Спасти Узбекистан и Казахстан

Сергей Балмасов
29 марта в Узбекистане прошли президентские выборы, на которых, как и ожидалось, убедительную победу одержит бессменный (с 1989 г.) лидер республики Ислам Каримов.

Это событие имеет, на мой взгляд, особый, знаковый характер перед намеченным на 26 апреля соответствующим голосованием в Казахстане. Дело в том, что узбекская политическая ситуация во многом является отражением положения в этой стране. И в Астане, и в Ташкенте государственная система выстроена исключительно под ныне действующих лидеров еще советского времени – Нурсултана Назарбаева и Ислама Каримова.
Ясно, что, как и в Узбекистане, выборы в Казахстане не принесут сенсации: голосование в пользу Назарбаева будет варьироваться между 90 и 100 процентами голосов. Оба этих лидера, создавшие жесткие авторитарные режимы, обладают серьезным административным ресурсом для гарантированной победы, а их конкуренты по выборам являются практически никому не известными людьми, по сути являющимися спойлерами, предназначенными украсить победы действующих лидеров.

В любом случае по содержанию обе эти выборные кампании практически полностью идентичны. Изначально в том и другом случае президентам было/будет гарантировано переизбрание.

Примечательно, что победы обоих этих лидеров устраивают и внешнеполитических игроков, которым, во всяком случае пока, удобно иметь отношения со стабильными партнерами в Центральной Азии, пока в других регионах мира наблюдаются обратные процессы. Также это отвечает интересам многочисленных инвесторов, как западных, так и российских, и, конечно же, китайских. Все эти стороны сейчас извлекают практическую выгоду от эксплуатации сырьевых богатств местных государств.

Проблема (в том числе и для России) состоит в том, что обе страны вступили в период ожидания смены власти. В силу преклонного возраста обоих политических «титанов», скорее всего, это могут быть их последние избрания.

Примечательно, что происходит это в условиях явного отсутствия видимых преемников. И Каримов, и Назарбаев по понятиям мусульманского мира «лишены милостей Аллаха» – никто из них не имеет сыновей, чтобы оформить династию по образцу и подобию того, как это произошло в Азербайджане и Сирии.
Продолжение читайте на сайте: