Победу он встретил в Восточной Пруссии

Диана Свердловская
Когда началась война, cвердловчанину Виталию Ермолаеву было всего 14 лет. Тогда он еще учился в школе родной деревни Дубровка, что в Смоленской области. 22 июня ребята всем классом работали в поле, убирали сено.

- И тут смотрим – скачет в нашу сторону на лошади человек и кричит: «Война! Война!» - вспоминает со слезами на глазах Виталий Максимович. – Мы тут же побросали все и побежали домой. С того дня периодически начались налеты и бомбежки на нашу деревню.

Как только юноше исполнилось 17, ему пришла повестка в военкомат. Был сентябрь 1943 года. После медкомиссии будущего бойца вместе с остальными ребятами направили в Кировскую область, в Гороховецкий район для прохождения двухмесячных курсов младших командиров. Оттуда, получив звание младшего сержанта, молодого бойца забросили на передовую.
- Выгружались мы под Вязьмой. Потом распределили нас по частям, - вспоминает ветеран. – Я попал в пехоту. Очень хорошо помню свой первый бой. Нас семнадцатилетних пацанов было человек 150, а из боя вышло не более 50. Остальные погибли. Я остался жив…

Далее была Прибалтика. Часть, в которой служил Виталий Максимович, стояла на реке Дубиса, что в Литве.

- Помню, как рыли траншею и при этих работах вывернули какой- то огромный камень, - рассказывает мой собеседник. – Оставили его на поверхности. И вот как-то вечером слышу звук отлетевших от этого камня осколков. Думаю, что же это может быть? Оказывается, кто-то из немецких снайперов вынюхал наше укрытие и периодически обстреливает. Только вот откуда? Непонятно. Своей догадкой поделился с другом. Он говорит, не высовывайся. Надень, говорит, каску на палку и подними ее над рвом. Что я и сделал. Стоило мне приподнять палку с каской, как тут же в нее выстрелили. Через час повторил, ответ был тот же. И так каждый день. Что делать, как узнать, откуда стреляют? Пришлось обратиться к снайперам. Приходит девушка, лет 25. Александрой звали. Рассказываю ей, что уже несколько дней подряд обстреливает нас какой-то снайпер. Откуда – непонятно. Уже всю каску продырявил и камень разбил. А она так спокойно отвечает, сиди, мол, тихо, не высовывайся, а я посмотрю со стороны. Как только дам сигнал приподнять каску, приподнимешь. Так и сделали. В ответ выстрел был такой, что от камня разлетелись осколки. Смотрю –девушка прицелилась и тоже выстрелила. Проверяем результат на нашей каске - тишина.Похоже, убила стрелка. Дежурила она у нас еще дня три. Больше выстрелов не было.

Вспомнил Виталий Ермолаев и то, как получил он осколочное ранение в ногу. Это было при штурме Кенингсберга. Часть Виталия Максимовича шла вдоль реки Неман. Бойцов прикрывали танки.

- И когда я стал уступать дорогу идущему вслед за мной танку, раздался выстрел, - вспоминает он, - осколком от артиллерийского удара по машине меня ранило. Это случилось вечером, а в госпиталь увезли меня лишь утром.
Всех раненых с передовой, по словам нашего собеседника, сначала мыли в бане. Для этого был создан специальный так называемый прачечный отряд, в котором служили только женщины. Это были санитарки. Бойцы их называли «мыльными пузырями».

- Подходит одна из них ко мне и говорит, пошли в баню, - с улыбкой на лице рассказывает ветеран. – Ну, думаю, ничего себе, девушка зовет парня в баню. Захожу в предбанник, она начинает меня раздевать, и сама раздевается до трусов. Снимай, говорит, штаны. Я отвечаю, нет,мол, милая, не сниму. Она, снимай! Я снова отвечаю, хоть что делай со мной, но штаны не сниму. И тут мимо проходит начальник госпиталя. Как сейчас помню, по фамилии Биль, майор по званию. Она ему на меня и пожаловалась. Тогда Биль молча подходит ко мне, сдирает с меня штаны, оставив лишь кальсоны, и говорит, иди мойся и делай все, что скажет санитарка. Пришлось подчиниться. Помыли меня от души, с порошочком. Вышел, девушка мне дает чистые кальсоны. Я переодеваюсь и думаю, столько времени не видел женщин, а тут вдруг все сразу: красивая девушка, практически голая, да еще вместе со мной тоже голым в бане! Когда рассказывал это друзьям, все так хохотали! (смеется – авт.)
В госпитале В. Ермолаев провел два месяца. После выздоровления его направили в запасной полк. Это был уже 1945 год – конец войны. Победу наш герой встретил в Восточной Пруссии.

- Мы с гордостью и радостью слушали голос Левитана, - вспоминает он. – Кто-то смеялся, кто-то плакал. Потом выскочиливсе на улицу и начали стрелять в воздух и кричать, победа, победа!

Вернувшись в родную часть, В. Ермолаев вместе с сослуживцами был переброшен на Восток, в Порт-Артур, на войну с японцами.
- После порта нашу часть начали расформировывать, - продолжает рассказ он. - Мы попали в 56 - ой отдельный рабочий батальон, который был направлен на строительство Чкаловского аэродрома. Это был 1947 год. Теперь времени у нас было достаточно, поэтому мы не только работали, но и могли отдыхать.

Молодые, лихие красавцы-фронтовики вечерами после смены уходили в самоволку, к местным девушкам на танцы в общежитие, которое находилось в Свердловке.
- Общежитие было от завода Дзержинского, - поясняет Виталий Максимович. – Там и встретил я свою любовь на всю жизнь. Ее звали Анечка. Это была любовь с первого взгляда. Свою вторую половинку встретил здесь не только я, но и все мои друзья.
После окончания работ по строительству Чкаловского аэродрома батальон, в котором служил Виталий Максимович, был переброшен на Украину, в Черниговскую область. В 1950 году В. Ермолаев демобилизовался и приехал жить в Свердловку.

Сейчас ему89 лет. Восемь лет назад ушла из жизни его любимая супруга Анна Гавриловна. Вместе они вырастили сына и двух дочерей, воспитали четырех внуков и двух правнуков. Всю жизнь Виталий Максимович проработал слесарем на заводе им. Ф. Э. Дзержинского в Свердловке. Отсюда ушел и на пенсию.

Ермолаев Виталий Максимович

Родился 19 февраля 1926 года в деревне Дубровка, Смоленской области, Тумановского района, Боскаковского сельсовета. В сентябре 1943 года был призван в армию в Кировскую область, в Гороховецкий район, в 288-ой стрелковый полк. С 1943 по 1944 год служил в составе 346-ой стрелковой дивизии. После госпиталя в 1944 году был зачислен в запасной полк. Победу встретил в Восточной Пруссии. Участвовал в боях по штурму Кенигсберга. Имеет два ранения. Затем служил в Порт-Артуре, далее продолжил службу на строительстве Чкаловского аэродрома, потом - на Украине в Черниговской области.

В октябре 1950 года приехал в Свердловский. С 1950 по 1986 год проработал слесарем на Свердловском заводе им Ф. Э. Дзержинского. Отсюда ушел на пенсию. Вместе с женой Анной Гавриловной вырастил сына и двух дочерей, воспитал четырех внуков и двух правнуков.
В настоящее время живет в городском поселении Свердловский.

Медали и награды

Орден Отечественной войны 2 степени
Медаль Жукова
Юбилейные медали
Медаль «Ветеран труда»