Петрозаводская общага

Михаил Пруцких
В 1982 году, после окончания института в Ленинграде и до начала работы на флоте, мне пришлось жить какое-то время в общежитии для моряков в Петрозаводске.
Между собой мы называли его «бичарня» и это название вполне соответствовало его содержанию. БИЧ изначально означал -  бывший интеллигентный человек, но, со временем, значение слова изменилось и, к тому времени, о котором я веду рассказ,
оно соответствовало слову бомж сейчас. Это были спившиеся моряки с «внутрянки», какие то деклассированные элементы и люмпены, когда то имевшие отношение к флоту. Наверно оно, простотой взглядов, чем то напоминало знаменитое общежитие имени Бертольда Шварца из романа Ильфа и Петрова – «Двенадцать стульев». Чтобы почувствовать  атмосферу этой жизни я расскажу несколько случаев, которые я не придумал, и которые я запомнил надолго.
Я жил в комнате, где было несколько кроватей, но, временно, я жил один. Обычно вечером в общежитии было тихо, т.к. «бичи» подтягивались к общежитию ближе к ночи. И, хотя сон у меня довольно крепкий, я просыпался от шума часов в 12 ночи. Где то горланили песни, кто то ругался отборным матом, кого то били.
Однажды я проснулся от сильных ударов в дверь. Дверь, как наверно во всех общежитиях, была довольно хлипкая, и она прогибалась от ударов. Ясно было, что замок долго не выдержит. Я вскочил с кровати и подошел к двери. Я не знал, сколько человек за дверью, и какие у них намерения, ничего хорошего я не ждал и готовился к самому худшему. Дверь пришлось открыть….. на пороге стояли молодой парень и девушка, оба – хорошо навеселе. Настроены они были, на удивление, совсем не агрессивно а, скорее, игриво. Парень, абсолютно не стесняясь, предложил мне девушку на ночь за пачку пельменей. Сейчас, когда я пишу эти строчки, меня это не особенно удивляет, но, все равно, вызывает отторжение. А тогда я испытал шок. Особенно меня поразила будничность, с которой было сделано предложение. Я отказался и закрыл дверь, а потом еще долго слышал, как парочка стучалась в соседние комнаты с этим же предложением. Кстати дверь мне все-таки сломали через несколько дней мимоходом, просто для того, чтобы спросить, сколько время и тут же удалились, а я уже не спал до утра, а потом все утро чинил замок. Деньги и документы я уже не рисковал оставлять в общежитии.
Были и курьезные случаи, один из них мне запомнился особо: Общежитие было смешанное, т.е. на одном этаже жили и мужчины и женщины. Туалет на этаже был один и, поэтому им пользовались как мужчины, так и женщины. Естественно в туалете не было никаких писсуаров и других излишеств цивилизации, а были грубо сколоченные и плохо покрашенные кабинки с оторванными ручками и плохо закрываемыми дверками, поэтому, чтобы открыть или закрыть дверку кабинки, нужно было приложить ощутимые усилия. Я не просто так  подробно пишу о кабинках, а для того чтобы  были  понятны дальнейшие события. Двери кабинок были сделаны так, что нижняя кромка двери была примерно на уровне колена, и поэтому всегда было видно занята кабинка или нет. Но это соображение было бы справедливо, если бы, находящийся в кабинке человек,  сидел на унитазе, пользуясь стульчаком. Но стульчаки на унитазах отсутствовали и поэтому, по старой советской привычке, граждане вставали ногами прямо на унитаз и, естественно, было не понятно занята кабинка или свободна. Наверно вы уже догадываетесь, что произошло дальше. Да, да я вошел в туалет и, определив по ногам, что в кабинке никого нет, дернул дверь на себя. С первого раза дверь не открылась. «Наверно туго открывается», - подумал я и еще раз дернул за дверь. На этот раз дверь открылась и, вместе с ней, к моим ногам вывалилась женщина с оторванной внутренней дверной ручкой, за которую она держалась изнутри. Причем смутился и почувствовал неловкость только я, а женщина сказала мне пару «ласковых» слов и попросила закрыть дверь плотнее, т.к. она сама изнутри уже не могла это сделать. Неудивительно, что вскоре я переехал из общежития в гостиницу и жил там за свой счет, пока не получил направление на судно.