Итальянское каприччиоII РИМ

Зиновий Бекман
Итальянское  каприччиоII
 
     Утро следующего дня мы встретили в Риме в гостинице Holiday Inn Express, расположенной в восточной части города, как мне сказали, в получасе ходьбы от Колизея. Но тогда мне непонятно было – отчего, же автобусом мы ехали к ней не менее 40 мин.
    Накануне вечером, после вселения в гостиницу. большая часть группы, за дополнительную плату, отправилась на  экскурсию по вечернему  кинематографическому Риму, от которой я отказался. Прежде всего,  из-за усталости и досаждавшего радикулита, но главное, я  не люблю ночных автобусных экскурсий, когда в окне, кроме мерцающих световых бликов, мало что успеваешь увидеть.
     Другое дело пройтись не спеша  по незнакомым улицам, почувствовать  дыхание города, ощутить его колорит и ауру.
 
    Я остался в номере и с удовольствием вытянул на кровати ноги. У меня было время мысленно повторить весь маршрут  первого знакомства с вечным городом, прокрутить все снятое фотоаппаратом и камерой. Впечатление было очень сильным. Признаться, мне хотелось себя ущипнуть, чтобы поверить, что это не сон - я в Риме…
    Предшествующая бессонная ночь брала свое – я засыпал, а в голове вертелась фраза:" УВИДЕТЬ РИМ И УМЕРЕТЬ"…

      Утром руководитель нашей группы ХАИМ ЛЕВИЦКИЙ ( он заслуживает отдельного разговора) объявил  программу  второго дня:
    - первая половина дня - поездка в пригород Рима ТИВОЛИ с посещением первого в Европе спланированного парка фонтанов виллы Д"ЭСТЕ.
     -  в 14-00 отправление от гостиницы в ВАТИКАН.

    С тех пор, когда, ещё в юности,  мне удалось впервые в жизни увидеть фонтаны Петергофа, я  полюбил эту удивительную водную феерию. На меня, родившегося и выросшего в степной, безводной части Крыма, игра воды, как волшебство, всегда производило чарующее впечатление.
     Я видел фонтаны во многих  европейских городах и столицах, в т.ч.  поющие
фонтаны Праги и Барселоны. Велико было искушение поехать в Тиволи,
 но я предпочел лишний раз побродить по улицам и площадям  РИМА и совершить  обзорную экскурсию по городу на специальном туристическом автобусе.

     Узнав о том, что я не знаю ни английского, ни итальянского, руководитель группы не решался отпускать меня одного. Пришлось убедить его, что у меня имеется  опыт таких путешествий по незнакомым городам. Как пример, привел ЛОНДОН, где я  самостоятельно, пересаживаясь с  метро на  автобусы, отправлялся из гостиницы в центр города на полюбившиеся площади, парки и улицы. А однажды, даже  отважился ночью поехать на концерт классической музыки в знаменитый Лондонский концертный зал АЛЬБЕРТ ХОЛЛ, расположенный в отдаленном от гостиницы районе города.
.
    С большой долей недоверия гид  меня отпустил, но строго-настрого предупредил, чтобы к  13-00  я вернулся в гостиницу. Часы показывали 8-15. В моем распоряжении было около пяти часов.
    На стойке регистратора я взял визитку гостиницы и схему городского транспорта, в которой не просто было разобраться. Тем не менее, я понял, что мне необходимо добраться до центрального римского вокзала "ТЕРМИНИ", где начинаются маршруты экскурсионных автобусов.

    Прежде всего, надо было  купить абонементы для проезда на всех видах городского транспорта. Как оказалось, их продают в Риме преимущественно в табачных лавках. Не менее  четверти часа я шел по улице, всматриваясь в каждую вывеску, пока не набрел на такую лавку.
Меня поразило то, что улица, по которой я шел, была  почти безлюдна, и не было  на ней никаких признаков городского транспорта.

     Продавец табачной лавки, которому я безмолвно пальцем указал на карте квадратик, обозначенный словом "ТЕРМИНИ" тут же без лишних слов, на обратной стороне нарисовал улицу, на которой мы находимся, обозначил  свою лавку, чуть ниже её влево перпендикулярную улицу и, имитируя двумя пальцами по ней ходьбу, произнес слово АНДАНТЕ.  На пересечении  с другой улицей он нарисовал кружочек, внутри написал цифру 14 и устно  добавил два слова "ТРАМ" и "ФЕРМАТА".
       Помогло - знание   музыкальных терминов на итальянском языке: АНДАНТЕ - медленный темп, в буквальном переводе означает  шагом, а ФЕРМАТА – остановка. Я сразу понял, что по указанной им улице, нужно пешком дойти до остановки 14 трамвая, следовавшего в направлении вокзала
"Термини.
      - Грацие!- поблагодарил я продавца. Его лицо озарилось улыбкой:
      - Россия?- спросил он. Я кивнул.
      - О! Достоевский, Толстой…
      - Сейчас Израиль. Он развел руками и поднял глаза вверх:
      - Ерусалим, Назарет,- и непринужденно похлопал меня по плечу:
      - Ариведерчи,- сказал он, протягивая мне руку.
      - До свидания, - ответил я крепким рукопожатием, обогатившись знанием ещё одного итальянского слова

В трамвае, в котором я ехал не  менее получаса, всматриваясь через окно  в мелькавшие, как на экране, городские кварталы Рима,  снова  поймал себя на мысли, что ничего особо примечательного  пока  не вижу. Зато с удовольствием наблюдал за пассажирами трамвая. Они были раскованны и  эмоциональны, разговаривали громко, улыбаясь и размахивая руками.
        Как можно было  в этот момент не вспомнить знакомых  киногероев СОФИ ЛОРЕН  и МАРЧЕЛЛО МАСТРОЯНИ.

      Центральный железнодорожный вокзал Рима ТЕРМИНИ, рядом с которым начинаются и заканчиваются автобусные туристические маршруты, крупнейший в Европе и по объему пассажирских перевозок уступает только парижскому ГАР-ДЮ-НОР.
    Примечательно - он расположен в непосредственной близости от основных римских достопримечательностей. И, если по известному с античных времен выражению, все дороги в мире ведут в РИМ, то в самом Риме все дороги ведут к вокзалу Термини. Для миллионов туристов это более, чем удобно.

    Итак, я на втором ярусе экскурсионного автобуса,  аналога автобусов, которые. я видел в Лондоне и Барселоне. Удобно устраиваюсь впереди с великолепным углом обозрения. Подключаю наушники к радиогиду и  нахожу  русский перевод.

 Настроение приподнятое, располагающая погода: утро солнечное, безоблачное,   
 без присущей для этого времени года изнуряющей духоты. Обстановка благоприятствует хорошему путешествию.

    Я ещё нахожусь пол впечатлением от знакомства с античным Римом. Сегодня мне хочется познакомиться  с его современным обликом.

     Стартуя на привокзальной площади, экскурсионный  автобус начинает свое кружение по улицам и площадям Рима.

       Буквально через несколько минут мы оказались на   площади РЕСПУБЛИКА. С  одной стороны её обрамляют в виде полусфер два нарядных белокаменных дворца. С другой – сохранившиеся остатки старинных ТЕРМ.  В древности они включали в себя сауны, бассейны с теплой и холодной водой, комнаты для массажа и отдыха, спортивные залы и библиотеки. Примечательно то, что они были доступны и беднякам. В ХVIв. по заданию папы они были перестроены самим Микеланджело в монастырь и церковь Санта-Мария дель Анжели. В настоящее время здесь расположился Римский национальный музей.

     В центре площади объезжаем большой фонтан, внутри  которого скульптурная группа: Нимфы с фигурами наяд. Вызывает улыбку, что в свое время ( 19 в.) их откровенные позы вызывали возмущение высоконравственной публики.

     С площади Республика наш автобус продолжает движение по одной из центральных и нарядных улиц города ВИА НАЦИОНАЛЬ.

   Чувствуется стать огромного европейского города и, как ни в одной другой европейской столице, сразу погружаешься в эпоху барокко .При этом радиогид  подчеркнул, что прежде, чем попасть в Европу, искусство барокко  как будто "выплеснулось на улицы и площади Рима".

    Обилие автобусов, автомашин и мотоциклов на улицах со старинными домами и площадями с фонтанами эпохи барокко, на мой взгляд, выглядят диссонансом и не вписываются в их гармонию. Однако, это реалии наших дней. Современные лимузины буквально заполонили город. Туристический автобус то и дело оказывается в транспортных пробках и в эти моменты наиболее удобно вести видео и фотосъёмки.




    Но я отвлекся. Автобус въезжает на большую площадь ПАЛАЦЦО ВЕНЕЦИЯ, которая была возведена в Риме в середине ХV века, ставшей его первой ренессансной постройкой. Справа, по ходу движения автобуса, мы
увидели  белоснежный дворец. Многочисленные колонны придавали ему какую-то особую легкость и ажурность. На фоне безоблачного  неба казалось - он парит в воздухе. Создается впечатление, что дворец на склонах Капитолийского холма не построен, а изваян из белого мрамора.
Несмотря на то, что дворец воздвигнут в начале ХХ века, по своему облику он ближе к архитектуре античного Рима.
       Перед фасадом дворца Витториано, образуя с ним единый ансамбль, установлена 12-метровая конная статуя Виктора-ЭммануилаII, первого короля объединенной Италии. У его подножья сооружен монумент "Алтарь Отечества", где находится МОГИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА.

    Поблизости с дворцом Витториано хорошо вписывается в ансамбль площади Венеция старинная церковь Мария дель Пьянто( ХVIв.)
Тут же недалеко, наискосок от дворца в самом начале улицы Via del Corso гид попросил обратить внимание на дом, известный в Риме, как дворец Бонапартов, в котором проживали мать и сестра Наполеона.

      По ходу движения автобуса то слева, то справа, проплывают  разновременные фасады домов и витрины многочисленных современных магазинов. В одночасье, оказываемся  в районе руин античного Рима, уже знакомых мне по вчерашней пешеходной экскурсии. Вот оно смещение эпох!
   Опять, как  вчера, с непонятным мне волнением и трепетом, смотрю на развалины древнего Рима,  стараясь  мысленно воскресить бьющую здесь когда-то ключом жизнь.
   Автобус на мгновенье остановился напротив Форума Траяна, последнего Форума римских императоров, грандиозного сооружения, построенного архитектором, приглашенным из Дамаска. Сегодня я его более пристально рассмотрел. Издали, кажется, что его полусферический многоярусный фасад высечен из скалы. Над ним возвышается Милицейская башня, самая высокая в Риме, известная еще как башня Нерона.

    Объезжаем вокруг Колизея и останавливаемся рядом с самой поздней и самой величественной АРКОЙ КОНСТАНТИНА.
    Далее наш маршрут пролегал по левому берегу Тибра рядом с сохранившимся в Риме с древних времен МАРСОВЫМ ПОЛЕМ. Когда-то здесь проходили военные и гимнастические занятия, позднее военные и гражданские собрания. Постепенно его площадь уменьшалась за счет городской застройки.
   
   Остается  позади античная часть города. С моста через Тибр открывается панорама параллельного моста, который соединен с огромным замком, напоминающим  средневековую  крепость. Он круглой формы с зубцами, окнами и бойницами. На его вершине установлена гигантская статуя АНГЕЛА, а по краям моста, соединённого с замком, также с двух сторон установлены   10 статуй Ангелов. Замок носит имя Святого АЕГЕЛА. Первоначально замок был построен, как  мавзолей императора Адриана( 2 век н.э.)
      Позднее в нем располагалась  тюрьма, в которой томились Джордано Бруно и Калиостро.
    
      Непродолжительное время  наш автобус двигался вдоль набережной Тибра.
В стороне показалась прямоугольная  площадь, напоминающая рынок. Бросилось в глаза обилие торговых палаток. Площадь обрамляют старинные 4-5 этажные дома, из-за крыш которых выглядывают купола церквей.

    Это популярное в Риме КАМПО ДЕЙ ФЬЮРИ, место проведения ежедневных веселых ярмарок. Однако, прошлое площади было очень драматичным. Об этом напоминает, стоящая в её центре статуя философа ДЖОРДАНО БРУНО. В средние века на этой площади приводили в исполнение смертные приговоры. И здесь же на костре инквизиции был сожжен, как еретик, великий философ.

     Автобус выруливает на  широкий городской проспект. С двух сторон  огромные многоэтажные дома более современных архитектурных стилей. Бросается в глаза отсутствие зеленых насаждений.

   Ещё всего несколько мгновений и у меня, что называется, захватывает дух:
в поле зрения удивительная по красоте и гармоничности, знакомая по фильмам и книгам площадь Св. Петра ПЬЯЦЦА САН ПЬЕТРО, древнейший оплот христианства и центр  паломничества католиков всего мира.

   Сразу за этой площадью начинается высокая  кирпичного цвета крепостная стена. За ней город ВАТИКАН. Какое-то время по ходу движения нашего автобуса, слева сплошная  стена, а справа обычные городские, ни чем не примечательные, кварталы города.

     Наша автобусная экскурсия завершается:
 по знакомой улице ВИА НАЦИОНАЛЬ опять попадаем на площадь Республики, с которой рукой подать
до привокзальной площади ТЕРМИНИ, конечного пункта нашего путешествия.

    В путешествии по современному РИМУ меня поразило обилие на его улицах и площадях  соборов, церквей и базилик. И это не удивительно, их в городе насчитывается более 200.

        Рим – город фонтанов, которые, радуя глаз, украшают центры большинства площадей.
Многие фонтаны – творение рук выдающихся зодчих. Сегодня их в городе более 280. Известно, что в античном Риме их было 212, а всего за историю города их было сооружено 800.

    Несмотря на то, что экскурсия была достаточно насыщенной и познавательной, мне стало обидно, что не удалось увидеть самые знаменитые площади Рима ПЬЯЦЦА ДЕЛЬ ПОПОЛО, ПЬЯЦЦА НАВОНА и ПЛОЩАДЬ ИСПАНИИ.
  Я искренне пожалел о том, что не поехал вчера, вместе со всеми,  на экскурсию по вечернему Риму с посещением этих площадей.

     Впереди ждёт встреча с музеями ВАТИКАНА.

.