Песни дорог войны. Моя Москва

Владимир Калабухов
                ИСТОРИЯ ПЕСНИ «МОЯ МОСКВА»               

                И врагу никогда не добиться,
                Чтоб склонилась твоя голова,
                Дорогая моя столица,
                Золотая моя Москва!

     Эти знакомые всем слова из знаменитой песни высечены на гранитном постаменте мемориала Героям-панфиловцам – героическим защитникам Москвы в семи километрах от Волоколамска у бывшего разъезда и сегодняшней платформы Дубосеково, где суровой осенью 1941 года был остановлен враг. Отсюда его погнали обратно, прочь от нашей столицы.

     Мемориал у разъезда Дубосеково был торжественно открыт 6 мая 1975 года к 30-летию Победы. Мемориал увековечил бессмертный подвиг бойцов 4 роты 2 батальона 1075 стрелкового полка 316 дивизии И.В. Панфилова. Дивизия формировалась в г. Алма-Ата Казахской ССР, состав её был многонационален. 16 ноября 1941 года советские воины вступили в бой с фашистскими танками и сожгли 18 машин. Мемориал построен молодыми московскими архитекторами, скульпторами и строителями в ознаменование разгрома гитлеровских войск под Москвой. А как была создана песня, ставшая с 5 июля 1995 года гимном города-героя? В этой маршевой песне есть слова:

                …И в сердцах будут жить двадцать восемь
                Самых храбрых твоих сынов…

     Об истории создания песни «Моя Москва» рассказывает ярославский композитор и музыковед, полковник в отставке Юрий Евгеньевич Бирюков (рожд. 1935).

     В журнале «Новый мир» № 9 – 10 за 1941 год было опубликовано стихотворение мало кому известного тогда молодого поэта-фронтовика Марка Самойловича Лисянского (1913 – 1993) «Моя Москва»:

                Я по свету немало хаживал
                Жил в землянке, в окопах, в тайге,
                Похоронен был дважды заживо,
                Знал разлуку, любил в тоске.
                Но всегда я привык гордиться
                И везде повторял слова:
                Дорогая моя столица,
                Золотая моя Москва!
                У комбайнов, станков и орудий.
                В нескончаемой лютой борьбе
                О тебе беспокоятся люди,
                Пишут письма друзьям о тебе.
                Никогда врагу не добиться,
                Чтоб склонилась твоя голова,
                Дорогая моя столица,
                Золотая моя Москва!

     Стихотворение, как видим, небольшое – всего две строфы, но именно оно послужило основой будущей песни.

     Весной 1942 года композитор Исаак Осипович Дунаевский (1900 – 1955), художественный руководитель ансамбля песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников, прочитал это стихотворение в вагоне агитпоезда. Для композитора, на долгие месяцы оторванного от понимавших его с полуслова поэтов – верных песенных друзей-соавторов Василия Ивановича Лебедева-Кумача (1989 – 1949), Михаила Аркадьевича Светлова (1903 – 1964) – война разбросала их по фронтовым дорогам – стихи эти оказались счастливой находкой. Тут же, прямо на полях журнальной страницы, Исаак Осипович записал мелодию, навеянную подсказанной первой строфой «Моей Москвы».

     В ней и в самом деле было почти всё, что необходимо для песни, – хорошее, броское начало, запоминающийся рефрен:

                Дорогая моя столица,
                Золотая моя Москва!.

     Но песни-то не было. Нужна была ещё строфа. И не одна… А где отыскать в ту пору незнакомого автора этих стихов? По каким местам пролегла его фронтовая дорога? И Дунаевский обратился за помощью к режиссёру ансамбля Сергею Ивановичу Аграняну, с которым в первые месяцы войны написал уже не одну песню. Большим успехом пользовались у слушателей такие из них, как «Бей по врагам!», «Песня о 62-й армии» и другие. Именно он, любимец ансамбля, «замечательный парень», как называет его в одном из своих писем Исаак Осипович, и написал остальные строфы о любви к прекрасному городу, без которых представить теперь эту песню уже невозможно.

     В то время ещё свежи были у всех в памяти волнующие строки очерка Александра Юрьевича Кривицкого (1910 – 1986), опубликованного в газете «Красная звезда», где рассказывалось о беспримерном подвиге двадцати восьми героев-панфиловцев на подмосковном разъезде Дубосеково. Это не могло не найти своего отражения в песне – была написана строфа «Мы запомним суровую осень…», а первые строки этого куплета песни соединились с несколько видоизмененной Аграняном и композитором (по требованию мелодии) концовкой стихотворения Лисянского.

     Вероятно, мало кто теперь помнит, что была в этой песне и ещё одна строфа, принадлежащая Аграняну. Со временем она видоизменялась, а потом и вовсе отпала. Пелось в этом куплете о том, во что верили, о чём мечтали, ради чего шли на бой, – о грядущей непременной победе:

                День придёт – мы разгоним тучи,
                Вновь родная земля расцветёт,
                Я приду в мой город могучий,
                Город дружбы и мира оплот.
                Я увижу родные лица.
                Расскажу, как вдали тосковал…
                Дорогая моя столица,
                Золотая моя Москва!

     Среди произведений, написанных И.О. Дунаевским в годы Великой Отечественной войны, «Моя Москва» получила, пожалуй, наибольшую известность и распространение. Вспоминая о впечатлении, которое произвело на него появление этой песни Дунаевского, композитор Кирилл Владимирович Молчанов (1922 – 1982) писал:

     «…«Песня о Москве» раскрыла нам совершенно иного композитора, скупого на эмоции, очень сдержанного, но по-прежнему необыкновенно лиричного. Только лирика его на этот раз была очень мужественной, подтянутой. Честно говоря, я не знаю песни, в особенности тех лет, которая бы так ясно, с такой предельной точностью отразила отношение всех советских людей к Москве. И для тех, кто был на фронте, и для тех, кто оставался в далёком тылу, Москва была не просто столицей, а поистине сердцем страны. Вот эти чувства людей, внутренне тянувшихся к Москве, Дунаевский, по-моему, и передал удивительно точно».

     Первое исполнение песни состоялось на станции Дивизионная, недалеко от Читы, и спела ее в сопровождении хора и оркестра ансамбля его солистка Марина Львовна Бабьяло. Спустя много лет она рассказывала:

     «Представьте себе ночь, железнодорожный разъезд, импровизированную сцену, составленную из нескольких платформ, и тут же рядом – составы воинских эшелонов, отправляющихся к фронту: вагоны, платформы с зачехлёнными танками и орудиями, суровые лица бойцов в касках, с автоматами на груди. Этот необычайный концерт навсегда мне запомнился. Волновалась я, конечно же, очень. Вы не представляете, как трудно было сдерживать слезы: москвичи ведь все мы, а Москва-то далеко, а Москве трудно… Отзвучали последние аккорды. Что творилось! Заставили петь снова. Пять раз подряд исполняли мы эту песню. Видели бы вы лица, в особенности глаза слушавших нас бойцов и командиров! Они светились решимостью и гневом, гордостью и печалью. Это непередаваемо!

     Не знаю, право, что тому причиной (возможно, где-то и в чём-то моё исполнение, моя трактовка этой песни расходились с тем, какой она виделась её автору), но после концерта Исаак Осипович крепко меня отругал: «Светлее, мажорнее петь надо! – возмущённо отчитывал он меня, – разве не видишь, слёзы на глазах у людей…»

     Видела, но что я могла поделать…

     Впоследствии эту песню пела не только я, но и другие солистки нашего ансамбля, пока она, не закрепилась на долго за одной из нас – Зоей Николаевной Рождественской (1906 – 1953)».

     В исполнении Рождественской и прозвучала «Моя Москва» впервые по радио, став одной из любимейших песен нашего народа.

                МОЯ МОСКВА

                Я по свету немало хаживал:
                Жил в землянке, в окопах, в тайге,
                Похоронен был дважды заживо,
                Знал разлуку, любил в тоске.
                Но Москвой я привык гордиться,
                И везде повторял я слова:
                Дорогая моя столица,
                Золотая моя Москва!
                Я люблю подмосковные рощи
                И мосты над твоею рекой;
                Я люблю твою Красную площадь
                И кремлёвских курантов бой.
                В городах и далеких станицах
                О тебе не умолкнет молва,
                Дорогая моя столица,
                Золотая моя Москва!
                Мы запомним суровую осень,
                Скрежет танков и отблеск штыков,
                И в сердцах будут жить двадцать восемь
                Самых храбрых твоих сынов.
                И врагу никогда не добиться,
                Чтоб склонилась твоя голова,
                Дорогая моя столица!
                Золотая моя Москва!

     Эту историю песни дополняю списком и фотоснимками 28 героев-панфиловцев, подвиг которых, как и подвиги Николая Гастелло, Александра Матросова, других героев Великой Отечественной войны стали примером для многих солдат и офицеров, своими подвигами принесших нам 70 лет назад Великую Победу. Чтобы эти герои жили и в сердцах людей новых поколений:

                1. Ананьев Николай Яковлевич (1912 – 1941)
                2. Безродных Григорий Михеевич (1909 – 1941)
                3. Белашев Николай Никанорович (1911 – 1941)
                4. Бондаренко Яков Александрович (1905 – 1941)
                5. Васильев Илларион Романович (1910 – 1969)
                6. Добробабин Иван Евстафьевич (1913 – 1996)
                7. Дутов Петр Данилович (1916 – 1941)
                8. Емцов Петр Кузьмич (1909 – 1941)
                9. Есебулатов Нарсубай (1913 – 1941)
                10. Калейников Дмитрий Митрофанович (1910 – 1941)
                11. Клочков Василий Георгиевич (1911 – 1941)
                12. Кожебергенов Даниил Александрович (1917 – 1976)
                13. Конкин Григорий Ефимович (1911 – 1941)
                14. Косаев Аликбай (1905 – 1941)
                15. Крючков Абрам Иванович (1910 – 1941)
                16. Максимов Николай Гордеевич (1911 – 1941)
                17. Митин Гавриил Степанович (1908 – 1941)
                18. Митченко Никита Андреевич (1910 – 1941)
                19. Москаленко Иван Васильевич (1912 – 1941)
                20. Натаров Иван Моисеевич (1910 – 1941)
                21. Петренко Григорий Алексеевич (1909 – 1941)
                22. Сенгирбаев Мусабек (1914 – 1941)
                23. Тимофеев Дмитрий Фомич (1907 – 1949)
                24. Трофимов Николай Игнатьевич (1915 – 1941)
                25. Шадрин Иван Демидович (1913 – 1985)
                26. Шемякин Григорий Мелентьевич (1906 – 1973)
                27. Шепетков Иван Алексеевич (1910 – 1941)
                28. Шопоков Дуйшенкул (1915 – 1941)

     В Интернете есть видеоклипы песни «Моя Москва» в сольном и хоровом исполнении. Её поют:

     – Валерия (Алла Юрьевна Перфилова)(рожд. 1968), народная артистка России;
     – Иосиф Давыдович Кобзон (1937 – 2018), Герой Российской Федерации, народный артист СССР;
     – Дмитрий Александрович Хворостовский (1962 –2017), оперный певец (баритон), народный артист Российской Федерации.
 
     Смотреть клип и слушать песню "Моя Москва" в исполнении Зои Николаевны Рождественской (1906 – 1953):

     http://www.youtube.com/watch?v=LADtfwXOFbw.

     По материалам сайтов Интернета.

          Возвращение к содержанию сборника "Песни дорог войны" –  http://www.proza.ru/2015/02/16/1876.

     2015 – 2020