На кромке макового поля

Клавдия Нови
Приходилось ли вам видеть воочию цветущие маковые поля? Пройдут дожди, воздух станет теплым, установится лето — тогда маки раскроют головки. И сразу привычный пейзаж переменится — земля уж охвачена пламенем!  Глаз зажмурится от яркости красного, нос не вместит аромата — маки цветут. Но было ль известно вам, что на маковых полях кипит жизнь? В бутоне мака спит младенец... Цветок раскрылся  - дитя родилось. Немного отмерено времени этим крошечным созданиям, но они рады и тому. Питаются они росой да пыльцой, а спят, завернувшись в лепестки, как в шелковые простыни. Но история моя не о том. Зацвел молодой мак, и появился младенец. Прелестная девочка, маковинка, такая же, как другие детки, но будто бы чуть отличная. Кожа ее была поалее (если вы не знали, у всех маковинок и маковнышей кожа бледно-алого цвета), а личико поулыбчатей, словно солнышко грело и целовало ее больше, чем остальных.  Маковинка жила, не ведая горестей, прыгала по цветкам, играла с капельками росы, слушала песни птиц, да засыпала, любуясь ночным небом.

И вот однажды она, сама не заметив как, оказалась на краю макового поля, там, где начиналась уже дубовая роща, всегда синевшая вдалеке. Маковинка очень испугалась и заторопилась было назад, как вдруг заметила кого-то под деревом. Она подкралась поближе и, чуть выглядывая из-под листочка, пригляделась. Маковинка увидела диковинное существо, слишком большое и страшное, хотя похожее на нее саму. Скажу вам, что это был молодой мужчина. Этот мужчина расположился под сенью дуба и что-то рисовал или писал на бумаге — маковинка не слишком обратила внимание на его занятие — кроме того он, бывало, говорил что-то сам себе, улыбался, напевал и конечно же любовался маками. Несколько раз маковинке казалось, что он скользнул по ней взглядом, но мужчина не замечал ее. Когда солнце было близко к закату, мужчина встал и ушел, но на следующий день он пришел снова, и на другой день... и маковинка тоже спешила к краю макового поля, чтобы увидеться с ним. Странные вещи начали твориться с маковинкой. Как радостно станет ей, когда разберет она издали очертания его фигуры! Как забьется ее сердечко, стоит только внезапной эмоции поменять его черты! Как сделается маковинке грустно без него! Как затомится в груди, аж капают из глаз слезинки!

То был очередной день, который маковинка проводила на кромке макового поля. Она сидела в одном из цветков, совсем близко к раскидистому дубу, и не сводила глаз с мужчины. Сегодня он был взволнован, то вскакивал и ходил из стороны в сторону, то замирал на месте. Неожиданно он подошел к макам и стал срывать их один за другим. Напугавшись, маковинка схватилась за лепесточки. Мгновение спустя и ее цветок оторвался от земли! Маковинка пережила жуткую тряску и даже не удержалась на ногах. А когда она подняла свою головку, то обнаружила, что его лицо совсем близко! Маковинка получше укрылась лепестками и огляделась по сторонам. С какой огромной высоты осматривала теперь она окрестности! Маковое поле выглядело еще красивее, чем раньше, но оказывается, мир на нем не кончался. Перед ней открылась огромная равнина, и быстрый ручей, и домики в низине, в сторону которых направлялся мужчина… Очутившись в людском селении, маковинка шире распахнула глазки. Обилие запахов закралось в ее маковый цветок, слишком много громких звуков преследовало ее, а обстановка вокруг очень быстро менялась! Место это она сочла опасным и, зажмурившись, покрепче обернулась лепестками.

Вдруг хлопнула дверь, звуки заглохли. Мужчина замер на пороге, глядя на женщину, которая быстро вышла на свет в центр комнаты, до того чем-то занятая в темном углу. Маковинка подумала, что женщина эта самая красивая на свете, и нечаянно залюбовалась ей: ее румянцем, легкостью ее движений, дивной косой и глазами, в которых несмотря на ее молодость, сквозила усталость. Затем маковинка обернулась на мужчину и...  все поняла. В ту же секунду внутри у ней что-то оборвалось и рухнуло, сотрясая с головы до пят ее маленькое существо.

- Эльза! Я ухожу!  - тихо, но взволнованно произнес мужчина.
- Не уходи! - прошептала женщина.
- Не могу.

Женщина заплакала, мужчина кинул букет на стол и поспешил заключить ее в объятия. Мужчина целовал женщину, вытирал слезы с ее щек, но она не успокаивалась.

- Пойми, если  бы я остался, меня забрали бы силой! Будь проклята эта война.
- Господи, Эльза, как я люблю тебя! Ты выйдешь за меня? Я так люблю тебя!  - снова повторил он.
- Да! Мог ли быть другой ответ? - женщина крепче обхватила мужчину. Ее рыдания на время затихли, она обессилела и тихонько скользнула на пол, мужчина тоже подогнул колени. Так, плотно приближенные друг к другу они замерли посреди комнаты, а маковинка, завороженная этой сценой, изо всех сил переживала свое несчастье, но  еще горше сострадала она двум влюбленным.

Затем мужчина ушел. «Навсегда» - подумала маковинка. Возможно,  о том же задумалась и Эльза. Женщина поправила замятое платье, умылась, наполнила водой горшок и взяла букет. Как долго держала она цветы в руках! Вдыхала их аромат, дотрагивалась до маков губами, снова уж начала плакать, как вдруг заметила маковинку, маленькую девочку с кожей алого цвета. Женщина вздрогнула, чуть не выронила цветы, но затем улыбнулась чуть заметно и ласково протянула ей ладонь. Маковинка перелезла, немного оробев, и уселась на ладони Эльзы.

- Ты фея? - спросила женщина.

Маковинка очень удивилась. Она знала только, что маковныши со временем становятся маковниками, а маковинки — маковницами, но о феях ничего не слыхала.

- Я маковинка.
- А откуда ты?
- С макового поля.
- И много маковинок живет на поле, или ты одна? - заинтересовалась Эльза.
- Много. А куда он ушел?
- Воевать.
- Зачем?
- Так надо… - с горькой усмешкой ответила Эльза.
- А он вернется?
- Не знаю, - тон женщины потемнел еще больше. - Ведь это очень опасно. На войне можно умереть! - объяснила она.

Маковинка не очень поняла, зачем идти в такое место, где можно умереть, но вместо того, чтоб спросить об этом, сказала:
- Отнеси меня назад, домой.

Эльза согласилась, положила маковинку в кармашек своего платья и отнесла на поле. Перед расставанием маковинка, размышлявшая всю дорогу, проговорила:
- Если что-то плохое случится, беги не медля сюда, на кромку макового поля! Зови меня. Я могу помочь.

Снова потекли однообразные дни на маковом поле. Но не было больше задора в маковинке, она перестала смеяться, не играла с друзьями и подругами, мало ела. Теперь знала она, как называлось ее чувство, и ночами иногда шептала: «Я люблю». Не переставала маковинка себя спрашивать: «А не умер ли он?», и незаметно от всех изводилась от неизвестности…

Когда очередной день был на исходе, и на землю ложились сумерки, разнесся по полю крик женщины. И маковинка с давно забытой прытью заскакала по цветкам к дубовой роще. Эльза стояла под деревом, на том самом месте, где любил проводить время мужчина, и теребила в руках кусочек вымоченной в слезах тряпки. Маковинка заметила, что лицо женщины осунулось, а под глазами появились темные круги, но и от Эльзы не скрылись бледность маковинки и тусклость ее взгляда.

- Жив ли он? - спросила, замирая, маковинка.
- Жив, но ранен так, что будто мертв! Сегодня привезли его в город, что недалеко от нашей деревни, положили в госпиталь. Но врачи не в силах помочь, зовут проститься!
- Как нам повезло! - вскричала маковинка, чем повергла Эльзу в большое удивление. - Дорогая Эльза, он будет жить!

Женщина молча смотрела на маковинку, она даже не знала, почему пришла сюда, на кромку макового поля. Просить помощи у крошечной девочки! Как это было странно!

- Я открою тебе большой секрет, только обещай хранить его до конца своих дней. Мы, дети маков, можем сотворить волшебство. Спасти жизнь тогда, когда другие уже отчаялись. Завтра, только забрезжится рассвет, спеши на поле, ищи мак, черный, как безлунная ночь. Сорви его, и приготовь из его лепестков отвар. Нет на свете лучше лекарства! Ты дай ему выпить, и любые раны затянутся, любая болезнь уйдет!
 Маковинка и Эльза расстались, но не сказала малютка, что сделать из красного мака черный можно, только если уснуть в нем беспробудным сном, слиться с ним в единое целое, отказавшись от собственной жизни... Маковинка стала сама не своя, ее щеки загорелись, она бросилась танцевать и запомнилась каждому маковнику и каждой маковнице. «Чему так радуется?» - говорили вокруг, - «счастливое дитя!». Наступила ночь, маковинка выбрала свободный цветок, укрылась получше его лепестками, оглянулась по сторонам в последний раз и отдалась сну. Горячая волна подхватила ее, и понесла прочь от макового поля, от женщины, от мужчины и  от  горькой любви...

Эльза исполнила все в точности так, как просила маковинка. Напоила возлюбленного отваром, и он долго спал, а потом открыл глаза совершенно здоровым. Как были счастливы эти двое!  Женщина тот час рассказала  мужчине про маковинку. «Боже сохрани это милое дитя!» - воскликнул он, узнав историю своего выздоровления. С тех пор каждое лето ходили мужчина и женщина на маковое поле, но ни разу не повстречалась им маковинка, ни наша, ни какая либо другая.