Страшная истина Великого Инквизитора

Елена Де-Бовэ
ЭПИГРАФ:  "«Ища свободу, дух человека рабство должен прежде той поры создать, и лишь на дне стеснений и цепей заря простора перед ним возжечься может".

И было, когда Великий Инквизитор сказал малым сим, жавшимся к нему, словно осиротевшие дети:

-  Ваш Бог далек и он не слышит вас. Но у вас есть я, стоящий между Богом и вами, наделенный не только земной властью, но и властью говорить с богами. Что говорил ваш Бог, когда ходил по земле? Он говорил о свободе. «Познайте Истину, - говорил Он, - и Истина сделает вас свободными!» Но он говорил к праведникам, способным жить в Истине, питаясь акридами в пустыне.  Но о малых сих он умолчал. Как же узнаете вы о том, что есть Истина? И разве Свобода, которую принес Иисус существует только для праведников? Ведь у каждого человека своя Истина, свой опыт, свои убеждения и своя Свобода!»

Толпа глухо загудела, заволновалась. Согласно закивали головы. Великий Инквизитор помолчал. Он стоял перед людьми величественный, будто скала. Застывшие складки его темной мантии казались мраморными.

- Иисус принес Истину и Свободу для праведников, а я, - он снова помолчал, словно собираясь с мыслями, - я принес Свободу вам, «немудрым сим». Разве Свобода не принадлежит всем и каждому в этом мире?»

Толпа снова задвигалась. Послышались крики: «Слава Великому Инквизитору!»

- У праведников своя Свобода, - продолжал Великий Инквизитор, - а у обычного народа – своя. Свобода, которую принес вам Иисус не позволит вам освободиться от  ваших кандалов и жить так, как должны жить зрелые люди. Я вам – не учитель, а вы – не школяры, чтобы сидеть за партой до гробовой доски. Я не учитель вам, а отец, который любит и понимает всех своих чад, а паче всего тех неразумных, которые много грешат. И блудный сын мне ближе и понятнее, чем примерный».

Он вскинул руку и воскликнул громовым голосом: «Так грешите! Я вам позволяю! Я даю вам Свободу на грех, ибо вы не обладаете достаточной мудростью, чтобы жить праведно и постичь Истину в Боге. И это – не ваша вина, а моя. И потому – грешите, а ваш грех я возьму на себя и понесу его на своих плечах! И это не такая уж высокая плата за познание Истины.  Будте свободными, - говорю я вам, - и свобода поможет вам познать Истину!

Глаза его горели темным огнем и пламя его очей передалось толпе - она заволновалась, словно море, полетели вверх шапки и чепчики. «Слава, слава Великому Инквизитору – нашему спасителю!» - так кричали люди и радовались, и приплясывали в своем нетерпении побыстрее согрешить с соизволения Великого Инквизитора.

И вдруг посреди всеобщего веселья нашелся один смельчак, который, выглянув из толпы, крикнул Великому Инквизитору: «А перед кем ты понесешь ответственность? Бог далеко, не услышит».

- Меня – услышит», - тихо и угрожающе проговорил Великий инквизитор.

- Услышать-то услышит, - засмеялся смельчак, - только вот кто он - твой Бог? Не тот ли это, кто не только прощает, но и приветствует всякий грех? Не рогатому ли ты поклоняешься, о, Великий Инквизитор?

Поднял величественный старик свои старческие веки и полыхнули его глаза холодным и острым, как клинок пламенем. Выкинул он вперед руку, уперев палец в том направлении, где стоял смельчак, и тотчас же кинулись туда стражи, расталкивая людей. Но не нашли кричавшего, ибо люди в толпе были для них все на одно лицо.

Вернувшись к себе в темные покои, Великий Инквизитор сел и задумался. Мрачны были очи его, а на челе лежала печать глубокой внутренней работы.

И вдруг он встрепенулся и лицо его оживилось, бледные щеки порозовели. Он услышал крики, донесшиеся через открытые стрельчатые окна его замка. Он понял, что люди начали грешить. Он сидел тихо и безучастно слушал звуки лязганья оружия, истошные вопли и женский визг. До него донеслись и проклятья стариков, и плач детей, и звук рухнувшего дерева.

«Пусть, - думал старик, - пусть позабавятся! Дураки – они думают, что так просто можно переложить свою вину и глупость на чужие плечи! Они думают, что я и впрямь понесу на своих плечах их бремя. Сами понесут и еще втрое взвалю на них. Но для начала пусть думают, что я понесу и  отстрадаю за них, и отмолю перед Всевышним грехи каждого.

 А я потом скажу, что не приняли боги жертву мою и теперь каждый понесет ответственность за свой грех сполна, и ответит не только за свое безумие и растление, но и за то, что позволил себя растлить и растлил другого. И за свою Свободу, которую принял за Своеволие.

Он подошел к окну и стал смотреть на улицу из-за тяжелой красной портьеры. А там царил хаос. Мужчины повынимали ножи, колья, вилы, цепи и пошли к своим недругам сводить  счеты, требовать долги.

Группы подростков залезли в сады и огороды и пошло разграбление. К вечеру перепившаяся толпа носилась по улицам с факелами, ловила и насиловала женщин, избивала стариков. Грабили лавки, поджигали дома. Быстро образовались банды сильных парней, которые пошли грабить богатые дома и убивать хозяев, защищавших свое имущество.

А Великий Инквизитор все сидел в своем кресле и нельзя было понять – спит он или о чем-то думает.

Он не спал. «Свобода, - думал он, - это такая опасная вещь. Но невежественная толпа этого не знает. Свобода – это не анархия и не хаос, когда все можно. Свобода – не есть дозволение каких угодно действий, ответственность за которые понесет кто-то сторонний, вроде меня, Великого Инквизитора».

Он засмеялся старческим скрипучим смехом. «Они, - брезгливо подумал он о толпе, - с радостью взвалят на меня все свои грехи. Уже сейчас они грешат. Ох, как грешат… Я даже отсюда, из своих покоев слышу как они, наслаждаясь своей свободой, убивают и насилуют друг друга. Пусть. Когда-нибудь они устанут и вот тут-то, когда они натащут в несколько домов своих все награбленное добро,  я и возьму их тепленькими. Разбойников брошу в темницу, добро конфискую, а толпа получит шиш!»

Великий Инквизитор громко фыркнул и добавил добродушно: «А нечего было грешить. Нечего было растлеваться. Теперь, - скажу я им, - вы будете отвечать за ваш грех и за все ваши преступления!»

Великий инквизитор погрозил пальцем и внятно сказал: «А на преступления я вам разрешения не да-вал!»

Походив по покоям на затекших ногах, старик снова сел в кресло перед камином и мысли приятно потекли перед его неподвижным внутреннив взором. «Я, - думал он, - владею тайной власти. Сейчас я вложил в их руки ножи, кинув им идею Свободы. И они ринулись в эту свободу, как библейские свиньи в пропасть.

 Нет, Свобода и Абсурд – это не дозволение всего. И даже, когда говорят, что дозволено все, что не запрещено – это лукавство. Свобода и абсурд означают только одно – что человек, преступая черту, соглашается с неотвратимыми последствиями, которые закономерно наступят в результате его действий. Соглашаясь на преступление, человек соглашается и на то, что он понесет наказание за это преступление. А то, что наказание он рано или поздно понесет – это совершенно ясно. Не он сам понесет – так его дети понесут, внуки понесут. Кто-то обязательно понесет этот  грех».

«А я, - подумал Великий Инквизитор, - тоже понесу свой грех за свое преступление. Но, в отличие от них, я понесу его осмысленно и отвечу сполна! Но, в конце концов, кто я такой? Просто старик, сидящий на троне в своем замке. Такой же смертный, как и они там, внизу».

Тихо вошел слуга и зажег свечи.

- Ну, - спросил его Великий Инквизитор, - Как они там… со своей великой  свободой?

- Ночь длинных ножей продолжается, - ответил слуга, - Они не успокоятся, пока не упьются кровью друг друга!

- Это так, - усмехнулся старик, - зато потом, когда я пересажаю их в темницы, они станут тихими, покорными и бледными. И тогда, в этот час расплаты они сполна поймут, ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА!

 Когда тучи сгустятся над их головами, они забудут обо мне, обошедшегося с ними так плохо, и вспомнят своего Бога и возопиют к нему: «Почто ты оставил нас?!!» И, посмотрим, как он обойдется с ними.

И после того, как они ничего не получат в обмен на свои молитвы, они станут укорять меня и говорить: «Ведь это ты, лживый Змей, соблазнил нас своей проклятой свободой, ты говорил с нами именем Бога и мы тебе поверили. А теперь ты бросаешь нас! И тогда я засмеюсь им в лицо и скажу: «Так ведь я говорил от лица СВОЕГО БОГА, А НЕ ВАШЕГО!»

Слуга бросил быстрый, испуганный взгляд на своего хозяина и поспешно вышел, крестясь. А Великий Инквизитор, склонясь над своей магической книгой, прочел, водя по строчкам белым старческим пальцем: «Ища свободу, дух человека рабство должен прежде той поры создать, и лишь на дне стеснений и цепей заря простора перед ним возжечься может».

Он откинулся в кресле и, слушая крики и стоны, несшиеся со всех сторон, как самую приятную музыку, пробормотал: «Из всех небылиц, которыми пичкали невежественную толпу – самым большим обманом был миф о свободе.

 Но, если свобода для них оказалась мифом, то ИСТИНА, принесенная им мной будет для них самой что ни на есть подлинной. Истина же заключается в том уроке, который преподносит человеку судьба, когда он нарушает равновесие установленное в мироздании, и потому не мое освобождение от греха освободит этих грешников, а законная кара, которую они понесут.

 Вот это и есть моя ИСТИНА, КОТОРУЮ Я ПРИНЕС ТОЛПЕ. Она, как правило, приходит к дуракам  после получения ими свободы и называется КАРМА. У Христа же все наоборот – СНАЧАЛА  ИСТИНА И ТОЛЬКО ПОТОМ СВОБОДА».