Легенды о ненецких фамилиях

Нина Ядне
Легенды о ненецких фамилиях.

Из поколения в поколение передаётся эта легенда.
Много тысяч лет назад жил один богатый старик. Жил он долго, имел много оленей, но состарился и собрался умирать.
Позвал он своих сыновей и сказал:» Дети мои, небесные боги зовут меня к себе. Мне жаль вас оставлять одних на белом свете!»
Обращаясь к старшему сыну, молвил: « Я хочу, чтобы ты, мой любимый сын, здесь, на этих холмах, на этом мысу, где во все времена кочевали наши предки, стал хозяином этих мест, этого сале(мыса), и фамилия тебе будет Салян тер ( Салиндер) – хозяин этих/* мест», - и дал ему немного оленей.
Позвал второго сына и сказал: «Тебе отдаю большую часть своих оленей (нгока ты). Фамилия отныне будет Нгокадэтта (окотэтто- многооленный).
Третьему сыну старик сказал: «Ты, сыночек, возьмёшь только белых оленей (сэр ты). Ты будешь Сэродэтта ( белооленный).
Посмотрев на младшего сына, старик заплакал и промолвил: «Жаль, сыночек, но тебе не досталось оленей. Тебе вообще ничего не осталось! Даю тебе только один совет: ходи на своих ногах. Тебе оленей не досталось, но ты сильный и смелый, что найдёшь в пути, то и будет твоё! Иди пешком! (Яда хань!). И пошёл мой предок пешком. И фамилию ему дали Ядне.
От своего дедушки я знала, что Ядне в свою очередь, делились на Падвы Ядне, Манто Ядне, Ненэй Ядне, Моло Ядне. Явор Ядне и Нгамтэд Ядне. «Маня Явор Яднева! Ненэй Яднева! ( мы родом Явор Ядне, мы настоящие Ядне!» - почему –то с особой гордостью повторял дедушка.
Фамилия Салиндер тоже делится на несколько видов: Ненэй Саля Хаби, Тарявко Саля хаби, Санаре Хаби. Иногда наша мама рассказывала шутку –легенду, которая смешила нас: «Давным давно один человек из рода Салиндер никак не мог сосчитать пять белочек. Когда пришёл с охоты, и ему соплеменники сказали: «Тарявко Хабин нга!» ( отныне ты будешь называться белочкой)».
Вануйто тоже имеют несколько групп: Махако, Яптая, Ной Нгоба…
Внутир рода никто из ненцев не имел права жениться. Счёт у нас всегда по мужской линии. Дети имели соответствующее имя, жена переходила жить к мужу.
Каждый род имел свою территорию, свои родовые жертвенные места, родовые кладбища, территорию для промыслов. Внутри рода все помогали друг другу. В настоящее время понятие «род» звучит как «фамилия». Каждый род имел свои  земли. Родовой землёй моих предков является Хынгарте- земли находящиеся вокруг мыса Трёхбугорный, огромный полуостров, который омывается Тазовской и Обской губой. Сегодня вся моя родня кочует там, где очень много ягеля и белой рыбы.
(Продолжение следует…)
                НИНА ЯДНЕ
Ненецкий писатель, Почётный гражданин ЯНАО



-