Отчет о состоянии дорог Орловской губернии

Андрей Словохотов 2
РГИА, Фонд 190. №12. дело 133.  84 листа.
План города Кромм. Река Кромм, река ? 6 квадратов слева и церковь на берегу, 9 квадратов справа.  Калька небольшая, поместиться на А4.р
Пояснительная записка к ведомостям о Орловско-Витебском шоссе в пределах Орловской губернии по 10-й дистанции Могилевскаго округа.
Шоссе в пределах Орловской губернии  проходит на протяжении 199.419 верст, начиная от границы Орловской губернии с Смоленской и оканчиваясь не доходя города Орла при соединении с Подольско-Харьковским шоссе на 3-й сотке 16 версты перегона от Орла к станции Салтыки. Шоссе проходит по трем уездам а именно:
по Брянскому на протяжении 103. 238 верст
Карачевскому 56 900
Орловскому 39 281
Итого 199. 419 верст
и через два города - Брянск и Карачев.
Шоссе вообще совершенно малопроезжее, за исключением ближайших к городам перегонов, где проезд хотя совершенно местнаго характера, но достаточный.
Поэтому комиссия признала необходимым разделить его на 2 участка.
Первый участок проходит по местности малонаселенной  при шоссе и ближайших его окрестностях, что происходит от  неимения на этом участке вовсе значительных речек, которые переходили бы в шоссе: река Десна хотя протекает в среднем
46 об
разстоянии до 5 верст от левой стороны шоссе от самой граниы до гор. Брянска , где весьма значительное население, но оно не пользуезтся шоссе в летнее время, имеется ближе старо-грунтовую дорогу Орловско-Смоленскую. Железная Орловско-Витебская дорога проходит по левому берегу Десны, левее грунтовой дороги, а потому не вызывает потребности движения по шоссе к железнодорожной станции. Шоссе в этом участке служит исключительно для проезда в поля и леса пролегающие по сторонам шоссейной дороги и на станции железной дороги из окрестностей правой стороны шоссе.
А так как в сухое время и этот проезд в сухое время года производится по объездам шоссе переходя на него  только у значительных оврагов, то есть версты шоссе в местах равных или нулевых частично зарастают травой. В грязное же время ими пользуются жители пришоссейных окрестных селений для прохода в свои уездные города и на стании Орловско-Витебской железной дороги.  При таких условиях проезда рассматриваемый участок шоссе можно принять за шоссе с весьма слабым движением.  Участок ссотавленяют следующия протяжения шоссе:
от границы Смоленской губернии
до ст Жуковой 9 228 вер
Жуковой до Угоста 18 530

47 стр.
от Угоста до Шахмат 19 097
Шахмат Глинищева 15 216
Коробова Город 16 000
Город Ледны 23856
А всего 101 927 вер.
Второй участок составляют перегоны, а именно:
от Глинища до Брянска 19 710
Брянска Альмовки 20 860
Альмовки Карачева 21 906
Карачева Коробова 18 150
Ледны Орла 16 866
А всего 97 492

На всех верстах этого участка существует движение достаточное, во первых в городах как места торговли и пункты сдали клади на железную Орловско-Витебскую дорогу из окрстностей , которыя довольно населенны, и из удаленных от железных дорог уездных городов, связанных почтовым и грузовым сообщением с городами Карачев, Брянск и Орел, во вторых - существующий в городе Брянске завод и арсенал  артиллерийского ведомства передвигает по шоссе тяжести на ближайшие версты в сторону к Альтовке (?) для учебных артиллерийских занятий и пробы орудий  для отведенном для сего участке казенной земли по сторонам шоссе; в третих - железная дорога, подходя к городам, приближающимся  одновременно и к шоссе на длине подгородных перегонов, а 
47 б.
следовательно проезд на ближайшие к городам железнодорожные станции пассажиров и грузов производится  по шоссе, и кроме того у станции Нарышкино под Орлом железная дорога пересекает шоссе, и наконец в четвертых