого и ничего не значит.
Вскоре он действительно получил новую работу частного детектива – консультанта в вопросах защиты прав владения торговыми марками от незаконных подделок. Но это уже будет другая история для нашей новой книги.
К О Н Е Ц