Бессовестная Шапкина

Нина Садур
Нина Садур
Бессовестная ШАПКИНА
Пьеса в трёх действиях
Действующие лица:
Верочка Кособонова.
Мария Ивановна. Шапкина.
Хая Исаковна Боровик-Эстандья.
Анна Мирзоян.
Гамлет Мирзоян.
Алик – ребёнок.
Фарида.
Мужчина – пожарник.
Дедушка Алёша.
Ольга.
Хор.
;
Действие первое
Картина 1
Комната Верочки. Мало мебели. Аквариум с рыбками.
Верочка и Ольга.
Коммунальный лабиринт в слабом свете. Телефон на стене.
Хор. Вот ты жила и жила.
Родилась и жила и служила в НИИ.
Славно трудилась, и плавно текли твои дни.
Грамоты ты получала, звонила друзьям в воскресенье,
Девой была недоступной для влажных мужчин,
Но товарищем честным в своем коллективе была ты.
И откликалась на все сабантуи и круглые даты.
Кто намекнул на другое?
Кто посягнул на покой твой?
В бездну какую глядишь ты?
А если туда полетишь ты?!
Знаем, что будет с тобою.
Мы знаем, мы знаем, что будет с тобою—
Не первая ты зачарована,
Но путь твой опасен, учти,
Неопытны девы шаги,
Скользившие лишь по паркетам НИИ.
О, лучше бы ты отшатнулась,
Очнулась бы и ужаснулась,
Умылась бы, что ли ты лучше,
Попудрилась и на работу пошла…
Эстандья(в телефон).  Жэк? Я не ругаюсь, у меня такой голос. Сколько хранить книги по свету? Я храню девяносто два года. Это я, Боровик-Эстандья, а квартира моя номер семь, нет не семья… Коммунальные сложные игры, далеко не друзья! Зачем вы бросаете трубку? Сколько лет хранить книги по свету?
Ольга.  Почему ты ушла из НИИ?
Верочка. Свой голос я отдала за тебя. У меня к тебе нет претензий.
Ольга.  Почему ты ушла из НИИ?
Верочка. Ты заместитель председателя профкома. Я за тобой наблюдала. Претензий нет.
Ольга.  Почему ты ушла?
Верочка. Ты исполнительный человек, хорошо работаешь. У меня к тебе нет претензий.
Шапкина (в телефон). Алло! Говорите! Говорите! Говорите! Кого вам позвать, говорите?
Ольга. Почему ты ушла из НИИ?
Верочка. Коллектив мне нравится, как люди. У меня к нему нет претензий.
Ольга. Почему ты ушла из НИИ?
Верочка. Бесполезный, никчёмный разговор. Тебя подослали, как общественницу. Но я думаю, ты сама вызвалась, чтоб посмотреть на меня в моём же доме.
Ольга. Это не твой дом. Это коммунальный дом.
Гамлет (в телефон).  Я на проводе. Записывай, Дима. Рост средний, волосы русые, глаза серые, нос прямой. Найти к четырём тридцати. Стой, не ложи трубку. Доставьте в отдел, без меня не трогайте. Я сынишку к врачу сейчас— ушко опять воспалилось, а подъеду часам к пяти. Ну, бай-бай.
Ольга. Почему ты ушла из НИИ?
Верочка. Мне совершенно нечего тебе сказать.
Ольга. Почему ты ушла? Почему ты ушла? Почему ты ушла из НИИ?
Верочка. Я не хочу быть больше инженером.
Шапкина (в телефон). Алло! Говорите! Говорите! Ну что вы молчите? Говорите, вам говорят! Зачем тогда звоните?
Ольга. Ты ушла из НИИ. Инженером теперь не устроиться. Как будешь жить?
Верочка. Это мне абсолютно всё равно. В нашей стране с голоду не умирают.
Анна (в телефон). Да, здравствуйте, Пётр Петрович, Гамлет Суренович сейчас подойдёт. (Уходит)
Трубку берёт Алик.
Алик. Ты кто? А? А ты кто? Гав! Кто? Гав! Гав! А, Говно?
Вбегает Анна, рвёт Алика от телефона, забрасывает его в комнату.
Выходит Гамлет, берёт трубку.
Гамлет. Я на проводе. Это сынишка. Ужас. Пётр Петрович, это чужой сынишка. Сын нижних пьяниц. Да, да, да. Пётр Петрович, русого берут, вы даже не сомневайтесь. Рост средний, нос, брюнет? Вы говорили русый. Всё понял, Пётр Петрович, будет сделано. Брюнет. Будет сделано.
(Набирает номер.) Дима, взяли русого? О`кей. Звонил сам, говорит, надо брюнета. Что русый, что русый, посидит пока. Я сказал, подъеду к пяти. Какого брюнета, машину опять гонять. Русый сгодится. Всё, бай-бай.
Ольга. Раз с голоду не дохнут, можно уже и не горбатиться в НИИ?
Верочка. Твой жаргон здесь не уместен. Я с тобой на короткой ноге.
Шапкина (в телефон). Гово… да, это я. Вы же меня знаете, я выплачу. Я сказала. Мы с вами работаем на взаимном доверии. Я выплачу. Я на коленях у вас буду стоять!
Ольга. Ты по-русски умеешь говорить?
Верочка. Я выражаюсь так, как считаю нужным. А ты с простым подходом претендуешь на близость с людьми, которые могут не хотеть твоей близости.

Шапкина (в телефон). Говорите! Я!!! Представляешь, звонил этот хам. Требует наволочки, чтоб выплачивала! Это не его компетенция. Я могу ему сказать, ты меня знаешь.  У меня пол-Москвы свидетелей. На мне миллионы висели. Все про него за глаза говорят уже. В нашей гостинице такого ещё не было. Ты меня знаешь! Целую!
Ольга. Почему ты…
Верочка. Я хочу быть одна.
Ольга. Почему…
Верочка. Одна…
Ольга. Ты…
Верочка. Я…
Звонит телефон. Никто не подходит.
Я…
Ольга.  Это не тебе.
Верочка. Я знаю.
Ольга. Ты ждёшь звонка.
Верочка. Неправда.
Ольга. Ты ждёшь звонка. Я заметила.
Верочка. Неправда. Я не жду никакого звонка.
Ольга. Тебе никто не позвонит.
Верочка. Позвонит.
Ольга. Не позвонит.
Верочка. Мне позвонит тот, кто должен.
Ольга. Не позвонит.
Верочка. Откуда ты знаешь?
Ольга. Знаю. Я знаю. Чем ты лучше других?
Картина 2
Ночь. В комнате на полу горит забытый ночник. Входит Алик.
Алик. Маленькая лампочка.
Верочка. Ты что? Иди к себе.
Алик. Маленькая лампочка.
Верочка. Иди спать. Тебя бить будут.
Алик. Меня нельзя бить! Вот ты какая, Верочка!
Верочка. Не кричи! Они проснутся, а ты тут. Будут бить.
Алик. Нельзя! Нельзя меня бить!
Верочка. Нельзя, тише ты!
Алик. Маленькая лампочка.
Верочка. Сию же минуту, чтоб ушёл, а то выключу!
Алик. А ты не боишься?
Верочка. С какой стати?
Алик. Нас все боятся. И Шапкина Мария Ивановна, и Хая Исаковна Боровик-Эстандья, и Фарида, и старая сволочь дедушка Алёша. Лампочка беленькая.
Верочка. Сейчас ночь, почему ты бродишь?
Алик. Я писать хочу.
Верочка. Безобразие какое-то. Ну пойдём, я тебя отведу в уборную.
Алик. А ты меня любишь?
Верочка. С какой стати? У тебя есть родители, это их обязанность.
Алик. Я скажу папе, он тебя убъёт.
Верочка. Он не имеет права. Меня охраняет закон.
Алик. Не охраняет.
Верочка. Каждого человека охраняет закон.
Лампа гаснет.
Зачем выключил? Сейчас же включи! Я вот тебе дам! Ремня по попе! (Включает лампу. Алика нет.)
В дверь скребутся.
Я вот тебе покажу хулиганить! Я вот твою мать разбужу! (Открывает.)
Входит дедушка Алёша.
А где мальчик?
Алёша. Мальчонка? Гуляет, должно быть. В детсаде.
Верочка. Вы с ума сошли? Третий час ночи!
Алёша. А ты дай сахарку два комочка, а то чайку захотелось.
Верочка. Идите спать. Вас будут бить.
Алёша. Меня нельзя бить!
Верочка. Всех нельзя бить! Сейчас же идите спать!
Алёша. Ты мне как дочка, Верочка.
Верочка. Прекратите подхалимничать. Берите сахар и уходите.
Алёша. А то покурим?
Верочка. Я не курю, вы прекрасно знаете. Ваша внучка проснётся и будет вас бить. И Алика тоже. Вас обоих набьёт, и тогда уже все проснутся, вся квартира.
Алёша. Ни, они крепко спят. Слышь, Нюрка храпит?
Верочка. Это Шапкина.
Алёша. Ой Шапкина! Это Нюрка храпит!
Верочка. Это Шапкина.
Алёша. Это Шапкина.
Верочка. Ну  хорошо, вы меня окончательно разбудили. Можете покурить.
Алёша. Ты мне как дочка.
Верочка. Не нужно только грубой лести.
Алёша. Не нужно.
Верочка. Кстати, Алексей Прокопьевич, я говорила вам…
Алёша. Что? Я что-то не понял?
Верочка. Ещё нечего понимать. Дослушайте. Я говорила вам, что перед тем, как войти в комнату, что нужно сделать?
Алёша. Постучать.
Верочка. Вот именно.
Алёша. А ты не занята, нет?
Верочка. А как вы думаете? Три часа ночи.
Алёша. А что ж они, всю жизнь в банке плавают?
Верочка. Вы уже сто раз спрашивали.
Алёша. А я забыл.
Верочка (Включает подсветку.) Это декоративные рыбки. Их не едят. Мокроподы.
Алёша. Красивые. Как огоньки. Мокроходы.
Верочка. Это вы тоже сто раз говорили.
Алёша. И живут себе. Ты им хлебушка покроши.
Верочка. Неужели вы никогда не видели таких рыб?
Алёша. А у нас в деревне все разъехались, пруд-то и зацвёл. А то большая была рыба, ещё помещица Евдокия Степановна пруд этот содержала. Очень хорошая женщина. Зарубили. Не наши. Не. Кавалеристы примчалися. А ничего не нашли. Она бедная была, с дочкой. Думали, найдут хоть что. А у Евдакии Степановны у самой голод стоял во всех комнатах. Зарубили. Кавалеристы.
Верочка. О, господи. Ну хоть что-нибудь расскажите, раз уж зашли.
Алёша. Чего?
Верочка. Вы ж не глухой, зачем притворяетесь?
Алёша. А я что-то не понял. А вот был случай у нас в деревне.
Верочка. В каком году?
Алёша. Давно! Ещё мама-покойница была жива.
Верочка. А что это вы такой расстроенный?
Алёша. Расстроенный? Нет, это вам так думается. Не с чего расстраиваться. Погода теплеет, завтра ещё потеплеет, Бог даст. Чего это ворона крикнула? Дождь нагоняет, что ли?
Верочка. Вы хотели случай рассказать.
Алёша. Какой такой?
Верочка. Ну, господи! С вами с ума сойдёшь! Вы хотели интересное воспоминание из вашей далёкой жизни рассказать! Как вы жили в деревне.
Алёша. А я что-то не помню воспоминание.
Верочка. Ну уж не знаю. Вы начали так: ещё мама-покойница была жива.
Алёша. И у нас был человек, мужик один. Колдун. Бывало…
Верочка. Кто?
Алёша. Колдун. Мужик такой. А есть такое понятие, что колдуна нельзя обижать. Но если что, то надо сразу махать с логтя в лицо и кричать: «Уйди! Чтоб тебя!»
Верочка. Вы серьёзно?
Алёша. У него и отец был колдун. Они все колдуны. Вот у нас был случай. Одну свадьбу сыграли, а колдуна не позвали, то ли забыли про него, то ли что… Всем вина поднесли, а его обнесли. Он ждал, потом вышел и говорит: «Сегодня же и вспомните меня. Как в церкву пойдёте». Они говорят: «Иди отсюда». Он плюнул, ушёл. Они собрались, а их много телег: молодые, потом родные…
Верочка. Тихо!
Алёша. Что такое?
Верочка. Телефон?
Алёша. Да вроде звякнуло…
Верочка. Показалось.
Алёша. А их много, телег-то: молодые, потом родные, потом гости, потом вся деревня. А там надо мимо сельсовета ехать, чтоб в церкву попасть, и на дороге у сельсовета все встали и не могут. Думают, как так? Лошади не идут, и всё. Тогда жених слез и как станет ругаться на невесту, и она тоже слезла. А жених штаны спустил, и невеста ему зад поцеловала.
Верочка. Хулиганство.
Алёша. Да! И все стали слезать и ну целовать задницы! А потом сели и в церкву поехали, кое-как повенчались и скорее домой, колдуну вина налили, кое-как в себя пришли.
Верочка. Гадость какая-то.
Алёша. Ну да.
Верочка. Может вы песни какие-нибудь помните. Фольклор?
Алёша. Помню.
Верочка. Ну спойте.
Алёша. Я так расскажу, слова.
Верочка. Тихо!
Алёша. Что такое?
Верочка. Телефон!
Алёша. Вроде звякнуло.
Верочка. Показалось.
Алёша. «Глаза вы карие, большие, а брови чёрные у вас. А вы изменчивы такие, зачем я полюбила вас».
Верочка. Что это такое?
Алёша. Песня.
Верочка. Алексей Прокопьевич, вы можете сделать для меня одну вещь?
Алёша. Могу. Ты мне как дочка.
Верочка. Видите, у меня дверь сломаная. Её надо починить.
Алёша. Дай молоток.
Верочка. Нужно позвонить по телефону.
Алёша. По телефону? А я числа-то забыл, куда их накручивать?
Верочка. Я сама наберу. Надо позвать Андрея, моего брата. Он обещал починить, а сам не идёт.
Алёша. Числа-то накрутить?
Верочка. Да. Вы скажете: «Это Андрей?» Он скажет: «Да». И всё.
Выходят в коридор, звонят.
Алёша. Это Андрей? (Верочке.) Да.
Верочка нажимает на рычаг.
(Вдруг запел.) «Глаза вы карие, большие, а брови чёрные у вас. А вы изменчивы такие, зачем я полюбила вас!»
Верочка. Тише вы! Идите отсюда. Идите.
Картина 3
Кухня.
 Эстандья. Вы меня извините, ради Бога, только если вы заняты, сразу скажите.
Верочка. Я жарю, вы видите.
Эстандья. Но вы можете разговаривать? Если нетрудно.
Верочка. Что вы хотите сказать?
Эстандья. Нет, нет, нет. Если вы заняты, я, конечно, не буду мешать.
Верочка. Я жарю свой завтрак.
Эстандья. Я считаю своим долгом сказать.
Верочка. Говорите.
Эстандья. Скажите, вы ничего странного не замечали в нашей квартире?
Верочка. Что вы имеете в виду?
Эстандья. Я имею в виду странности наших соседей.
Пауза
Сегодня он смотрел на стену.
Верочка. Что вас тревожит?
Эстандья. Я выхожу, он смотрит на стену. Я говорю, куда ты смотришь? А он говорит, я в холодильнике молоко доставал.
Верочка. Ну и что?
Эстандья. Как же он мог доставать: он смотрел вверх, в самый верх, а холодильник не трогал.
Верочка. Может быть, он увидел клопа?
Эстандья. Он смотрел на проводку. Электропроводка идёт наверху, под потолком. Он тоже заметил…
Верочка. Что он заметил?
Эстандья. Шапкина опять что-то подкрутила. Ведь Вадбка…
Верочка. Вадим Иванович. Покойный.
Эстандья. Ах, я так не любила его… Я его никогда не любила. Я знала его ещё грудным ребёнком. Он всё своё электричество переводил на общий счётчик в коридоре, а теперь, раз его не осталось, она сама переводит, и старик заметил!
Верочка. Старик не может ничего замечать, он в маразме.
Эстандья. Он только притворяется дураком, а сам очень хитрый. Он кулак недобитый. Но я не о нём сейчас. Вадька…
Верочка. Вадим Иванович. Покойный.
Эстандья. О, вы не знаете Шапкиных!
Верочка. Я не стремлюсь.
Эстандья. Я обязана предупредить! Вадбке было пятнадцать лет, и он сделал машинки из винтиков. Они бегали сами.
Верочка. Это талант.
Эстандья. Да-да, у него склонности, вы справедливо заметили. Но потом пошёл дым, мама-покойница выбегает…
Верочка. Хая Исаковна, мой завтрак изжарился.
Эстандья. Он с детства такой! И Шапкина! О, вы не знаете Шапкиных.
Входит Шапкина.
Шапкина. Сколько это можно терпеть?
Эстандья. Мне вы рот не заткнёте!!!
Шапкина. Я спрашиваю, сколько это можно терпеть?
Эстандья. Вы во время войны поставили чёрные трубочки…
Шапкина. Какие трубочки? Вы соображаете своей головой?
Эстандья. Это правда! Правда! Вера! Они во время войны поставили чёрные трубочки, чтобы всё тепло из нашей квартиры утягивать в их комнату!
Шапкина. Вас все ненавидят, сколько лет вы тут живёте! Вы всем поперёк горла! Вот так вот!
Эстандья. Да! Вы подкручиваете общий свет и мы платим лишнее!!!
Шапкина. Это мы подкручиваем? Да кто мы-то? Мы? Мой муж давно умер! Это скажи людям, они засмеют!
Эстандья. Вера, я прошу вас участвовать. Мы платим по шестьдесят копеек! За общий свет!
Верочка. Мне это безразлично.
Эстандья. Вы подкручиваете электричество, а платим мы!
Шапкина. Надо сказать людям! Людям! Пол-Москвы у меня свидетелей! На мне миллионы висели! Все знают! И я! Я! Подкручиваю! Да вы соображаете своей головой!
Эстандья. А Вадька-покойник пил тихо, пока все на работе! Я знаю.
Шапкина. Дерьмо ты горбатое!
Эстандья. Да, горбатое!
Шапкина. Правильно про тебя говорят, когда же ты сдохнешь!
Эстандья. Трупоеды!
Шапкина. Правильно тебя били втемную, ещё до войны!
Эстандья. Меня?
 Шапкина. Тебя!
Эстандья. Ты сидела в тюрьме.
Шапкина. А ты подлючая стерва!
Эстандья. Кто, я?
Входит Анна.
Вы слышали, как меня оскорбили?
Анна. Мне какое дело?
Шапкина. Что она тут плетёт? Анютка, она совсем уже! Что я подкручиваю свет! Я!
Анна. Я не знаю, что она тут плетёт, но за свет мы платим по шестьдесят копеек.
Шапкина. Анна! И ты можешь такое говорить?!
Анна. Я говорю, что мне некогда этим заниматься! Но я знаю, сколько мы платим за свет!
Эстандья. Мне вы рот не заткнёте! Никогда!
Шапкина. Иди, пиши свои кляузы. Всю жизнь писала, уже вот такую кучу написала. Пиши иди. Я знаю, ты на всех пишешь.
Эстандья. Я?! С вами надо бороться!
Анна. А у тебя ничего не треснет?
Эстандья. У меня?!
Входит дедушка Алёша.
Алёша. А пойдёмте все ко мне радио слушать?
Пауза.
Анна. Чтоб я тебя, старая сволоч, сдесь не видела!
Эстандья. Старик здесь не прописан!
Анна. Он имеет право! Он мой дед!
Шапкина. Старик кладёт мимо унитаза.
Анна. Я за ним убираю!
Эстандья. Старик ночью бродит, скребётся в двери.
Анна. Потому что вы свет не даёте оставить. Он забывает где уборная.
Шапкина. От старика воняет!
Алёша. Хая Исаковна, а иди за меня замуж!
Пауза.
Боровик-Эстандья рыдает.
Все (Кроме Верочки). Когда же ты сдохнешь, старая сволочь!
Алёша. Концерт больно хороший. По заявкамслушателей.
Верочка. Я требую меня пропустить.
Эстандья. Скажите, а ваш брат вчера приходил?
Верочка. Что?
Эстандья. Я спрашиваю, ваш брат вчера приходил?
Верочка. Зачем?
Эстандья. А он приходил.
Верочка. Он не приходил.
Эстандья. Вас не было. Он заходил к татарке…
Верочка. Что?
Эстандья. Я видела. Все это видели.
Верочка. Что?
Эстандья (Шапкиной). Скажите, Мария Ивановна, вы видели?
Шапкина. Я видела. Хая Исаковна. Он приходил, этой не было дома. Он заходил к татарке.
Анна. Я видела.
Верочка. Что?
Алёша. Верочка, а пойдём ко мне радио слушать?
Верочка. Где татарка?
Эстандья. Никто не знает. Она куда-то уходит.
Алёша. Айда, песни хорошие!
Верочка. Вы лжёте все. Все. Вы врёте. Вам нечего делать.
Эстандья. Ваш брат приходил! Я сама ему открывала!!!
Верочка. Этого небыло.
Шапкина. Он приходил, тебя не было. Он зашёл к татарке.
Анна. Зашёл. Я видела. Хотя мне плевать. Я из приципа.
Верочка. Вы своего ребёнка бьёте. Я вам не верю. (Шапкиной.) А вы в тюрьме сидели за воровство, я вам не верю. (Эстандье.) А вы всю жизнь доносы пишите на людей, я вам не верю. Вы не стоите ногтя моего брата. Вы все завидуете ему.
Хор. Не нужно с ними говорить, ты ведь знаешь сама.
Они так далеко, как букашки в твоих ногах.
Не нужно нагибаться к ним, они плюют и рычат.
Они ведь догадываются, как ты велика.
Великанша, не верь им, ты сестра не для них.
Ты перешагивай через них и улыбайся вверх.
Пусть они грызут твои ноги, они ведь так голодны.
Ты перешагивай знай и улыбайся вверх.
Обещай.
Сон. В этом сне стоит огромное дерево. Из него, как из кита, хлещет фонтан воды.
Фарида. Давай встанем туда.
Верочка. А что это такое?
Фарида. Давай, давай!!!
Верочка. Почему из него льётся вода? Он живой!!!
Фарида. Живая-живая! Лезь!
Верочка. Не толкайся! Ты не понимаешь, потому что ты татарка, это очень опасно! Очень! Смертельно!
Фарида. Живая-живая! Лезь туда!
Верочка. Это дикое дерево, дикая вода, в ней можно просто захлебнуться.
Фарида. Ротом дыши, через воду! Лезь!
Верочка. Давай отсюда смотреть?
Фарида. Там! Там, внутри
Верочка. Я поняла. Слушай, Фарида. Этот тополь очень сильная личность. Лучше не связываться. Смотри отсюда. Даже сюда брызги долетают.
Фарида. Сильная, сильная дерева. Старее тебя. Старее меня. Старее людей. Старее мира. Старее Бога. Лезь к нему!
Верочка. Этот тополь сильная личность для людей. Люди должны боятья.
Фарида. Тополь-бабайка. Харошая! (Становится под воду.)
Верочка. Почему ты не умираешь?
Фарида. Будь здоров!
Верочка. Ты вся мокрая, насквозь!
Фарида. (Поёт по татарски.) Твой сок мне. Тебе лишний, мне дай. Большой князь, Большая дерева. Из Бога растёшь, дай сок!
Верочка. Это вода!
Фарида. Дереву много сока, из тебя выливает. Большая жизнь!
Верочка. А кого ты родишь теперь?
Фарида. Андрюшку.
Верочка. Он мой брат.
Фарида.  Харошая брата.
Верочка. Он мой брат. Он… он образованный!
Фарида.  Здеся Андрюшка. (Поглаживает живот.) Теперь здеся.
Верочка. Он огромный, а ты маленькая. Ты же родить не сможешь. Как он вылезет из тебя?
Фарида.  Работать буду, трудиться. Кто работает, тот рожает.
Верочка. Как ты будешь работать, ты же мокрая! Ты вся мокрая, тебя никто не возьмёт на работу!
Фарида. Харошие люди есть. Дерева кивнёт людям, люди станут харошие. Возьмут татарку к себе.
Верочка. Ты никому не нужна!
Фарида. Андрюшка харошая. Сказала, Фаридка много нужна.
Верочка. Убью тебя!
Фарида. Иди, иди, киса сюда. Жить будем, Андрюшку рожать будем.
Верочка лезет под воду.
Верочка. Здесь можно дышать?
Фарида. Дыши маленько.
Верочка. Я не захлебнусь?
Фарида. Ротом дыши.
Верочка. Какие у него соки тёплые…
Фарида. Харошая дерева. Большая. Сильно мокрая.
Верочка. Дышу. Дышу… Я дышу! Здесь можно дышать! Водой дышать! Да, он сильная личность! Им можно дышать! Он такой же сильный, как мой брат!
Картина 5
В местах общего пользования.
Анна. Говорить надо не досвидания, а бай-бай.
Алик. Бабай.
Анна. Дурак ты, дурак, тебе в английскую школу идти, а ты слов не понимаешь!
Алик. Меня нельзя бить!
Анна. Нужен ты мне, бить тебя, дурака! Пусть тебя отец бьёт!
Алик. Папа добрый.
Анна. Добрый. Сам ты добрый. Иди лучше соседей погоняй. На палку.
Алик. Пойду бить.
Анна. Как надо говорить?
Алик. Бай-бай.
Анна. Дурак. При чём здесь бай-бай? С кем ты прощаешься? Надо говорить не «бить», а «учить». Иди Шапкину поучи. Хайку Эстандью.
Алик. Хаю Исаковну?
Анна. Надо говорить не Хая Исаковна, а старая сволочь.
Алик идёт, встречает дедушку Алёшу.
Алик. А что ты делаешь, старая сволочь?
Алёша. А я вот яблочки парю.
Алик. Яблочки паришь? Ты так кусай. Они хрустят.
Алёша. Мне мягонькие надо, а то зубов-то нету.
Алик. Покажи.
Дедушка Алёша показывает.
Вырастут. Давай играть?
Алёша. Играть? А я уж всё позабыл. Как поправильному.
Алик. Всё-всё?
Алёша. То припоминю, а то опять забуду.
Алик. А как ты живёшь тогда? Ты дорогу знаешь, чтоб ходить?
Алёша. Путь-то? Кто ж его знает? То мелькнёт, то срывается.
Алик. Ты в детсадик дорогу найдёшь, например?
Алёша. Где ж он есть-то, детсадик? Нюрку надо спросить.
Алик. Не смей говорить Нюрка! Сколько тебе повторять можно? Надо говорить Анна.
Алёша. Анна мне внучка.
Алик. Ты опять за сарое? Какая она тебе внучка? Она аглийский язык знает.
Алёша. А ты кто мне будешь? Я и позабыл.
Алик. Я буду октябрёнком.
Алёша. Ишь ты! А я думаю, если Анна мне внучка, ты-то её сынок. Кто ж ты-то будешь?
Алик. А ты кто будешь?
Алёша. Да пока думаю. Я вот жениться хочу.
Алик. Жениться? Глупый ты старик. Что ты умеешь-то? Ты даже в садик дорогу не знаешь. Тебя жена пошлёт в магазин, ты не найдёшь.
Алёша. А я молитву знаю от блуду. Всегда помогает. «Да воскреснетБог», от болезни тоже помогает. Только я уж и забыл, как правильно молиться.
Алик. Тебя надо учить. (бьёт дедушку Алёшу.)
Алёша. Ишь какой! Ишь какой! (Дерётся с Аликом.)
Вбегает Анна.
Анна. Говнюк старый! На ребёнка руку поднимаешь?Я ж тебя убью! Полетишь отсюда! Кубарем !
Алёша. Он первый начал!
Алик. Он плохие слова говорил!
Анна. Ах ты ещё и слова говоришь, шкура! Ты ребёнка мне развращаешь!
Алик. Да воскреснет Бог! Да воскреснет Бог! Да воскреснет Бог!
Анна. Порки захотел? Кишки выпущу, щенок говённый!
Алик. Да воскреснет Бог! Да воскреснет Бог! Да воскреснет Бог! Мамка — сучка!
Действие второе
Картина 1
Комната Верочки.
Места общего пользования.
Эстандья ( по телефону). Алло, Это Дэз? Я храню книги по свету. Боровик-Эстандья. Весь свет в моих книгах за все наши годы. Узнайте, когда их здавать?
Ольга. Почему ты не возвращаешься в НИИ? Я держу твоё место.
Верочка. Бесполезно. К тому же, не обманывай. Ты не начальник. Ты всего лишь представитель профкома. Ты не можешь держать место.
Ольга. Я начальник. Вернись в НИИ.
Верочка. Бесполезно.
Шапкина ( по телефону). Алло! Говорите! Говорите! Говорите вам говорят! Зачем тогда звоните?
Верочка. Ты постарела.
Ольга. У тебя в комнате темно, ничего нет, На свету я молодая.
Верочка. Я тебя не звала. Зачем ты ходишь сюда.
Ольга. Вернись в НИИ.
Шапкина ( по телефону). Говорите! Говорите! Говорите!
Ольга. Это ты постарела и высохла.
Верочка. Я занимаюсь бальными танцами.
Ольга. Мы все балдели в НИИ. Ты же старая дева. Ну потанцуй.
Верочка. Я занимаюсь бальными танцами, потому что мне нравится аэробика. Вот, например, вальс-бостон… Нужен партнёр…
Ольга. Ты представь…
Верочка танцует вальс-бостон.
Ты танцуешь, как старая дева.
Верочка. Это вальс-бостон.
Ольга. Вернись в НИИ, у нас дискотека.
Верочка. Бесполезно.
Гамлет ( по телефону). Дима? Записывай. Рост средний, волосы седые, глаза белые, нос перебит. Найти к четырём тридцати. Стой, не ложь трубку. Доставьте в отдел, без меня не начинайте, я быстренько переучтусь на гарнитур, да, румынский, но жене захотелось. Успею, бай-бай.
Верочка. Ты ходишь по моему следу. (Танцует.) Бесполезно.
Ольга. Я знаю про тебя всё.
Верочка. Не знаешь.
Ольга. Знаю.
Верочка. Ну и что же?
Анна ( по телефону). Да. Здравствуйте, Пётр Петрович. Гамлет собрал документы. Я боюсь отпускать его в Англию, ха-ха-ха. Ах, Пётр Петрович… ( Алику.) Уйди, скотина, у меня разговор чисто конфеденциальный, ты понял? Да, это так, собака, щенок лезет. Породы? Бульдожка, английский…
Ольга. Я знаю, ты тоскуешь по нас.
Верочка. Нет.
Шапкина ( по телефону). Гово… Вы меня знаете, я выплачу. Я тогда выплатила, хотя это не я брала. Я и сейчас выплачу, хотя это опять не я. Вы посмотрите, что делают коридорные с пятого этажа.А это не я, но я выплачу. Можно мне к вам зайти? Я на коленях у вас буду стоять.
Ольга. Ты живёшь без коллектива.
Верочка. Да.
Ольга. Так не живут.
Верочка. Так живут.
Ольга. Ты нас всех презираешь?
Звонит телефон. Никто не подходит. Подбредает дедушка Алёша.
Алёша ( по телефону). А то, может, татарку позвать? Фаридку. Очень хорошая. Все говорят по телефону, она одна не говорит. Или Верочку пригласить? А то Шапкина кричит: «Говорите! Говорите!»
Выбегает Анна, бьёт и угоняет дедушку Алёшу.
Верочка. Нет, я вас не презираю. Я вас не помню.
Ольга. А это что? (Показывает фотографию.)
Верочка. Случайно сохранилась с субботника. Ну и что?
Ольга. А то, что ты нас помнишь.
Верочка. Ты ищешь какую-то тайну, чтоб меня подловить. Ну хорошо. Помнишь, я была очень активная?
Ольга. Естественно помню.
Верочка. Мы ходили в турпоходы, на праздники собирались у кого-нибудь.
Ольга. Что, скажешь, плохо было?
Верочка. На один Новый год, если помнишь, мы собрались у меня.
Ольга. Отлично помню. Год свиньи.
Верочка. Да, Мы сделали маски поросят, был весь наш отдел. Мы надели маски, стали шутить и смеяться. На рассвете мы пошли кататься с горки, как маленькие. Некоторые так и не сняли своих масок. Но люди на улице не обращали на нас внимания. Мы играли в снежки, гонялись друг за другом. Я хочу вас запомнить такими, как в тот счастливый день, когда все мы были счастливы и у всез у нас был общий праздник. Поэтому я ушла с работы, чтобы унести с собой только этот праздник.
Ольга. Врёшь.
Верочка. Нет, не вру.
Ольга. Врёшь, ты нас презираешь.
Верочка. Я не вру.
Ольга. Я всё равно докопаюсь. Я не зря ваш председатель.
Верочка. Мне ты не председатель.
Ольга. Нет, председатель.
Верочка. Я свободна от вас.
Ольга. Вот ты и проговорилась.
Верочка. Нет, я не проговорилась!
Ольга. Ты сказала про свободу.
Верочка. Ну и что же? Это не преступление.
Ольга ( думает). Ты можешь быть свободной после работы.
Верочка. Ну и что же?
Ольга. Все свободные после работы. А тебе мало.
Верочка. Я хочу вас запомнить счастливыми.
Ольга. Ты собралась убегать за границу?
Верочка. Бесполезно.Я не вернусь в НИИ. Я тебе ничего не скажу. Мне не жалко сказать, но ты не поймёшь.
Ольга. Пойму.
Верочка. Не поймёшь.
Ольга. Пойму. У меня красный диплом.
Верочка.Я скажу, мне не жалко. Но ты не поймёшь.
Ольга. Говори.
Верочка. Мой брат совершил подвиг.
Ольга. Не опняла.
Верочка. Он спас ребёнка на пожаре.
Ольга. Не поняла.
Верочка. Был пожар, никто не мог войти, а пожарные, как всегда, опаздывали. В окне стоял маленький мальчик. Ребёнок в огне. Его закрыли в комнате и ушли в магазин. И он спал!
Ольга. Как он спал в огне?
Верочка. Он не спал в огне. Он всё время кричал. Но его не слышали, пока сами кричали, пока вылезали из окна! А Андрей…
Ольга. Это твой брат?
Верочка. Да. Он шёл с работы, усталый, голодный. Видит: люди, пожар. Только пламя ревёт и голос ребёнка из пламени.
Ольга. В пламени… голос… врёшь…
Верочка. Люди плакали, ругались. Залезть уже было невозможно, всё сгорело кругом. Решили ребёнка столкнуть в одеяло. Но ребёнок не понимал, чтобы прыгать, только смотрел на них.
Ольга. Почему не сказали чтоб прыгал?
Верочка. Он не понимал. Он маленький. Андрюша залез по водосточной трубе.
Ольга. По трубе? Там всё сгорело.
Верочка. По водосточной трубе. Она железная.
Ольга. Она раскалённая.
Верочка. Да. Она ломалась и жглась, осыпалась под ним, но там вбиты крючки…
Ольга. Допустим.
Верочка. Он залез и схватил малыша. Он стоял там, в огне – и ребёнок замолк, прижался к нему, успокоился совершенно, и стояли они и пламя ревело над ними…
Ольга. Почему он не сбросил ребёнка?
Верочка. Откуда ты знаешь?
Ольга. Он не бросил ребёнка в одеяло. Ребёнок сгорел.
Верочка. Нет. Приехали пожарники и их обоих сняли.
Ольга. Это не подвиг.
Верочка. Это подвиг.
Ольга. Он должен был сбросить ребёнка. Это не подвиг. Это трусость.
Верочка. Ему хотели дать медаль, но он отказался.
Ольга. Ему не могли дать медаль, потому что он не сбросил ребёнка. Почему ты ушла из НИИ?
Верочка. Когда ты отстанешь от меня?
Ольга. Когда ты вернёшься в НИИ.
Верочка. Зачем тебе надо, чтобы я вернулась в НИИ?
Ольга. А почему другие должны там работать, а ты из себя строишь?
Верочка. Ну так слушай тогда. Мой брат сильная личность. Говори, что хочешь. Он сильная личность. Я, конечно, только сестра. Но я хочу быть достойной его.
Ольга. Его зовут Андрей?
Верочка. Андрей.
Ольга. Кособонов, как ты?
Верочка. Кособонов, как я.
Ольга. А где он живёт?
Верочка. Зачем тебе?
Ольга. Ладно, пока. До свидания.
Картина 7
Места общего пользования.
Шапкина. Мне, конечно всё равно.
Эстандья. Я этого так не оставлю.
Шапкина. Вы в своём уме? Я ещё ничего не сказала!
Эстандья. Вы опасные люди.
Шапкина. Нет, это вы опаснве люди. Вы пишите на нас. Я знаю. А писать надо на татарку.
Эстандья. Зачем?
Шапкина. Никто не знает, кто она. Вы знаете?
Эстандья. Я не знаю, кто она. Это верно. Но она же не может говорить по-русски?! Почему она еле-еле говорит по-русски?!
Шапкина. Ой, кошмар!
Эстандья. Если она татарка, она всё равно должна говорить по-русски.
Шапкина. К тому же к ней никто не ходит, кроме не знакомых мужчин. Как она с ними говорит?
Эстандья. Они говорят… они говорят… звуками.
Шапкина. Как это звуками? Вы соображаете своей головой?
Эстандья. Они издают звуки! И понимают друг друга! Я ещё в своём уме! Я слышу, у меня на это уши.
Шапкина. Надо писать на татарку. Пусть её проверяют.
Эстандья. Я проверяла. Сказали, что татарка законная.
Шапкина. Где вы узнали? В  ДЭЗе?
Эстандья. Татарка законная.
Входит Фарида.
Фарида.  Будь здоров!
Шапкина. Гос-с-споди!
Фарида. Ай, шайтан!
Шапкина. Чёрте чё!
Эстандья (Фариде). Как ваша фамилия?
Шапкина. Нет, ты скажи им хотябы, кто ты?
Фарида. Хароший.
Шапкина. Я тебя, как человека, спрашиваю, ты скажи нам, кто ты есть такое?
Фарида. Девочка.
Шапкина. Девочка! Ой умираю!
Фарида. Татарин!!!
Шапкина. Татарин-девочка. Имя у тебя есть? Фарида, это как это? Как по-русски твоё имя?
Фарида. Нет русский Фарида! Татарин-девочка!
Входит верочка.
Шапкина. Ну, концерт.
Эстандья. Вера, скажите, пожалуйста, вы не обратили внимания, что в этом месяце мы заплатили за свет меньше, чем в прошлый раз?
Шапкина. Вы опять за старое? Вы опять намекаете? А кто в окно суп на головы выливает?
Эстандья. Кто?
Шапкина. Сюда люди мокрые приходят. С перловкой только вы варите!
Эстандья. Я – с перловкой?!
Верочка. Мне безразлична перловка. Мне безразличен ваш свет. Я согласна платить за ваш свет.
Эстандья. Это общий свет! Вы не имеете права стоять от него в стороне!
Шапкина. Что она говорит! Это скажи людям, они засмеют за такие намёки… Сама на людей суп выливает, люди приходят в моркови.
Эстандья. А вы говорите в перловке! Вы лгунья!
Шапкина. Весь переулок знает, кто выливает суп из окна!
Эстандья. Кто выливает?
Шапкина. Ты! Ты! Ты!
Эстандья. Вера, вы обязаны знать, мы платим больше чем надо, за общий свет. И мы обязаны разоблачить виновного. Супом нас не отвлечь.
Шапкина. Что вы всё время намекаете?
Эстандья. Я добиваюсь правды!
Шапкина. Да вы знаете, я к своим знакомым приезжаю, они из серванта достают вот такие горки золота, кладут на стол и уходят!
Эстандья. Куда?
Шапкина. Твоё какое дело?
Фарида. Нету золота!!!
Шапкина. Брысь отсюда! Учти, я могу быть опасной!
Эстандья. Вы ей рот не затыкайте! Фарида, говорите, где золото?
Фарида. Цок-цок-цок. Увезли. Татаре! Ура!
Шапкина. Ага!
Эстандья. Как ваша фамилия? Мне нужно знать.
Шапкина. Мы должны знать, с кем мы живём под одной крышей!
Эстандья. Лучше скажите, а то мы Гамлета спросим. Вера, подключайтесь к выяснению.
Верочка. Я варю свою кашу.
Шапкина. Видали! Эта всегда в стороне!
Эстандья. Это общее дело. Мы все тут живём! Мы обязаны знать!
Верочка. Что вы хотите узнать?
Эстандья. Куда делось золото?
Верочка. Какое золото?
Шапкина. Она побледнела! Она сказала «золото» и побледнела! Ага!
Фарида. Цок-цок-цок!
Шапкина. Видели? Все видели? Она сама призналась! Пусть не говорят на меня! Это она!
Фарида. Я!
Эстандья. Вы?!
Шапкина (Фариде). Дура!
Входит мокрый человек. Это мужчина пожарник.
Мужчина-пожарник. На меня опять вылили суп.
Шапкина. Брысь отсюда.
Мужчина пожарник уходит.
Входит дедушка Алёша. Эстандья рычит. Дедушка Алёша смотрит в верхний угол кухни.
Сейчас колдовать начнёт.
Эстандья. Кулак недобитый.
Возвращается мужчина-пожарник.
Мужчина-пожарник. Последний раз предупреждаю.
Шапкина. Тебе давно морду били?
Мужчина-пожарник. Извините. ( Уходит.)
Алёша. А я забыл, как они называются. Я подхожу к ней на кухню, к Верочке, что такое? Сверкает. Да что же это такое на ложечке? А она говорит: «Кашу варю». Я вижу сверкает, я аж подумал звёздочка. А это от лампочки. Я сразу подумал, хорошо бы нам всем вместе жить. Я вижу, никого нету, говорю, купите мне сигарет. «Каких вам?» И я забыл. Ну этих «скорее-скорее», или «быстрее-быстрее». Она говорит «Шипку»? «Шибко-шибко». Пошла, купила. Люди у нас боевые. Надо весь день разбить на молитвы, только я уж збыл, как правильно молиться. Они, собаки, мальчонку бьют крепко. Он кудрявый. Паренёк. Он учится и замахивается. Я на крючок закроюсь, если мальчик топорик возьмёт. Он мне уж дальний наверно, по крови-то. Родной. Верочка стала бледная ходить. Я человек хороший, от меня вреда нету. Татарка тоже весёлая. Фарида. Редкое свойство. Хайка крепко строгая, ножкой стучит. Ножонка, как у котёнка, а стучит глубоко. А вот Шапкина собака. И Анна часто собака. Вообще люди хорошие. А Гамлет врач. В комнату пускают. Вадька Шапкин – добрый, если выпивши, в комнаты пускает, и мне поднесёт. Если не помер. Только Анна сильно простая, уйдёт с мальчонкой гулять, комнату оставляет, а я у двери встану сам не свой, тогда уже все кричат, плачут. А я сам по спине дрожу и слеза дробится, как у того кавалериста, что нашу Дарью Степановну сдул с лица земли нашей деревни, только я знаю, надо – Анна придёт, кричит – «Что ты добро чужое караулишь?» Громко. Так мало ли что. Я стою… Я на расспросы умею отвечать. Они про меня думают, дурак. Пускай. Хая Исаковна ревнует к Верочке, перетягивает, позорит меня. А Гамлет врач. Ночью работает. Придёт, от крови отмывается. Хая сама этой же Верочке в чайник плюёт от настроения, а сама любит дружить. Хая Исаковна хороший человек. Они все кричат6 «Когда же ты сдохнешь, старая сволочь?» Анна мне хлебушка даёт, молока. Бьёт не больно. Люди очень хорошие. А что это там? Вроде как набегает там что-то… волной такой, волночкой. Ясной такой… или кажется? Да вон же вон… ясно так…
Эстандья. Спасите!
Шапкина. Он притворяется, он всё понимает!
Эстандья. Спасите от боговера! Спасите хотя бы ребёнка! Себя нам не жалко!
Шапкина. Перестань орать. Ты куда смотрел?
Алёша. Я не смотрел. Я молоко доставал.
Шапкина. Ты, сволочь, вверх смотрел.
Алёша. Я вниз смотрел.
Шапкина. Ещё вывёртывается!
Шапкина выкидывает дедушку Алёшу в подъезд.
Верочка. Анна предупреждала, чтоб старика не выпускали на улицу. Он может заблудиться.
Шапкина. А ты кто такая?
Верочка. Если вы немного соображаете, вы должны понимать, что ваши действия чреваты для вас же.
Шапкина. Ты знаешь, что я могу быть хабалкой?
Верочка. Зна. Если старик потеряется вас могкт опять посадить.
Шапкина. Куда потеряется? ( Втаскивает дедушку Алёшу обратно.) Вот он. Соображает, за дверь уцепился.
Входит Анна.
Эстандья. Анна, может быть, это не моё дело.
Анна. Это не твоё дело.
Эстандья. Моё дело сообщить! Шапкина только что выгоняла старика, чтоб он заблудился.
Шапкина. А… А… А…
Входит Алик.
Алик. Фаридка, поцелуй меня!
Фарида целует Алика.
Анна. Шалава! Убью! ( Бьёт Фариду в глаз. Алику.) Мой морду! Мой морду!
Верочка. Дайте мне пройти.
Анна. Вон отюда! Все вон отсюда! Все! Гамлет! Всех гони! Разгоняй их! Бей!
Гамлет. Товарищи, я вас всех очень прошу, разойдитесь, пожалуйста.
Все расходятся.
Ночь.
Хор. Мы знаем, будут взрывы
И яды вытекут из трубок,
И треснет вещество земли.
Спите пока, Шапкины
И Боровик-Эстандья,
Бессонные глазки закрой,
Измученный Гамлет
Мы ваши стены.
Мы знаем, остроконечные звёзды падут
На ваш выходной и на ваш труд.
Тёплые люди земли,
Закричите вы страшно, страшно,
Деда Алёшу вы киньте на снег,
Как неопознанного мотылька замерзать,
Комнаты будете вы промывать
И звонить в ноль два и в ноль три.
Приедут манишы, но дедушки нет,
Усталый лейтинант погонами пожмёт:
Где искать нам Алёшу.
Куда вас спрятать теперь.
Раз яды все вытекают из трубок
И уже шевельнулся в сером веществе
Невиданный папоротник Чернобыля.
Ранние сумерки.
Верочка. Ты откуда приехала к нам?
Фарида. Казань.
Верочка. Казань. Там мафии. Режут друг друга. Были случаи человекоедения. Всё понятно.
Фарида. Казань – сердце.
Верочка. Езжай в Казань.
Фарида. Казань – жизнь.
Верочка. Понятно. Ты сбежала от мафии. Но мне всё равно. Мне вы все безразличны.
Фарида. Спать надо. Глаза тяжёлые. Ложись спать.
Верочка. У тебя? Твоя койка пахнет мужчинами. Прекрати засыпать! Я пришла так рано, потому что я должна сказать тебе… Во-первых мне вы все безразличны со своими ничтожными интересами. Во-вторых, они говорят, но я не верю… мой брат не мог к тебе приходить. Знаешь почему? Ты ему не нужна, это ясно. Видимо, в тебе что-то есть, раз к тебе ходит столько мужчин. Но ему ты не нужна. Потому что он совершил подвиг. Вы живёте в грязи, а он один не цепляется за жизнь. Он не боится огня. Ты ему не нужна. Запомни это.
Фарида. Тебе был сон?
Верочка. Опять сон? Успеешь поспать.
Фарида. Была дерева? Была! Была большая вода7 Была! Вода сильная? Огонь сильная?
Верочка. Откуда ты знаешь про сон? Ты мне опять снишься?
Фарида. Снюсь.
Верочка. Пусть так. Но имей в виду, я тебе всё равно скажу. Ты не русская и ничего не понимаешь. Русским нельзя говорить, они не поймут. Слушай. Нас учили жить идеалами. Все забыли, а я помню. И он пришёл. Он сбылся. Он герой. И он мой родной брат. ( Строго.) К тебе ходят мужчины, ты не моешься, ведёшь себя легкомысленно. Соседи завидуют мне, потому что живут, как червяки. Учти, если ты увидишь моего брата, немедленно опусти глаза и уйдик себе. Поняла?
Фарида. Не болей! Хорошая брата! Хорошая! Бери себе! ( Даёт ей ножик.)
Верочка. Что это?
Фарида. Бери себе, брата дарила. Бери, твоя. Хорошая! ( Прыгает на кровати.) Красивый! Огонь! Люблю! Хороший люди! Люблю!
Верочка. Ты украла у него?
Фарида. Огонь! Огонь! Люблю!
Верочка выходит в коридор.
Алёша. А я что-то забыл, день-то наступил уж, нет ли?
Верочка. Что вы тут делаете?
Алёша. А я тревожусь, день-то наступил, нет ли?
Верочка. Пойдёмте гулять.
Алёша. Да нет, я путь не знаю. Где сейчас гуляют-то?
Верочка. Я вам покажу путь. ( Выпускает дедушку Алёшу на улицу.)
Алик. Зачем дверь открыла? Старая сволочь заблудится и умрёт.
Верочка. Я не открывала, тебе снится.
Алик. Дай ножик.
Верочка. На. Иди.
Алик. Острый.
Верочка. Пошёл вон.
Алик. Баиньки, сучка.
Хор. Флаг подвига упал
Из синевы небес.
Ты не смогла пережить
Ты не смогла пережить.
Лучше не думать,
Лучше не думать.
Чем они там занимались,
Но горе тебя обожгло,
Девственница, инжинерка.
Горе тебя обожгло –
У желтоватой татарки в объятьях,
Чем на сестринской белой груди!
Ты готовишь месть,
Ты готовишь месть.
Ты уже начала, ты погубила
Алёшу, но это не всё, ты готовишь
Месть в коммунальных изгибах жилья,
А брат легконогий с другими
Пьёт сухое вино своей юности.
Действие третье
Картина 1
Эстандья ( втелефон). Алло, это ДЗЕН? Я запуталась в свете совсем. У меня девяносто семь книг об этом. Кому их сдавать наконец?
Ольга ( включат подсветку). Твои рыбки подохли.
Верочка. Ну и что?
Ольга. Там нити какие-то… Ой, это черви!
Верочка. Пусть.
Ольга. Чем ты из кормишь?
Верочка. Ничем.
Ольга. Они ведь живые!
Верочка. Уйди.
Ольга. Нет.
Шапкина ( в телефон). Алло! Говорите. Говорите! Что вы молчите? Кого вам позвать? Если вы молчите про наволочки, я давно уде выплатила! Алло!
Ольга. Уже давно разоблачили сталинщину. Что тебе ещё надо?
Верочка. Ничего не надо.
Если тебе хотелось гласности, она давно наступила. Всё НИИ бурлит от жизни.
Верочка. Пусть бурлит.
Ольга. Вернись в НИИ!
 Верочка. Нет.
Шапкина ( в телефон). Алло. Ну говорите же! Говорите! Говорите! Я вдова ветерана войны. Говорите! Я всё выплатила!
Ольга. Вся больная страна потянулась к жизни, а ты стоишь в стороне.
Верочка. Уйди, пожалуйста.
Ольга. Нет.
Гамлет ( в телефон). Дима, записывай. Рост средний, волосы выпали, нос расплющенный, глаза выбиты. Найти к четырём тридцати. Стой, не ложь трубку, я опоздаю, жена записалась в фонд милосердия, взяла опять стариков, я им быстренько булок заброшу. Без меня не начинайте. Ну, бай-бай.
Ольга. Я видела твоего брата.
Верочка. Неправда.
Ольга. Андрей кособонов?
Верочка молчит.
Высокий, с большими губами.
Верочка. Уйди.
Я тебе не верила, но ты оказалась права.
Верочка. Я права?
Ольга. Да.
Верочка. В чём я права?
Ольга. Твой брат действительно совершил подвиг.
Верочка. Мой брат совершил подвиг?
Ольга. Он спас ребёнка на пожаре.
Верочка. Маленького мальчика?..
Ольга. Да. Потом он болел.
Верочка. Он болел очень сильно, но мальчик совсем без ожогов. Он его заслонил всем собой.
Ольга. Да. Я знаю, ожёги.
Верочка. Очень страшные. Да!
Ольга. На груди, повыше родинки. И на левом бедре.
Входит Алик.
Алик. Верочка, на тебе ножик, убей гадину.
Верочка. Убей сам если хочешь.
Алик. Она увернёся. ( Увлёкся лампочкой.) Маленькая лампочка!
Ольга. Мальчик был примерно такой же, как этот, кудрявый.
Верочка. У меня нет никакого брата.
Ольга. Ты вернёшься в НИИ?
Верочка. Вернусь.
Анна. ( в телефон). Пётр Петрович, все документы готовы, Великобритания, да. Так сказать, Грей Бритен, родина Диккенса. Мы с Гамлетом глубоко благодарны, что доверили вам…
Ольга. Ты вернёшься в НИИ?
Верочка. Да.
Алик колет Ольгу ножом.
Ольга. До крови. Шрам останется. Я никому не скажу, не бойтесь.
Алик. Мой папа допросит, увидишь тогда.
Ольга. Я никому ничего не скажу.
Алик. Я вырасту и сам тебя допрошу, хамка.
Ольга. Прощайте. До встречи в НИИ. ( Уходит.)
Верочка обливает себя бензином.
Алик. Ты зачем в платье моешься?
Верочка. Я не моюсь. Я буду лампочкой.
Алик. Большой, беленькой?
Верочка. Да.
Алик. Пока, сучка, прелесть моя.
Верочка. Пока.
Картина 2
Места общего пользования.
Эстандья. Вера, вы выяснили, почему мы так много платим за свет?
Верочка. Да. Шапкина подкручивает счётчики.
Эстандья. Простите, а почему вы мокрая?
Верочка. Это дерево. Его сок.
Эстандья. Меня это, конечно, не касается, но скажите, как сказать Шапкиной насчёт света?
Верочка. Какого света? Здесь всегда темно.
Эстандья. Здесь нельзя ставить яркие лампочки, иначе мы будем дороже платить.
Верочка. Ну и что?
Эстандья. Ей надо сказать, не терпеть!
Верочка. Скажите.
Эстандья. О, это страшная женщина! Я уверена, это она потеряла старика Алексея.
Верочка. Это мог сделать любой.
Эстандья. Что вы имеете в виду?
Верочка. Старика мог потерять любой из этой квартиры.
Эстандья. Но ребёнок ведь не мог?
Верочка. Здесь нет детей.
Эстандья. Кстати, ваш брат…
Верочка. Вы могли потерять старика.
Входит Анна.
Анна. Мне это безразлично, но я хочу пресечь разговоры. Старика никто не терял.
Верочка. Почему вы не волнуетесь, Анна?
Анна. Мне плевать, что вы думаете на меня. Я умею заткнуть ваши глотки.
Верочка. Вы могли потерять старика, Анна.
Анна. Повторяю для тупых, я умею заткнуть ваши глотки.
Эстандья. Вера, хоть вы и мокрая, говорите всё, что знаете, я свидетель!
Анна. Я сразу заметила, что она мокрая, но мне плевать. Я даже заметила, что пахнет бензином, она намочилась от вшей, но мне плевать.
Эстандья. Вера не отвлекайтесь!
Верочка. Старика могли потерять вы обе.
Анна. Я старика не теряла, потому что он мой!
Эстандья. Что значит ваш? Это общий старик.
Анна. Скажете ваш?
Эстандья. Общий! Он общий старик! Он ко всем заходил, как ребёнок!
Анна. При чём здесь ребёнок?
Эстандья. Вы его били, он заходил к нам от вас. Мать называется!
Анна. Что вы знаете?! Что вы знаете обо мне? Как он был зачат? Не трогать моего ребёнка!
Эстандья. Вы его бьёте. Прямо по кудрям.
Анна. Дерьмо ты горбатое.
Эстандья. Эксплуататоры!
Анна. Ну не дура ли я, а? Имей в виду, если ты хочешь сорвать нам поездку в Велико.. в Англию, я тебе выпрямлю горб! Заруби, я старика не теряла.
Входит Шапкина.
Шапкина. На кухню уже не возможно зайти.
Эстандья. Мы платим за свет, как никто!
Шапкина. Я приличия знаю! Эта мокрая ходит, ей можно? Я сухая хожу.
Верочка. Шапкина могла потерять старика.
Шапкина. Я потерять старика?! Я???
Эстандья. Не увернётесь! Я видела! Вы выбрасывали его за дверь! Это все видели!
Шапкина. Сейчас ты улетишь за дверь!
Эстандья. Не тронете! Есть законы!
Входит Фарида.
Фарида. Будь здоров!
Анна. Может быть, татарская идиотка потеряла старика?
Все смотрят на Фариду.
Фарида. Красивые! Белые! Большие! Люблю!
Верочка. Фарида чище вас всех. Она неспособна убить.
Шапкина. Все слышали?  Я сейчас умру от смеха. Эта вот, я извиняюсь «татарская девочка» чище всех!
Верочка. Вы прсто завидуете ей, потому что у вас нет половой жизни.
Все ахнули.
Шапкина. Кошмар! ( Рыдает.) Я вдова ветерана войны.
Эстандья. Опять ложь, Вадька был в тылу!
Шапкина. Сволочь ты, эстандья, давно тебя не били.
Эстандья. В тылу! В тылу!
Входит Алик.
Алик. Фаридка…
Анна. Я сейчас тебе дам Фаридку. Ты мало получил? Мало?
Алик. ( топает ногой). Меня нельзя бить! Ишь, какая ты, мамка! Ишь!
Эстандья. Весь в дедушку. Алик, может быть ты видел, кто потерял дедушку Алёшу.
Алик. Может быть.
Верочка. Все имейте в виду – ребёнок врать не будет! Алик, скажи, кто потерял старика?
Алик. Не скажу.
Анна. Нет скажешь.
Алик. Нет не скажу.
Анна. Я тебе не то что ремня, я тебе голову оторву.
Алик. А я не скажу!
Анна. Ты понимаешь, что ты можешь сейчас посадить виновного? Это твой долг, понимаешь?
Алик. Понимаю.
Анна. Ну так кто?
Алик. Не скажу.
Анна. Гамлет! Гони их! Гони их всех отсюда! Всех гони! Разгоняй!
Гамлет. Товарищи, я вас убедительно прошу, разойдитесь.
Верочка. Старика могла потерять я.
Гамлет. Я последний раз предупреждаю, товарищи, разойдитесь пожалуйста.
Все расходятся.
Картина 3
Хор. Не время любви, не грусти
Смотри, даже старые люди
Уходят от нас, не простив,
А юные люди молчат
И лишь исподлобья глядят
На средних людей.
Поджарых отцов-матерей.
А средние люди работают в поте лица…
И холодно новых рожают детей.
Не время любви, извини.
Видишь, никто не влюблён.
Думаешь юный влюблён?
Он утомлён слёзно-туманной женою своей,
Вот и влюблён.
Думаешь, старый влюблён?
Он потрясён замедлением крови своей
И слёзно-туманным мельканием дней,
Вот и влюбился скорей.
Пусть влюблены люди огромной страны,
Не забывай – кончилось время людей,
Даже травы и зверей,
Даже букашек и тварей ползучих,
Время горящих камней подкатило.
Поверь.
Верочка. Я возвращаюсь в НИИ. ( Зажигант спичку, сгорает.)
Жильцы мечутся по горящей квартире. Кто-то закрыл Фариду на ключ.
Эстандья. Книги, книги спасите по свету! Световые книги за все наши годы!
Входит мужчина-пожарник в противогазе.
Мужчина-пожарник. Вы меня супом обливали, а я вас спасаю.
Берёт на руки Эстандью, уносит.
Эстандья. Суп я всегда доедала. Это не я вас обливала. Сколько света крегом, как ни разу! Это книги горят световые, за все наши годы.
Выбегает Анна.
Анна. Ксива! Где ксива на Великобританию? ( Алику.) Брысь отсюда! Не видишь что делается? Ксива где, Гамлет, черти тебя унесли на работу! ( Алику.) Я сказала, марш быстро отсюда, если сдохнуть не хочешь! Ксива! Ксива! ( Убегает.)
Алик забирается на стул.
Алик. Выключите Верочку!
Выбегает Шапкина.
Шапкина. Шубы! Шубы! ( Тянет тлеющую шубу.)
Алик. Здесь жарко, зачем тебе шуба?
Шапкина. Не путайся здесь, сучонок, шубы собольи!
Алик. Я к папе хочу.
Шапкина. Брысь с дороги!
Входит мужчина-пожарник в противогазе, хочет вынести Шапкину.
Шапкина. Пусти, хулиган мордастый! Я не хочу, я тебе хобот порву!
Зажимает ему шланг, пожарник падает в обморок. Шапкина тоже.
Алик. Выключите Верочку! Мне страшно!
Дедушка Алёша выступает из пламени.
Алёша. А ты не бойся. Пойдём-ка отсюдова.
Алик. Как не бойся, старый дурак! Из Шапкиной дым идёт!
Алёша. Не гляди, милый, идём, а то слабый я.
Алик. Дед, пускай Шапкина встаёт сначала, а то заболеет.
Алёша. Нету моих сил на это. Старенький я. Пойдём, а?
Алик. Дурак ты старый! Вот упрямый! Упрямый какой, а? поднимай Шапкину, хулиган!
Алёша. Шапкина тяжёлая. У меня руки слабые.
Алик. Старайся! Старайся! Старайся!
Шапкина и мужчина-пожарник очнулись. Мужчина-пожарник насильно спасает Шапкину, хрипящую: «Шубы… Шубы…»
Шубы лежат везде…
Алёша. А нам ни к чему. Нам и так тепло. Ну так пойдём, чё ли?
Алик. Пойдём. Нет, не пойдём опять! А шалава татарская?!
Алёша. Чего с ней?
Алик. Её на ключик закрыли, я видел. Онв одна осталась.
Алёша. Фаридка-то? Так она ж давно спрыгнула в окошко.
Алик. Убилась?
Алёша. Фаридка убилась? Ну да! Та-та-ре!
Алик. Та-та-ре!
Алёша. Айда, мы одни тут остались. Отец ждёт.
Алик. Не ври. Опять врёшь. Он на работе. А ты путь не знаешь.
Алёша. Айда, а то тяжко держать, сейчас колонка взорвётся. Знаю я путь.
Алик. Дай слова, что к папе меня отведёшь, а то я тебя знаю – напутаешь от старости.
Алёша. Вот те крест, отведу тебя к Отцу твоему. Он уж ждёт, плачет по тебе.
Алик. Опять неправильно! Сколько тебя учить-то можно? Никаких слов не знаешь! Ты скажи, честное будущее октябрятское, отведу тебя к папе!
Алёша. Честное будущее.
Дед и ребёнок вступают в пламя.
Квартира с разинутыми комнатами, с утварью и разрухой озаряется густым богатым золотом счастья.
Занавес.