Георгий Стенин

Тамара Тишина
Георгий  Стенин прожил очень короткую жизнь.  Он разделил судьбу миллионов  советских  парней, которых  страна в 1941  году послала  на войну и кому, вероятно,  не пришлось воевать, но погибнуть.
 Он был призван на фронт в первые дни войны  вместе со своими старшими братьями Василием и Михаилом.   Уже  14. 07. 1941 года  фашисты захватили его в плен в местечке ( Dastawa), вероятно (Застава),  (Truppenteil)   военная  пограничная  часть 106 (GrenzTR), и он оказался в  шталаге  1-В Хохенштейн (ныне Ольштынек, Польша)  под номером  № 13828  R (русский).
 Шталаг 1-В был одиним  из самых  больших немецких лагерей  для военнопленных в Центральной  Европе.  В нём  содержались около 400 000 узников: поляков, французов, русских, бельгийцев, итальянцев, сербов. Среди  них   находился  и двадцатилетний  Георгий Стенин.
Gesund -  здоров, писали о нём фашисты  в его персональной карте  (Personalkarte) регистрации в лагере военнопленных.   Но 16. 10.1941 года Георгий  попал  в  лазарет (Lasarett-Krankenhaus), где умер  28.10.1941. 
Умерших узников  фашисты  хоронили на  кладбище  в населённом пункте Судва. В 500 братских  могилах захоронены  55 000 солдат  и офицеров, и среди русских - Стенин  Георгий Филиппович. Ему было  21 год.



Георгий Филиппович Стенин родился в городе Уральске  24. 08. 1919 года в семье офицера  Царской  Армии  Филиппа  Стенина.  Георгий был  четвёртым сыном в семье.  Его отец  Стенин Филипп погиб  в 1919году, а  мать   Ефимья Семёновна Стенина (в девичестве Лосева -  сестра нашей бабушки  Ефросиньи)  умерла в голодный 1920 год, оставив сиротами  сыновей  Василия, Михаила, Алексея и Георгия (Горонку), которому не было игода. Старших детей  разобрали сёстры матери:  Ефросинья, Софья и Домна.   Что делать с Горонкой, не  знали, -  боялись, что  голода  он не перенесёт. 

  Но в детский дом  его не отдали, когда представительницы городского  женского  Совета пришли забирать его.   Дети Ефросиньи Ксения, Наталья  и его родной брат Василий, да  и сама Ефросинья, не  смогли расстаться с Горонкой. Так и остался он у своих тёток; записан  у Домны, а жил у Ефросиньи. Это он плакал и кричал – Америки не надо, есть хочу! - когда десятилетняя   Наталья ( наша мама)  несла его в столовую ARA (American Relief  Organization –Aмериканская  администрация помощи). Ему  шёл уже  третий год, а он ещё не ходил.    "Он был рахитичен;  имел большой  живот, а ножки были, как мосолки",- вспоминала Наталья. Семья нашей  бабушки Ефросиньи, где все  любили  Горонку, не дали  ему  умереть.
На долю  маленького Георгия  выпал ещё  и голод  тридцатых годов, но ему уже  было  одиннадцать лет и он учился  выживать у своих  родных и двоюродных  братьев.
 
В  пятнадцать лет  его двоюродный брат Василий Ляпин ( один из  первых шофёров в 30-е годы  в Уральске),  стал учить  Георгия  автослесарному делу. Позднее Георгий  поступил на курсы, успешно окончил их и стал автослесарем - тогда  новая  и модная  у молодёжи профессия. Георгий   работал автослесарем  до самого начала войны.
  Из его  Personalkarte -  узнаём, что роста он был 160 см, цвет волос –тёмный, что жил он в Уральске на улице  Плясунковского, дом. 12 (адрес нашей  бабушки  Ефросиньи).Он назвал фамилию матери – Лосева,  а имя человека, кому сообщать о нём на родине военнопленного, он указал  свою тётю Домну Сычёву.
 
 Вернуть невозможно, - забыть нельзя!  Это о Георгии Стенине, чья жизнь, как свеча, зажглась и погасла.    Но память людей  хранит  образ  этого великого страдальца. Найдётся ли человек в Уральске, кто знал Георгия  Стенина?

2015 год, Санкт-Петнрбург