Мир через Культуру

Юлия Владова
                «Велик Рерих – ещё более велики его труды, прекрасные 
                провозвестники мира и доброй воли среди людей».
                /Биресвар Сен, Индия/
               
1. Культура и Человек
         
                «Можно лишь  признаками  Культуры  строить  Новую Эпоху. Так    
            Культура  будет  произнесена,  как  единственная самозащита от   
            разложения. Ныне можно стремиться лишь по этому направлению...»
                (Мир Огненный, ч. I, 190)
 

Великий русский художник, учёный, писатель и гуманист НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ принёс человечеству Новую идею – объединение через Культуру: «Мир через Культуру, и нет иного пути... Культура есть Сердце. Культура покоится на Красоте и Знании... Только Культура устремит взоры ввысь... Истинная, высокая Культура принесёт и мир всего мира».
 
Н.К. Рерих  стал  автором  Международного  Мирного Договора – Пакта Мира –благословенного Щита для сокровищ Красоты, Культуры и Творчества, созданных человеческим гением. Пакт Рериха неотделим от Знамени Мира, белое полотнище которого несёт знак Вечности и Единения.

«Мы можем гордиться, ...что именно у русского человека была задача объединить человечество возвышенной идеей защиты его от разрушения», – писал сын Н.К. Рериха Святослав Николаевич, выдающийся живописец и общественный деятель.


Призыв Николая Константиновича Рериха «МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ» прозвучал в промежутке между двумя мировыми войнами. В этом призыве – целая программа действий: утверждение идеалов мира через уважение к культуре и через её развитие во всех сферах нашей жизни. Человечество призывается к терпимости и поиску того, что может его объединить.

Н.К. Рерих хорошо понимал: язык международного взаимопонимания человечеству даёт культура. Во время военных столкновений XX-го века он был свидетелем разрушения храмов, библиотек, музеев и других бесценных объектов культуры.

Академик Рерих впервые показал глубокую суть самого слова Культура: «...Культура имеет два корня – первый друидический, второй восточный... Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь. Культ-Ур – значит Почитание Света... Почитая Свет, мы отходим от всего тёмного, злого, невежественного, разрушительного, что губит нашу жизнь и доводит человечество до края пропасти», – говорил Н.К. Рерих.

«Там, где культура, там и мир. Там и подвиг,  там  и   правильное  решение  труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания".  Понятие культуры для Рериха истинно святое, потому он часто пишет слово Культура с прописной буквы. Он даёт новое, одухотворённое понятие Культуры: «Культура есть красота во всём её творческом величии. Культура есть утверждение Добра – во всей его действенности... Культура есть спасение. Культура есть двигатель».

Н.К. Рерих обращает внимание на то, что современный мир забывает священный смысл культуры, часто смешивая культуру с цивилизацией, то есть вечное с временным. История человечества показывает, что цивилизация может полностью исчезнуть, но Культура, как её духовная составляющая, неистребима!

Техногенная цивилизация уничтожает Красоту – всё самое прекрасное и возвышенное. Она заменяет Культуру индустрией развлечений с её «массовой культурой», адресованной не духу, а низшим чувствам и инстинктам человека, и тем самым препятствует его духовному развитию.

Е.И. Рерих писала, что «человечество не может превратиться в роботов цивилизации, оно не просуществует и нескольких столетий... Основы Культуры и Гуманизма должны быть охраняемы в первую очередь в каждой стране, которая хочет жить и процветать» (Из письма 12.10.52 г.).

«Нет ничего выше Знания, Культуры и Красоты, потому они и победят», – утверждала Е.И. Рерих (27.06.35 г.).


2. Пакт Рериха и Знамя Мира
               
                «Не может быть международного соглашения без культуры...»
                (Иерархия, 331)

Н.К. Рерих развернул небывалое всемирное движение во имя Культуры. Впервые он ставит вопрос о защите памятников культуры в 1904 году, затем – в 1915 г. Вновь к этой проблеме Николай Рерих возвращается в 1929 году. По поручению академика Рериха юристы-международники   доктор Г.Г. Шклявер  и  проф. А.Ж. де Ла  Прадель  разработали проект Пакта (Договора) в  соответствии с нормами международного права, с целью «содействовать моральному благосостоянию... наций».

Проект Договора вместе с обращением Николая Рериха  к правительствам и народам всех стран был опубликован в 1929 г. на нескольких языках. «Если  Красный Крест печётся о  телесно   раненых  и  больных,  то  наш   пакт   ограждает ценности  гения  человеческого,  тем  охраняя  духовное здоровье», – отмечал Н.К. Рерих. В статье «Знамя Мира» он писал, что представленный им план «предусматривает особый флаг, который будет почитаем, как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами...

Когда идея международного Флага Культуры впервые была мною оповещена, ...она была встречена всеобщим интересом и энтузиазмом. Опытные государственные деятели изумлялись, как нечто подобное не было сделано уже ранее...»

Предложенное Н.К. Рерихом ЗНАМЯ МИРА – «Красный Крест Культуры» – представляет собой белое  полотнище с особым знаком – красной окружностью и вписанными в неё тремя соединёнными красными сферами. С древнейших времён  этот  знак  ТРИЕДИНСТВА  встречается   в  культурах разных народов мира, например: на орнаментах эпохи неолита, у древних славян; на священных изображениях Византии, Кавказа, Тибета; на старинном изображении Преподобного Сергия, на иконе Св. Николая в Баре, на изображении Святой Троицы.

Существуют разные трактовки знака на Знамени Мира: прошлое, настоящее и будущее, объединённые кольцом Вечности; религия, знание и искусство в кольце Культуры. Для «Знамени всеобъединяющего» было избрано «такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских, – писал Рерих. – Воздвигая повсеместно и неутомимо Знамя Мира, мы тем самым уничтожаем физическое поле войны».

В 1931 и 1932 гг. в г. Брюгге (Бельгия) прошли две предваряющие Пакт конференции, в 1934 такая же конференция состоялась в Нью-Йорке. 15 апреля 1935 года, в Белом Доме, в присутствии Президента Франклина Д. Рузвельта, США и 20 стран Латинской Америки подписали международный Договор (Пакт) об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который стал именоваться «Пактом Рериха». Действие Пакта предусматривалось и в мирное время.

«Идея Пакта Мира была забыта в пожаре второй мировой войны...», – писал Ю.Н. Рерих. 13 декабря 1947 г. ушёл  из жизни  Н.К. Рерих, и работа  по  продвижению Пакта  легла на  плечи  его  вдовы, Елены Ивановны, и двух сыновей – Юрия и Святослава.  В 1950 г. Комитет Пакта Рериха направил ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) копию Пакта с документацией по истории движения, начиная с 1930 г.

14 мая 1954 году в Гааге, на  конференции  ЮНЕСКО, был подписан  Заключительный  акт   конвенции   о   защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, вобравший в себя ряд положений Пакта Рериха. В 1955 г. этот документ был ратифицирован всеми 39 странами, подписавшими Заключительный акт, в том числе Советским Союзом. Такова краткая история Пакта Рериха – Пакта Мира.

Пакт Рериха настолько универсален и всеобъемлющ, что на сегодняшний день является единственным международным договором, способным обеспечить действенную охрану сокровищ мировой культуры и утвердить Культуру как основание Новой Эпохи.

Гаагская конвенция 1954 г., не включившая многие положения Пакта, оказалась неэффективным документом для защиты культурных памятников, что мы видим на примере Югославии, Афганистана и Ирака.
Вместо Знамени Мира в Гааге был принят сине-белый щит, который так и не «прижился».

Знамя Мира по-прежнему зовёт народы к Единению и Сотрудничеству. Его поднимают люди доброй воли. Вот некоторые примеры.
С марта 1974 г. Знамя Мира – Знамя Культуры победно шествует с российскими альпинистами по высотам нашей планеты. Оно водружено на Северном и Южном полюсах, а в 1990 г. побывало в открытом Космосе с космонавтами Александром Баландиным и Анатолием Соловьёвым.

В международном космическом проекте «Знамя Мира» участвовали 18 российских и 20 иностранных космонавтов. В 1979 г. министр культуры Болгарии Людмила Живкова начала проводить Международные детские ассамблеи «Знамя Мира».

11 января 1994 г. Знамя Культуры передала в дар Государственной Думе депутат от Чувашии Надежда Бикалова.

Во имя Мира на Земле, Жизни и Процветания Человечества Культура будет охранена!

«Пусть светит Знамя охранения всего Прекрасного.
Пусть сияет Знамя Мира!» (Н.К. Рерих)



*  *  *

Новая Эпоха призывает
Знамя Мира высоко поднять,
И под это Знамя созывает
Всех готовых клич его принять!

Развевайся, Света Стяг, над нами,
Нам по силам Духа высота!
Не уроним Пламенное Знамя –
С нами Знание, Любовь и Красота!




           Иллюстрация: Н.К. Рерих. Мадонна Защитница. 1933