Испанские заметки

Владимир Островитянин
                Испанские заметки 

      Испания. Торремолинос. Небольшой городок недалеко от Малаги. Стоит на высоком вулканическом плато, которое отвесно обрывается на  прибрежную низину.
     Прибыли мы туда в октябре 1998 года в самый разгар экономического кризиса. Баксы у меня были, но их было жалко тратить и я как бы уже отказался от запланированной поездки, но меня укачали.  Должен был лететь до Малаги с товарищем, но как-то мы  разъединились, летели разными рейсами и поселились в разных, но соседних отелях.
     Кстати в полете, рассчитывая на друга, я взял в дьюти фри литровочку текилы. Но его-то нет! И с кем же пить? На соседнем кресле сидел молодой мужик с семьей. Я  показал ему бутылку  – угощаю! А супружница его на меня зыркнула недобро, он и увял. А я ему – Посмотри ка вниз (а летели над Альпами и там одни темные и белые снеговые скальные вершины ). Вот, говорю,   случись чего, то и не сядем… Он проникся и сказал – Давай!
     Под обрывом с плато расположена вереница отелей, а за дорОгой и прогулочной тропой широкий пляж. На нем там и сям небольшие кафешки.
   Поутру,  раненько рыбаки с лодок на малых оборотах моторов  скребут драгой дно вдоль берега. Драга это мешок из мелкоячеистой и прочной сетки на крепкой металлической раме.
 
   Среди рыбаков видны и   лодки с какими-то неопрятными личностями. Это, как нам сказали, местные алкоголики. Моторов у них нет. На веслах, переругиваясь с напарниками, они тоже тянут по дну вдоль пляжа какие-то корзинки. Улов, а это креветки, мидии, крабы и лангусты они сдают в прибрежные кафешки. Те, что на веслах, меняют улов строго на выпивку.  На опохмелку, в общем. Очень знакомая картина!

   Подсказали нам, что чем сильнее ночью  прибойный ветер, тем лучше утренний улов. У кафешек перед входом стоят  большие деревянные корыта в виде лодок, засыпанные колотым льдом, и там лежат свежайшие морегады. Выбираешь, показываешь, и при тебе это готовят тут же. Лангустов и очень крупных креветок бросают прямо на раскаленную электрическую плиту, засыпают густо солью из совочка, поворачивают несколько раз и через пару минут блюдо готово. На тарелочку к ним  кладут несколько долек зеленого лайма и пли-из!    Ну, а винцо и пивко заказываешь отдельно.

  А рыбу здесь готовят,   способом  по-одесски  - «на шкаре».  Жаровни устроены в  корыте в виде небольших лодочек. Они засыпаны изнутри до верха бортов песком. Там рыбку плоскую и прогонистую вроде нашей чехони насаживают на две тонкие палочки с брюшка  и через спинку. По две-три штуки зараз. Палочки  наклонно воткнуты в песок, а там жарко тлеют два полешка. Как известная нодья – угли есть, а  открытого огня нет. И рыбка  тихо шкворчит и истекает жирком. Очень вкусно!

      Гавань Бенамальдена.  Пришвартованы у причалов  частные яхты. Порты приписки видны на бортах рядом с названиями судов – Глазго, Гамбург, Гетеборг, Тромсе…  Очень интересно было гулять по причалам и смотреть на эти  красивые яхты. На корме какой-то за столиком с напитками  капитан и владелец. Уже в возрасте плотный, уверенный с седоватой бородкой-шотландкой.  И тут же рядом с ним   молодая и красивая девица в шортиках. Видимо соратница в путешествии и матрос на борту. Тогда была середина октября. На севере Европы уже осень, а здесь на юге Испании еще жаркое лето.

         Гавань со стороны моря защищает волнолом из больших скальных глыб. На нем стоят или сидят на складных стульчиках рыболовы с очень длинными удилищами. В валунах насверлены почти вертикальные отверстия для установки удилищ. Это что-то типа закидушек с тяжелым грузом. Забрасывают далеко за накат, что бьет в волнолом. Поклевка определяется по гибкой вершинке. Насадка - креветки.
   А вокруг огромное количество бездомных кошек. Прибой иногда оставляет в щелях волнолома мелкую рыбешку и кошаки ее промышляют, не обращая на тебя почти никакого внимания.

     Рыбачил я и с лодки. Что интересно хозяева тех прокатных суденышек  российские ребята. Они строго ориентированы на наших туристов. Вывозят недалеко от берега  с пивком и закуской. Снасти и насадка тоже их. Бросают два якоря в растяжку и с обеих сторон забрасывают типа бортовой донки. Ловят со дна. Что-то и мы ловили. Уж не помню точное название тех рыб.

        Гуляя по гавани как-то  подошел к причалу, где стоит прогулочный катер. Морская поездка на несколько часов.  Купил билет, а до отправления еще достаточно времени. Сижу на причальной тумбе. Смотрю на зеленую мутноватую воду. Рядом капитан, хозяин, рулевой и кассир - всё в одном лице.
  Вдруг из этой мутно-зеленой воды медленно выплывает здоровенная широкоротая рыбья башка с толстыми губищами.  Потом рядом проявляется еще одна! И еще! Я в полном изумлении вопросительно поворачиваюсь к капитану-кассиру, а он,  улыбаясь, показывает себе пальцем в рот. Дескать, есть просят.

   Шарю  по карманам, нахожу нашу российскую монетку и с ногтя щелчком  запускаю ее вниз. Она вращаясь врезается в воду и одна из рыбин резко всплеснув ушла за ней.  Опять поворачиваюсь к капитану и, напрягаясь, подбирая английские слова, говорю что я «ай эм фишинг» – рыбак. И сердце мое, тук-тук-тук  на это глядя.
  Он понял. Кивнул, потом поморщился и сказал: «бед фиш» - плохая рыба!
    Я спросил: «вай» - почему? Он покачал  головой, пощелкал пальцами, а потом выдал: «дринк ойл». По английски это – пьют нефть. Значит, хотел сказать, что здесь в порту вода грязная и рыба несъедобная.
   Ох, как захотелось мне ему рассказать, что там, откуда я приехал, эту почти домашнюю компанию немедленно бы выловили и пустили или в котел или на продажу. Но столько ихних слов у меня в запасе не было.

       А в совсем давние времена та отвесная скала вулканического происхождения под плато было совсем  близко к морю. И в нее многие тысячи лет били прибойные волны. В ней ими было выбито огромное количество гротов, пещерок и нор. И в них  вольно обитают сейчас многочисленные  кошки. Вдоль прогулочной тропы лежит на земле  множество блюдец и тарелочек.
   Туристическая публика гуляет вечером вдоль моря и многие  подкладывают в эти тарелочки кошачий корм, что продается здесь на любом лотке. Так, что местные  кошаки совсем не бедствуют.

   А  вечерами я любил заходить в ближайшую кафешку на пляже. Кстати музыка в них всякая разная и конкретно под заведение. Где-то латиноамериканские мелодии, где классический джаз с Луи Армстронгом, а где-то  Битлы. Брал пивко и тарелочку круто зажаренных мелких креветок. Сидел на веранде, слушал музыку и смотрел на пустой пляж, где под фонарем среди лежаков кошки играли с выводками котяток, которых они привели из тех пещерок в стене.


     И еще. В этой поездке я взял напрокат авто и хорошо поездил по югу Испании.  Малага, Севилья, Гранада, Кадис, Марбелья. Добрался и до Гибралтара. Там моя доча даже сфотографировалась на КПП с английскими военными. Они не возражали. Всего я наколесил по Андалузии почти две тысячи километров. О чем жалею, так это о несостоявшейся форелевой рыбалке в горах Съерра Невады.

     Севилья – Особо поразила нас пригородная стоянка для автотуристов (как поняли потом) из других стран Европы. Это были пожилые семейные пары на автодачах чем-то напоминающие наши  фургоны –Газели, но немного побольше.  Но внизу заднего борта у них была площадка, где стояла небольшая открытая двух местная машинешка с маленькими колесами. Типа картинга.  Оставив основное авто на стоянке  хозяева на этой машинешке вполне спокойно перемещались по исторической части городов, куда был строго запрещен въезд обычному автотранспорту.
      В знаменитом кафедральном соборе Севильи  мы поднимались на башню-колокольню святой Хиральды по очень неудобным пологим с широкими ступенями  лестницы. Гид объяснил, что  колокольня в средние века была переделана из минарета. Обложили ее  снаружи каменными блоками,  и стала она в сечении  прямоугольной. А когда на месте собора при испанском халифате здесь была мечеть (кстати, самая большая в Европе), то старенький мулла для совершения  молитвы верхом на ослике дважды в день поднимался наверх по этим пологим маршам лестницы.
       Видели множество частных домов высоко на скальных выступах-площадках и  прорубленные в горе к ним дороги. И при них наши «Нивы» (!). А чего? Другой транспорт туда не заберется.      

На фото я и те самые кошаки в гавани Бенамальдена.