Спаси и сохрани нас, Боже!

Евгения Козачок

                «Пока ты молод, чти того, кто немощен и сед,
                Чтоб уважали самого тебя на склоне лет…»
                Аттар Фарид-ад-дин   

Молодость беспечна. Не думается о бедах, болезнях, горе. Всё воспринимается  легко,  естественно. Свобода во всём – в мыслях, поступках, суждениях. О  Боге не думается. Не задумываешься над его ролью в жизни и становлении человека.
 
Вот и я была атеистом, читала лекции труженикам полей и рабочим о том, что Бог – это миф. А в школе нам говорили, что на Пасху в церковь ходить нельзя, исключат из  пионеров. Жила на улице, где  стоит церковь – большая крестьянская хата. Она и сейчас так же  стоит, как стояла 100 лет, а может и больше, назад – потому, что её помнила ещё моя бабушка. И я уже давно бабушка. Стареем. А церковь всё время обновляют, ремонтируют, даже небольшой  «золотой» купол  поставили на обыкновенную  крестьянскую хату. И служат батюшки в ней исправно.

Каждый день ходила  мимо церкви, но ни разу в ней не была. И даже три атеистические юморески написала, которые опубликовали в  районной газете. Вот уж никак не ожидала, что, будучи школьницей,  стану «заядлым» атеистом. Как же мне влетело от бабушек за мои юморески! Десятой дорогой приходилось обходить церковь. Через огороды переходила на соседнюю улицу и шла по ней в школу.

Постепенно стали забывать о моём воинствующем атеизме.  Опубликовали несколько наивных, неумелых стихотворений. Мое «творчество» потекло по иному руслу. А вскоре и совсем иссякло. 

От потока новых обильных эмоций и впечатлений  в студенческие годы  «ручеек»   приобрёл новую жизненную силу, которая и проявилась в написании сценариев КВН. Экспромты сыпались как из рога изобилия.

И снова всё куда-то ушло,  не оставив следа.  Газеты со стишками и юморесками при переезде потерялись. Правду говорят, что «один переезд двух пожаров стоит». И только один неумелый стишок  из детства остался в закромах памяти:
…Снежок пушистый падает,
На ветки, на дорожки,
И малышей он радует
Хоть и помёрзли ножки.
И носик больно щипит,
И все так раскраснелись,
Набегались, напрыгались
Даже снежка наелись….
и т.д.

Мои внуки сейчас старше моего возраста, когда я написала его и которое они знают наизусть. А я долгие годы и строчки не писала ни в стихах, ни в прозе.
И только через 45 лет,  проснувшись в два часа ночи, вдруг написала
воспоминания о нашем любимом  собаке колли.

Теперь, на склоне лет, желание поделиться тем, что сейчас  волнует  душу и как я воспринимаю окружающий  мир – не оставляет меня ни на день уже третий год…

Жизнь идёт своим чередом.  Уже не раз изменялось моё мировоззрение. В студенческие годы атеистическая литература уступила место Ф. Бэкону,  Юм  Дэвиду, Флоренскому П. А… Читала О. Хайяма,  Эмерсона Ральфа Уолдо*…
Многое не понимала. Да и сейчас не все  философские толкования и воззрения  доступны моему разуму. Но в  сопоставлении атеизм или Бог  чаша весов перевесила – Бог.  Я не стала верующим человеком.  Но в тяжёлую ночь, когда моему младшему сыну делали в течение пяти часов сложнейшую четвёртую операцию –  молилась, не останавливаясь  ни на минуту, всю долгую-предолгую ночь. И эти молитвы остались в памяти без какого-либо заучивания. Они просто не ушли  из головы и сердца. Сыночек  жив благодаря профессиональным врачам и, как я думаю, чувствую, не без помощи Святых.

Позже  появилось несколько рассказов, в которых есть молитвы, что помогли героям в исцелении их души или  недуга.

Что такое старость? Недуг тела или боль души? Но не хотелось  бы думать, что старость – тиран, который под страхом смерти запрещает нам все наслаждения юности, как писал Ф. де Ларошфуко. Какие там наслаждения! Быть бы живу, да подольше, чтобы увидеть взрослыми внуков, а потом и их детей…

Только в старости узнаёшь, что «надо было хорошо жить». В юности  это даже не приходит на ум. Да и в зрелом возрасте редко, к сожалению, такая мысль посещает нас.  Вот и получается, что в старости  воспоминание о добром поступке, о ласковом отношении, о детстве, юности, молодости – единственный  «светлый гость»  в душу.  Этот фундамент добра, непосредственности, открытости и стремление помочь  хоть в чём-то людям  - даёт силы старости.

И чтобы сохранить в себе все приобретения жизни, обращаюсь к тебе Господь: «Господи, ты знаешь лучше меня, что я старый человек. Удержи меня от рокового обыкновения думать, что я обязана по любому поводу что-то сказать. Спаси меня от стремления вмешиваться в дела каждого, чтобы что-то улучшить.

Пусть я  буду размышляющей, но не занудой.  Полезной,  но не деспотом. Обереги меня от соблазна детально  излагать бесконечные подробности. Дай мне крылья, чтобы я в немощи достигала цели. Опечатай мои уста, если я хочу повести речь о болезнях.
Их становится всё больше, а удовольствия рассказывать о них – всё слаще.
Не осмеливаюсь просить тебя улучшить мою память, но преумножь моё человеколюбие. Усмири мою самоуверенность, когда случится моей памятливости столкнуться с памятью других.
Об одном прошу, Господи, не щади меня, когда у тебя будут случаи преподать мне блистательный урок, доказав, что  и я могу ошибаться…
Если я умела бывать равнодушной, сбереги во мне эту способность.
Право, я не собираюсь превращаться в святую: иные у них невыносимы в близком общении. Однако и люди кислого нрава – вершинные творения самого дьявола.
Научи меня открывать хорошее тем, где его ждут, и распознавать неожиданные таланты в других людях…»

«Жизнь – великое благо.  И пока есть жизнь, живёт надежда. Помоги нам,  Господи, не потерять эту надежду», так молилась я Богу, думая о своей старости и вспоминая  детство, в котором не было войны, и у людей были к Богу другие молитвы. Теперь же люди просят у Бога  мира на нашей многострадальной Земле.  И у каждого своя молитва, выстраданная сердцем, болью души, оплаканная слезами.
 
      МОЯ МОЛИТВА
Спаси и сохрани нас, Боже!
Ведь и тебе больно тоже,
Когда видишь смерть и кровь.
Так прояви свою любовь
к тем,  кого создал.
Чтобы ЧЕЛОВЕК  не страдал,
Покарай, Боже, тех,
Кто на себя взял грех
всем миром вершить –
Кого помиловать, кого убить,
Не обращая внимания на слёзы матерей,
Оплакивающих своих детей,
За разрушенные города
И какая у  нас беда
От войн, что ОНИ начинают,
А мирные люди страдают…

Так больше жить негоже.
Спаси и сохрани нас, БОЖЕ!