Ранний дневник 43 Друзья. Николай Старк. Н. Гарани

Галина Ларская
            Из дневников давних лет

           эпиграф Ивана Алексеевича Бунина, цитирую по памяти: "Самое интересное - это дневники, остальное - чепуха."

Я хочу увидеть человека, любящего Бога совершенной любовью.

Дух, который находится в нашем теле, не имеет пола. (Или мы - андрогины. 2010 г.)

Грех и не любовь разъединяют людей. Страшная тоска о Христе. Как эта наша жизнь отражается на жизни иной?

Всё моё человеческое бытие вопиет к Тебе. Я в смятении. Господи, я отрекаюсь от своей воли, отрекаюсь. Моё страдание с каждым годом разгорается всё сильней. Оно восходит наверх, усиливается. 

27/IV Я познакомилась в доме Майдановичей с отцом Николаем Старком, он служит в Ярославле. Я рассказала ему о Толе, я очень страдала при этом. «Вам нужен муж,  а не мужчина. Вам нужна семья. Вы не должны скрывать правду, свою любовь, Вы даже можете Толе сделать предложение. В некоторых случаях женщина должна говорить и действовать за мужчину, в этом нет ничего ужасного. Не думайте он или не он, изучайте его, подходит ли он для семейной жизни.

А каковы Ваши материальные средства?  Это в наше время очень важно. Есть ли у Вас родители?»  Я: «Они мне не помогают». Отец отца Николая 68-летний отец Борис Старк раньше жил во Франции. Он прекрасный молитвенник, он был на отпевании Фёдора Шаляпина, он поминает всех, кого крестил, кого отпевал, тех, кого видит по телевидению,  у него громадный синодик. Он молится о Жераре Филипе.

Мы разговаривали с отцом Николаем с 10 вечера до 6 утра – 8 часов подряд. Он сказал: «Моя связь с Богом - односторонняя». «Я не смотрю на людей», - сказала я. Он ответил: «Если не смотреть, то можно встретить и не увидеть Бога». «Надо молиться за весь мир, за самоубийц. Мой отец их отпевает», - сказал отец Николай.

Болит душа. При мысли о Толе в сердце что-то шевелится и замирает. Отцу Николаю я сказала, что у меня есть во всём стремление к совершенству. Он возразил: «Надо смиряться перед тем, что есть».

Вечером я обратилась мысленно к Толе: «Позвони мне около 10 часов». Мне позвонила Марина. Одновременно с её голосом через какое-то время разговора я услышала голос Толи. Я поразилась, попросила его перезвонить.

Он приехал ко мне, много говорил, вдруг я сказала: «Я тебе быстро скажу, и ты сразу уходи». Он поклонился мне и сказал: «Осталось ждать совсем немного».

Всё главное сказано ему. Я плакала. Посмотрела на себя в зеркало, лицо было тонкое, молодое, прекрасное. «Я не могу одна нести эту ношу», - сказала я Толе. Он молился обо мне, ко мне пришёл покой. Он сказал мне: «Я верю всему, что мне говорят».

Я молилась о нас с  Толей, подняв руки к небу.

Ездили с ним в Загорск, мне было легко, естественно с ним. По дороге в Лавру я сказала ему: «Всё дело в богооставленности, но когда Бог со мной, мне никто на свете не нужен, даже ты». Это его немного задело.

Я сказала: «Я говорю, «даже ты», так как ты самый мне близкий человек на Земле. Я могу спокойно жить без тебя. В конце концов – жила же я 20 лет без тебя». Толя: «Почему 20 лет?» Я: «Потому, что я ждала тебя».

Мы приехали ко Льву Александровичу Майдановичу. Я спросила Толю: «К тебе вера когда пришла?» Толя: «Как я крестился».

Лев Александрович сказал: «Я верующий самого низкого сорта, потомственный.  Конечно, подтверждение веры я нахожу постоянно, но я не знаю, что было бы, если бы у меня не было потомственной веры. Я человек не ищущий».

Толя: «Нужно прыгать от радости, а в то же время что-то давит. Сейчас всё переосмысливается, всё переворачивается в научном плане».

Лев Александрович сказал, налив нам вина: «Галя, пусть исполнятся Ваши желания».

Толя говорит мне: «Ты совершенно свободный человек». Я: «Ты боишься старости?»  Толя: «Нет. Её не будет. Через 10 лет её ещё не будет». В поезде я сказала ему: «Даже когда мы с тобой молчим, наши души разговаривают».

Я у Лины. Спала. Приходит Лина: что-то горячее вошло мне в грудь, пронизало всю грудную клетку, это было не физическое ощущение.

Разрешить себе мечтать, я так себя задавила. Иногда я бываю совсем спокойна. Мы не разлучимся. Но искушения у меня бывают лютые. Господи, не внемли мне, когда я прошу Тебя о том, что Тебе не угодно.

Толя: «Когда мы с тобой разговариваем, мы обжигаем друг друга». Я: «Ты меня точно. А я тебя?» Он: «Тоже. Ты думала о том, что нравишься мужчинам?» Я: «Зачем ты это спрашиваешь?» Он: «Нужно». Я: «Теперь я знаю, что нравлюсь, а раньше я об этом не думала. Ты всегда анализируешь то, что с тобой происходит?» Толя: «Да». Я: «Мы с тобой ещё не встретились».

Мы с Толей в кафе в Загорске танцевали танго. В Москве у нас был долгий разговор, Толя сказал, что ему стало хорошо, с него всё плохое снялось. Мы разговаривали 5 часов подряд. К концу разговора я поняла, что я получаю очередной отказ. Мне было больно.

Я сказала, что для меня не существует в мире никого, кроме него, я ни на кого не смотрю, он для меня прекрасней всех людей. Лицо у него было дивное. Мы переходили от возвышенных и трагических состояний до шуток и чепухи. Прощаясь, я сказала. «Я ухожу. Я тебя очень люблю. Прощай». «Я позвоню», - крикнул он.

Ещё он говорил: «Я хочу с тобой молиться, когда я один – не идёт». «Жаль, что не будет Алых Парусов», - сказала я и добавила: «Мне так хотелось сказки». «Ты не будешь одна. Ты со мной. Я хотел общаться с женщиной христианкой», - сказал Толя.
 
О моих стихах он сказал, что они гениальны. Ещё: «Времени осталось мало. Мы не должны замыкаться на себе». Я: «А как же другие люди?» Он: «Дружба с миром вражда против Бога». Я: «Но ведь и верующие люди живут вместе». Выслушав мою исповедь, Толя сказал: «Да, я, конечно, странный человек. Мы должны терпеливо ждать и помогать друг другу». Я: «Ты никогда никого не любил, понятия не имеешь, что это такое».

Боре Талеснику Толя показался красивым и умным. Боря сказал: «Ты теперь нас меньше любить будешь?» (мужчин – друзей моих).

Почему-то Андрей Г., позвонив мне, заранее поздравил меня с днём рождения, 7 мая он уедет на дачу, может быть.

Толя звонил, он говорил с отцом Павлом. Тот спросил его: «Ты, что собираешься с Галей венчаться, расписываться?» Толя: «Я люблю Галю христианской любовью». Толя спрашиввает меня: «Ты любишь о. Павла?» Я: «Очень». Толя: «Так же, как меня?» Я: «Я всех люблю по-разному. И кого-то я всегда люблю больше всех».

Толя один день не звонил, и душа угасает. Он животворит меня.

7/V Мой день рождения. У меня было 10 гостей. Валя Акимова сказала: «Ты прекрасный человек, и сама этого не знаешь. Ты многим нужна».

Лера по телефону сказала: «Если тебя человек не любит, то ты его люби, и он тебя тоже полюбит».

Сидели с Толей у м. Парк Культуры. Опять был глубокий разговор. Толя меня не понимает. Он сказал: «Павел говорил о тебе с иронией». Мне стало больно. Я заплакала.

Толя обнял меня: «Я люблю тебя. Ты дорогое для меня существо, я не хочу расставаться с тобой. У меня нет таких людей, как ты». Я повеселела. Я сказала: «В тебе нет романтизма. Ты не даёшь мне любить тебя. Это меня разрывает. Отдай мне мои стихи. Ты не мой человек». «Твой», - тихо говорит он.

«Подожди несколько лет», - говорит он. Я: «Мне с тобой прекрасно, спокойно.  Почему мы с тобой такие странные люди?» Толя: «Вот поеду в Печоры и узнаю».
 
Я: «Иногда ты говоришь, и моё сердце разгорается. Но я не могу это выразить, ты мне не позволяешь». Толя: «Мы опаляем друг друга». Я: «Мне с тобой удивительно легко, как с самой собой».

Мама Толи Любовь Александровна звала его: Алик. Она родилась в Швейцарии. Она умерла, когда Толе был 1 год.

«Ты чувствуешь, что Бог все грехи тебе простил?», - спрашиваю я Толю. Он отвечает: «Нет». Молились с ним. Я почувствовала, что он очень болен и искажён. Видя его оторванным от жизни, неприспособленным, непрактичным, я начинаю сомневаться в нём.

Мы с Толей побывали у Никиты Юрьевича Любимова (сын Юрия Петровича Любимова). Никита читал нам молитвы. Лицо Толи стало мягким, робким, тихим. Толя и Никита в такси поехали меня провожать. Никита сначала сказал мне, что я суровая. «Я постараюсь быть потише», - сказала я  после того, как он сказал, что надо стать потише.

Поила Толю чаем. «Спасибо тебе», - говорит он несколько раз. Я говорю ему: "Друг мой, любовь моя". Он тихо говорит мне: «И ты друг мой и ты любовь моя», и мы молчим.

Я: «Ты бываешь в унынии?» Он: «Уныние это отсутствие энергии. Наверное, бываю». Я: «Тебя раздражает глупость людей?» Толя: «Нет». Я: «Ты смотришь на себя со стороны?» Толя: «Обычно я смотрю со стороны, когда мне невмоготу. Я понял, что грех – это не я. И я перестал мучиться». Я: «Интересен ты себе?»  Толя: «Вообще, да – по мере роста. Интерес к людям прямо-пропорционален интересу к себе».

Я: «Что ты ценишь в людях?» Толя: «Я ценю простоту, открытость. Меня знаешь,  что убивает: ты общаешься с человеком, а потом он встает и уходит». Я: «Я ещё не раз буду терзать тебя своей доверчивостью».

Звонил Володя Баранов: «У тебя в жизни будут перемены, всё будет хорошо. Надо более живыми глазами смотреть на более живых людей». «Живые глаза у меня или мёртвые – не тебе судить. Круг моих знакомых разнообразен и многоярусен».  Володя спросил, не обидел ли он меня.

В большинстве своём я наблюдаю кроме некрасивости людей их комичность и безвкусие. Женщины украшают землю.

«Я хочу найти совершенное существо. И равного я не могу себе найти», - говорю я. Толя: «Это гордыня», - отвечает он.

Зачем послан мне Толя? Господи, это мучительно – умирать от жажды над ручьем.

29/V Многочасовой разговор с Никитой Гаранинным. Он любит святого Авраама праотца. Никита Любимов молится святым Аврааму, Исааку, Иакову. Я тоже им молюсь.

30/V Поэт Лёня Темин, муж Марины Винецкой читал мне свои стихи, они меня не тронули, сердце моё не дрогнуло. 

Если моего возлюбленного в мире нет, где я найду его? Какая часть моего существа не отдана Тебе, Господи?

Молитва изменяет душу и тело.

Разве можно желать того, чего нет в мире?

Таня К. ревнует Толю ко мне. Но Толя дал обет монашества на какой-то срок. Я позвонила Тане, она считает, что я обольстила Толю. Скорее, он меня обольстил. Я его не обольщала, она неправа.

Таня читала мне свои стихи. Она сказала: «Если только любишь и не претендуешь на собственность, то можно любить открыто, можно человеку сказать, что он любим».

Мы говорили с Таней 2 часа. Она сказала, что ей с Толей было тяжело, так как он эгоист. Я передала Тане слова Толи, что я для него не женщина, что у него нет ко мне личностного отношения: «У нас нет с Толей любовных отношений».

8/VI «Скажи мне, Толя: Галя, ты никогда не будешь моей женой». Толя: «Нет, не могу так сказать, не знаю, что будет». Позже он сказал: «Ты выйдешь замуж через 2 года». У Толи всё время больные глаза.

Рисунок мой.