Ветеран

Татьяна Косова
Глава1.

Над Фрайбургом нависла большая черная туча,которая ближе к вечеру разразилась сильным дождём.Степан Семёнович не успевший дойди до своего дома в один миг промок до нитки.А ведь всего лишь оставалось пройти пару кварталов и переметнув через мост оказаться в своём уютном гнёздышке коим его сделала его любимая жена Анна Ильинична.
-Дождём нас не испугаешь,-спокойно сказал Степан,-9-е Мая это наш день!
И поправив свои ордена и ничуть не прибавляя ходу он спокойным шагом направился дальше по аллее.Он очень любил гулять в этом парке.
-Как странно,-подумал он,-праздновать такой праздник не у себя на родине,а в так и не ставшей родной Германии.
Тридцать лет назад обстоятельства сложились так ,что им с супругой пришлось уехать из России и поселиться здесь,в этом тихом уютном городке,где они счастливо прожили дружной семьёй состоящей из них с супругой и трёх кошек.Но совсем недавно Анны Ильиничны не стало.Она померла так и не дождавшись своего юбилея.Спустя пару недель ей бы исполнилось девяносто лет.Смерть жены стала сильным потрясением для старика и чтобы как-то спрятаться от жестокой действительности он всё чаще и чаще погружался в мир воспоминаний. Вспоминалась и война,которую волею судьбы ему пришлось пройти.Но как раз она подарила ему встречу с Анной.
Бой тогда был тяжелый. Стоим мы на высотке.
Нам нужно было ее держать около трех суток. Нас всего – восемь человек, а фрицев – сорок или пятьдесят. Боеприпасами мы были обеспечены, но их все равно было мало. На третьи сутки мы расстреляли почти весь боезапас. Надеялись только на подмогу от наших. Есть нечего, воды осталось совсем немного. Немцы, сволочи, стреляют, не дают к ручью подойти. И всё кричат: «Русиш, сдавайс! Капут!» Но подмога к нам всё-таки подошла. Наши! Положили мы немцев на лопатки. Но и самим досталось. Я-то еще легко отделался – ранение в руку, в плечо. А вот другу моему осколок в живот попал. Поместили нас в госпиталь. Недели через две я попросился на выписку, чтобы догнать свою часть.
Зашел в палату к «тяжелым», где лежал мой друг. Повидаться хотел с ним перед выпиской. Сам-то я уже в форме, бодрый, хотя рука ещё на перевязке висит. Пистолет мой табельный при мне, в кобуре. Я уже лейтенантом тогда был. Вижу: совсем друг мой плох. Не жилец.
Говорит он мне: «На фронт»? «На фронт, – отвечаю, – давай лечись, да догоняй нас». А у меня самого прямо ком в горле – вижу, что парень не выйдет из госпиталя живым. Тут товарищ и говорит мне:
- Степан! Ты мне друг?
- Друг, конечно, друг!
- Если ты мне друг, возьми пистолет и пристрели меня, все равно мне не жить. Видишь, как я мучаюсь?
Я-то все, конечно, видел, понимал и страдал за него. Но застрелить товарища я не мог, никогда не поднялась бы рука. Сказал ему: «Прости. Не могу». И пошел. А он мне вслед: «Ты не друг, а предатель и трус! Ты не смог облегчить мне последние минуты. Патрона стало жалко?!»
В коридоре госпиталя я долго бился головой о стенку и плакал. Плакал оттого, что не мог ни чем помочь другу, моему лучшему другу, с которым в разведку ходил. И еще о том я плакал, что он ругал и проклинал меня. Я понимал, что это – от боли, от бессилия. Но при помощи пули я помочь ему никак не мог.
С Анной я познакомился тогда же.Она работала в госпитале медсестрой.И ухаживала за мною пока я лечился от ранения. Полюбил эту маленькую ,хрупкую,но сильную духом женщину сразу же,как говориться с первого взгляда.Когда война закончилась розыскал её и сделал предложение.
-Ордена говорю снимай! Что глухой что ли?!
Слова вывели Степана Семёновича из воспоминаний.Он совсем не понял их смысл.Но очень обрадовался услышав родную речь. Русский.Как всё-таки это здорово на чужбине встретить своего человека.И он невольно улыбнулся.
-Чё лыбешься дебил? И парень резко ударил старика по лицу.
Тут же потекла кровь из разсечённой губы.И только сейчас Степан понял ,что происходит.
В этот самый момент послышались разговоры и в далеке показались люди быстро приближающиеся к ним.Резким движением парень сорвал с него первый попавшийся орден и рван наутёк.Догонять его у Степана Семёновича не было не сил не желаний. Он просто смотрел ему в след и не мог пошевелиться.Мимо пробежали какие-то люди не обратив никакого внимания на старика.Медленным шагом он брёл в сторону своего дома и опять что то вспоминал.Вот он прячет маленькую девочку в навозе, и немцы так и не смогли её найти..а вот..
-У вас всё хорошо?-услышал вдруг он.
-Что?-не понял старик.
-У вас кровь,и вы плачете,-продолжал полицейский подошедший к нему.
-Плачу ?-не поверил он,и тут же понял ,что слёзы катятся у него по щекам.
-Нет,-тут же запротестовал он,-это дождь.
-Но у вас кровь,-всё не унимался страж порядка указывая на лицо ветерана,-мне придётся вас задержать.
В участке Степану всё-таки пришлось всё рассказать.Описав грабителя,он задумался.
-А ведь парень был совсем молод, кажется ему было не более шестнадцати,и откуда в нём уже столько злобы?

Глава2.

Уже в восемь лет Пашка понял,что расСчитывать он может только на себя.Доверять-только себе,да и нужен он только себе одному.Мать отказалась от него ещё в роддоме.И с тех пор он неустанно путешествует из одной приёмной семьи в другую.Но нигде по долгу не задерживается,его постоянно возвращают с одной лишь претензией-парень слишком резок и жесток.
-Ну а вы попробуйте к нему отнестись с пониманием,-пыталась заступиться за Пашку директор детского дома №9 Наталья Павловна,-проявите любовь!
Но и это не помогло и Пашу опять вернули обратно как некачественный товар.
-Смотри Пашка,-говорила ему директриса поучительно,-чем старше ты становишься тем меньше у тебя шансов быть усыновлённым.
Время шло,но ничего не менялось.Но однажды,когда ему исполнилось 14 лет фартуна как говориться повернулась к Пашке лицом.Его всё-таки усыновили .Приехала семейная пара из Германии и уже через короткое время Павел жил в Фрайбурге.Он изо всех сил старался быть прилежным мальчиком, которым гордятся родители ,но очень скоро его нрав всё же проявил себя.
У его новоиспеченного младшего брата был день рождения и родители подарили ему горный велосипед.Ох Пашка и восхищался им.Правда он тут же расстроился,что ему не подарили такой же.Когда в очередной раз Иоанн,отправился кататься на велосипеде Паша попросил его дать прокатиться и ему,но тот ответил отказом.Не прошло и десяти минут как Пашка рассекал на железном коне,а Иоанн стоял в сторонке и тихо всхлипывал утирая разбитый нос. Вечером же он не запамятовав пожаловался на брата родителям.Те тут же кинулись к Пашке со своими нравоучениями .Но Павел и слушать ничего не хотел..
-Велосипед мой! -Твёрдо заявил он. С этого собственно и начался разлад в семье.С начала Павла всё устраивало:родители перестали его донимать и вечно поучать ,потом перестали интересоваться как дела в школе,потому что он всё равно отвечал ,какое вам дело? а потом и вовсе у всех разом пропало желание разговаривать с ним.И всё бы ничего,если бы вдруг он не понял,что семья как раз-таки и состоит из этих дурацких вопросов и как только твоим близким становится абсолютно всё равно как ты провёл свой день,то всё! семья себя изжила.
Время шло и с каждым днём Павел всё больше и больше убеждался в том,что он не нужен.Он мог делать что угодно и где угодно и никто ему и слова не говорил.Нет он конечно же даже и не задумывался,что сам стал причиной такого поведения в семье и его это по всей видимости не сильно волновало, так как что либо исправлять он не собирался.В один прекрасный день отец отказал ему в выдаче карманных денег.
-Тебе уже 16-ть,-сказал он,-Иоанн на два года тебя младше и то уже подрабатывает и каждый день деньги у нас не клянчит.
Об этом Павел знал и без него так как ежемесячно отбирал у того половину его заработка и грозил,что если тот откроет рот ,то..в общем Иоанну не нужно было каждый раз уточнять ,на что именно способен его брат.Это он уже уяснил с самого начала их отношений,с появления в доме горного велосипеда Но и тем не менее денег брата ему не хватало и как-то прогуливаясь очередной раз в парке он увидел старичка мирно идущего по аллее.Вся грудь у него была в орденах и медалях.
-Вот попугай!-подумал тогда Пашка,-выставил на показ все свои побрекушки,мол глядите какой я герой! А интересно цацки то эти наверное чего-то стоят? Как то он слышал,что коллекционеры платят большие деньги за некоторые из таких безделушек.
План у Пашки родился сразу.Расправиться с таким старым дряхлым стариком у него не составит и труда.Отберу-потом продам,мне хорошо,а старик всё равно скоро помрёт , так,что..И он направился прямиком к деду.
-Ордена снимай! -тут же выпал он и достал из под куртки складной ножик,который всегда носил с собою,но дед похоже и не слышал его,он задумчиво куда смотрел,вроде как на Пашку,а вроде как и сквозь него.
-Ордена говорю снимай! Глухой что ли? -уже громче пригрозил он.
Но старик только как-то загадочно улыбнулся в ответ,чем просто взбесил его.Резко ударив кулаком его по лицу он было собрался стащить с того пиджак,но откуда-то послышались голоса и он увидел как люди пытающиеся укрыться от дождя бегут к ним на встречу.
Павлу ничего не оставалось как только кинуться на утёк дабы не попасться.Он сорвал первый попавшийся орден с груди деда и побежал в противоположную сторону.Пробежав большое расстояние и убедившись ,что за ним нет погони он принялся рассматривать добычу.
Та в свою очередь представляла собой пятиконечную звезду .В средний части которой был круг медальон с изображением Кремля со Спасской башней в центре.Пашка в Москве никогда не был ,но Кремль много раз видел по телевизору и на картинках.По этому его он узнал сразу.В нижней части круга была надпись " Слава" . Перевернув орден Пашка прочёл:
-СССР.
Круто.Ухмыльнулся он.Украл русскую медаль.Значит старик был русским.Ну да,точно.Старик ещё что-то там попытался сказать мне,мол я свой.Нет здесь своих-подумал тогда он.Здесь каждый сам за себя! И он опять внимательно посмотрел на медаль.
-Серебряшка! поморщившись сказал он,-за такую мало дадут, круг в центре вроде как позолочен..ах! -упрекнул себя он,-надо было другой хватать!
И он расстроено направился к одному приятелю ,который должен был помочь продать орден.

Глава3.

Продать дорого орден Павлу так и не удалось.Получил он за него всего 100 евро.Это совсем не то ,на что он рассчитывал,но выбирать не приходилось.
Получив своё Павел отправился домой.День получился насыщенным и добравшись до пастели он моментально уснул.Но уже спустя короткое время ему пришлось снова проснуться.В дом ворвались полицейские и быстро его скрутив даже не дав толком проснуться и понять что происходит поволокли из дому.Родители Павла препятствовать им не стали,на минуту ему даже показалось,что во взгляде матери он увидел благодарность за то,что его арестовали.Наверное это решило бы все их проблемы.Ведь они уже тысячу раз пожалели,что усыновили его.
-Да пошли вы! -только и подумал Пашка глядя на них.

Глава4.

Заснув под утро ,Степан Семёнович не сразу услышал телефон.
-Алло! Я слушаю! Хорошо я сейчас буду,-отчеканил он и уже через десять минут направлялся в полицейский участок с которого ему позвонили и сообщили,о задержании преступника ограбившего его на кануне. Прийдя на место он был инструктирован о проведении опознания и проведён в ту самую комнату,где всё и должно было случиться.
-У меня зрение плохое,-сразу предупредил он,и полицейские решили завести его непосредственно в комнату ,а не просить опознавать как было запланировано через стекло.
Войдя в помещение Степан увидел трёх мужчин приблизительно одного телосложения и возраста.Того кого следовало опознать он узнал конечно же сразу.Подойдя к нему почти в упор да так что тому ничего не оставалось как сделать шаг назад,пристально смотрел прямо в глаза.Как же обидно ему было сейчас.Этот орден,он не получил в дар ,не нашел и не украл.Он его заслужил. Кровью своей заслужил,защищая вот таких же детей как этот дерзко смотрящий на него с высока.И не видел он в этих глазах раскаяния. Очень хотел увидеть.Но не увидел.
-Нет здесь его,-только и сказал он полицейским даже не глядя на других опознаваемых,-нет,-повторил он.
Полицейские растерянно переглядывались.Они были уверены что старик опознает парня.Во-первых это был на девяносто процентов он,так как его сдал тот кому он продал орден,а во-вторых дед сразу же подошёл к нему.На других даже не взглянув.И долго так всматривался в него.Как будто что-то хотел там разглядеть ,но никак не мог.Толи оттого что уже стар и зрение не то,толи хотел увидеть то чего в принципе быть не может.Но закон есть закон.
-Вы в этом уверены?-только и спросил один из них,-посмотрите внимательно ,-попросил он.
-Я уже посмотрел,-сказал Степан Семёнович не поворачиваясь,-тот был русский.
-И этот русский,-тут же вмешался другой страж порядка.
-Нет,-твёрдо ответил старик,-этот нет.
И после этих слов он резко повернувшись с горечью в глазах посмотрел на парня.Так продолжалось не долго.Он ушёл.
-Ну что ж,ты свободен,-и с Павла сняли наручники.
-Можешь идти.Приносим свои извинения за доставленные неприятности.


Глава5.

Павел был просто в бешенстве.Как его могли так быстро вычислить? Наверняка Фиц сдал! Конечно же он,больше не кому.За окнами рассветало.Но уснуть он так и не смог.Вскоре пришел полицейский одел на него наручники и вывел из камеры повёл куда-то.Спустя пол часа Пашка понял, что будут опознавать. Интересно,думал он,по закону меня уже имеют право сажать в тюрьму.Перспектива быть осужденным Павлу не доставляла особой радости и он брезгливо поморщился.В эту самую минуту дверь отворилась и в комнату вошел тот самый старик ,которого накануне он ограбил.Казалось ,что со вчерашнего дня он постарел лет этак на пять.Опухшая губа,руки дрожат.Старик похоже сразу его узнал,потому что уставился на него как удав на кролика .Пашка тоже пристально смотрел на него,жалея мысленно себя за то,что не отметелил его тогда сильнее. Сейчас валялся бы он на больничной койке и не опознавал бы его.А может и более того,потерял бы память.Как только Павел представил себе,что его посадят из-за этого старика,такая ненависть накатила на него.
-Выйду -придушу! мысленно пообещал он себе.
В этот самый момент старик вдруг сказал ,что не узнает его.Пашка чуть рот не открыл от удивления.Да быть такого не может!-думал он, он же кроме как на меня ни на кого и не пялился.Не ужели не узнал? старый хрыч! а ведь чтобы хорошенько разглядеть подошёл впритык-чуть ногу не отдавил,и дышит так тяжело,как будто рыба на песке.Старик ещё раз подтвердил,что не узнаёт его.
-Вот дебил!-радостно подумал Пашка.И в этот самый момент старик обернулся.В первый раз в жизни Пашке стало не по себе.В одно мгновение ему показалось что перед ним вовсе не человек престарелого возраста,а молодой крепкий мужик.С сильным характером и тяжёлым взглядом.Он взглянул на Пашку так как будто бы говорил ему: Я бы тебя расстрелял! И на душе похолодело.Комок подкатился к горлу и в первый раз в жизни Пашка не выдержав взгляда опустил глаза.Узнал!-вдруг понял он,конечно же узнал,тогда почему не сдал? потому что свой-попытался ответить себе же Паша.
Тут же с него сняли наручники и отпустили.Со всех ног помчался он догонять старика.Добежав до того самого парка, где немного ранее ограбил его, он в надежде огляделся,судорожно ища его глазами.
-Да где же ты?-нервно думал он,-ты же старый как ты мог так быстро уйти?
В конце парка он увидел большое скопление людей и почуяв неладное помчался туда.Долетев до место он втиснулся в середину толпы и застыл в ужасе.На земле лежал тот самый ветеран и еле-еле дышал.Люди что-то выкрикивали,мол вызовите скорую,человеку плохо! Но Пашка не мог пошевелиться ,он просто стоял и смотрел как умирает тот кто только что спас его.И слёзы покатились с глаз его.Склонившись над стариком он взял его за руку и горячо всхлипывая говорил.
-Простите меня! Не буду! Вы слышите ? Никогда больше не буду! Даже голоса на старшего не подниму,не то чтобы руку! Простите!
И уронив ему голову на грудь горько заплакал.
-Свой,-услышал он сквозь слёзы.
-Что? -спросил он с надеждой,-что?
-Свой! -утвердительно сказал Степан и погладив его по голове закрыл глаза.
И опять Пашке что-то почудилось.Но на этот раз старик показался ему совсем ещё ребёнком.Маленьким-маленьким,совсем беззащитным ,радостно улыбающемся какой то очень радостной новости.
-Да,я свой,-тихо прошептал Пашка и опять заплакал.