Притягивающая молнии

Галина Гостева
      Я познакомилась с этой удивительной женщиной – директором средней школы одного из поселков Каратузского района Красноярского края, в Москве на курсах повышения квалификации руководящих кадров в октябре 2005 года. Было ей уже 56 лет, но она еще продолжала руководить школой.

      Надо честно признаться, что по творчеству, по умению схватывать все новое
на лету, по организаторским способностям, по овладению новыми технологиями, по знанию психологии и методики преподавания,по внедрению менеджмента в управление образованием на курсах не было ей равных.

      Мы жили с ней две недели в одной комнате в общежитии и о чем только не говорили по вечерам. Я рассказала ей все про свою жизнь, а она про свою. Прошло уже несколько лет, а я так и не смогла забыть ее удивительный рассказ. Звали ее Хелена Францевна Козловская. Она называла себя Хелькой, а свою деревню Польским Выселком.

       «В нашем Выселке Польском меня все звали Хелькой Янека длинного или Хелькой, притягивающей молнии. О полученном прозвище расскажу чуть позднее. Родилась я в августе недоношенной, семимесячной.

       Черемуха в тот год  уродилась рясная, да вкусная. 20 августа собрались  мои будущие бабушки по черемуху сходить. И моя мама туда же с ними. Сколько  они ее не отговаривали, она все равно пошла. Идти надо было километра  два, не более.

        День  ясный выдался, не очень  жаркий.Красота кругом. Птицы щебечут. Пчелы нектар с цветов собирают. От аромата разнотравья душа поет.

        Пришли. Стали черемуху горстями собирать. А на верхних ветках ягоды такие крупные висят, так и хочется их сорвать, а дотянуться не могут. Подсадили они мою маму на черемуху. Она стала ветки пригибать к ним, а ветки, возьми, да обломись.

        И полетела моя мамочка вместе с ветками черемухи наземь. И сразу же начались родовые схватки. А вскоре и я на свет Божий появилась.

       Вместо черемухи принесли меня домой, завернули в мерлушку и положили на русскую печь, чтобы я в тепле до девяти месяцев дорастала. Слабенькая я была:  ручки и ножки, как прутики; не плакала, почти не ела. Одним словом, умирать надумала. Больницы и церкви в Выселке не было.

     Приходили бабки повитухи, осматривали меня и горестно шептали: «Не жилец». Как-то пришла еще одна старушка-травница и посоветовала моей маме: « А ты, Ханна, пораньше встань, да сходи к колодцу. Кто первым придет за водой, тому поклонись в пояс и попроси имя девочке дать и стать ее крестным родителем. А там уж, как Бог решит».

     Так моя мама и сделала. Первой к колодцу пришла шестнадцатилетняя  Марыля. Она и назвала меня Хеленой и стала моей крестной матерью. И ожила я с того дня. Вот и по сей день живу. Я очень люблю свою лельку Марылю. Много хорошего она сделала для меня. И Богу я благодарна за то, что Он и тогда, и сейчас не оставляет меня Своей  Милостью.

      А этот случай произошел со мной в мой День Рождения. Пришла я к бабушке своей в гости. Она сладкий пирог из малины испекла к моему пятилетию. Сидим мы с бабушкой разговариваем, маму с работы поджидаем. В то время мамочка моя уже бригадиром табаководческой бригады работала.

      Вышли мы на улицу и видим, что с Оторвановки (название улицы) уже бригада женщин спустилась на поляну. И решила я к маме навстречу побежать. А тут вихрь налетел. Потемнело вокруг разом. Засверкали молнии, загрохотали раскаты грома.

       Мама кричит мне: «Хеля! Стой на месте», а я от страха ничего не слышу и бегу все быстрее к ней. И тут молния, как сверканет! И больше я ничего не помню, что со мной произошло.

       Очнулась я минут через семь. Кто меня по щекам бьет, кто молоко в рот льет, кто уже яму копает, чтобы меня в нее положить, так как знатоки уверяют, что тогда из меня электричество в землю уйдет.

       На радостях меня мама сначала обняла и поцеловала, а потом и по заднюхе  наподдавала, чтобы я в грозу больше не бегала. Вскоре к нам и местный учитель
прибежал, который и объяснил всем, что, вероятнее  всего, молния не в меня ударила, а рядом, и меня ударной волной оглушило.

       Мне повезло , и я жива осталась. Но страх перед молнией много лет во мне сидел. И, неосознанно, я все время рисовала молнии: огромные, страшные, уходящие острым  концом в землю. Вот так я и стала Хелькой, притягивающей молнии. Честно сказать, это прозвище действительно подходило мне.

      Я еще не раз встречалась с молнией за свою жизнь. Помню, мне исполнилось  в тот день двенадцать лет. Я уже закончила пять классов тогда и перешла в шестой. В подарок я получила от родителей новое ситцевое платье и матерчатые  туфли и была бесконечно счастлива.

      С утра на улице было очень жарко. К вечеру все небо затянуло тучами, и  разразилась сильная гроза. Примерно через час небо прояснилось, гроза стихла,  и только лужи, образовавшиеся на улице, напоминали о ливне.   

      Пастух пригнал стадо коров в деревню. Наша  корова Милка пришла домой, а телочка Зорька где-то запропастилась. Меня отправили ее искать.

      Летом темнеет поздно. Я безо всякого страха побежала к кладбищу, чтобы за ним в поле поискать нашу гулену Зорьку. В руках у меня была хворостина, так на всякий случай, от собак.

      До кладбища я так и не добежала. Вдруг со стороны цистерн с горючим, которые стояли вкопанными в землю на вершине косогора, что-то круглое и  серебристо-переливающееся стремительно полетело ко мне. Сначала я подумала, что это воздушный шарик и остановилась, чтобы поймать его и принести младшей сестренке.

     Чем ближе шарик подлетал, тем явственнее слышалось какое-то потрескивание. Я осознала, что это шаровая молния и от страха не могла пошевелиться. Она зависла в метрах трех от меня на уровне глаз. Несколько напряженных минут мы как бы изучали друг друга. Я боялась даже пошевелиться. Внутри меня все  заледенело. Я не знала, что делать дальше.

      Медленно она стала удаляться от меня в сторону цистерн. Еще минут шесть я простояла без движения, пока меня не лизнула в руку Зорька. Только тогда я пришла в себя.

      На уроке физики в шестом классе учитель Иван Тимофеевич объяснил,  что я поступила верно. Если бы я побежала от нее, то она бы устремилась за мной, в разреженном при беге воздухе. Возможно, что я бы получила серьезный ожог.

     Обо всех встречах с молнией я не стану рассказывать. Остановлюсь только еще на одной. Это была моя последняя встреча с молнией. После этого страх перед молнией исчез навсегда.

     За  неделю  до дня моего сорокашестилетия одна моя знакомая, Светлана Сюрюновна, уговорила меня поехать с ними в экспедицию переводчицей. Всего с  учеными и обслуживающими работниками нас набралось пятьдесят шесть человек.   Экспедиция проходила строго по утвержденному плану и графику.

     Накануне Дня моего рождения мы остановились на ночлег в живописной долине у подножия невысокой горы. Палатки были установлены. Повара готовили ужин.  Ученые заносили записи в свои тетради.
 
     Я неспешно полезла на вершину горы, чтобы сверху полюбоваться на ее окрестности. Красота была неописуемая. Спускаться вниз не хотелось. Я уселась  на камень и стала наблюдать за розовеющими облаками в лучах заходящего солнца.

     Вдруг на горизонте заклубились черные дождевые тучи и стремительно понеслись к горе. Не мешкая, я отправилась в лагерь. Там уже все поужинали. Я  взяла свою порцию еды и пошла  к палатке.

     Через некоторое время сильный шквалистый ветер налетел на наш лагерь.  Непрерывно сверкали молнии. Оглушительно гремел гром.Порывами ветра и потоками  ливня наши палатки были мгновенно сорваны и разбросаны по всей долине. Все  бегали,спасая свои пожитки.

     Вся мокрая с головы до пят, я сидела на своем сыром, ледяном спальном  мешке и молилась: « Господи, прости меня грешную! Спаси и помилуй нас всех. Огради нас каменной стеной: от сети ловца,от губительной язвы,от грозы и молнии, от шторма-урагана,от ливня, наводнения, от града и других природных и космических катаклизм, от воздействия бесовских сил, яко Твое есть Царство и Сила, и Слава, Отца и Сына и Святого Духа, Аминь".

     "Святый Ангеле-хранителю мой, моли Бога обо мне грешной. Ангеле, молю тя, Святый, от всяких меня бед освободи. Аминь».

      Через несколько минут все стихло. Мы разожгли костер, собрали вещи, поставили снова палатки и сели сушиться у костра…

       Я так благодарна одной старушке, которая научила меня этой молитве. Благодаря молитве, я поверила, что Господь Бог слышит нас и приходит всегда на помощь в трудную минуту.И Ангел-хранитель всегда с нами, надо только обратиться к нему за помощью».

       Уже перед самым отъездом Хелена Францевна показала мне один фокус. Мы только что вернулись с ней в комнату с покупками. Она достала набор ложек, вилок, ножей и дорожный маленький утюг, которые купила в магазине, развернула  их, расстегнула блузу и все это разместила у себя на теле.Все эти вещи прилипли к ней, как к магниту. Она засмеялась и сказала, что это ей подарок от молний остался.

       После этого я решилась и спросила у нее: «Объясните, а зачем Вы по стене ладошкой хлопаете, прежде чем включить или выключить свет в комнате?»

       « Это так я сбрасываю с себя статическое электричество, чтобы лампочки не взрывались. Я даже с людьми боюсь за руку здороваться, чтобы их током от меня не ударило. Многих это пугает, и они смотрят на меня потом с опасением».

       После окончания курсов мы обменялись с Хеленой адресами, обещая писать друг другу. Но работа в школе почти не оставляет учителю свободного времени, и  больше я о ней ничего не слышала.

       Несколько раз я видела ее во сне, улыбающуюся, протягивающую мне на своей ладони небольшую, переливающуюся всеми цветами радуги, шаровую молнию со словами: « Не бойся, возьми ее! Это твое счастье!»

       Обычно после такого сна мне несказанно везло: или премию получала, или в конкурсе выигрывала. А год назад, преодолев страх во сне, я взяла шаровую молнию в свои руки…

       Вы не поверите, но в  этот же день на районном совещании  руководителей  образовательных учреждений я встретила человека, которого полюбила с первого взгляда. И что с того, что нам уже под пятьдесят?! Через два месяца после знакомства, мы поженились и живем счастливо.