О любви и о дружбе

Елена Анатольевна Золотухина
Умер когда-то очень близкий для меня человек. Он был не ангел, плохое и хорошее сплеталось в нем в сложный рисунок, в котором я так и не смогла разобраться. Но он был талантлив и светел. Теперь остается лишь помнить...

Пишу для себя. Кто прочтет - не судите строго. Такой уж получился кирпич. Пять с лишним лет жизни.


Мы познакомились в санатории Амра, в абхазском городе Гагра. Октябрь, самый конец сезона. Контингент соответствующий: от 70 и выше. И еще мы. В столовой оказались за одним столом. Море, пальмы, огромные звезды и курортная "расслабуха". Казалось бы, продолжение очевидно. Но нет, у меня в тот момент был курортный роман - тоже история непростая, неоднозначная - и реагировать на кого-то еще не могла. Он пытался ухаживать. Мы пили коньяк на балконе с видом на море, ходили в Гагрипш, просто гуляли и разговаривали. А потом он уехал, раньше на несколько дней. И сразу стало пусто и грустно. Не смотря на наличие рядом "объекта".

Возвращение из сказки в реальность - сложный процесс. В состоянии "хоть бы удавиться" включаю компьютер, а в скайпе приветствие и вопрос, как доехала. Пообщались, отлегло. Разговоры вошли в привычку. Он был женат на любимой тогда еще женщине. Но все не клеилось и шло к разрыву. Я же страдала по своему мужчине, с которым рассталась предположительно навсегда. Так и плакались друг другу в жилетку. Параллельно обсуждая и другие вопросы.

Виртуальная дружба обратилась в реальную 12 апреля. Он ушел от жены, снял квартиру, обустроился в ней. Почему не виделись раньше? Москва - город непростой. Он занят, я занята. И живем на разных концах. Но в этот день он приложил все усилия, чтобы заполучить меня в гости. Наплел с три короба: и пожар у него там, и трупы, и вообще полный кошмар. Не то чтобы поверила, но кто его знает - вдруг реально нужна поддержка. Приезжаю - там идеальный порядок, стол с абхазским вином и свечи. Опять-таки, вроде все очевидно. И опять-таки нет. Проболтали до утра, не заметив. А утром мне на работу. На том и расстались.

В конце мая я собиралась в Абхазию. Пообещала быть там именно в мае. А раз обещала - то слово держу. Хоть смысла уже в этом нет. Накануне отъезда он приехал меня проводить. Посидели, выпили, поболтали. Подарил мне странную ленточку с какими-то иероглифами и попросил привязать ее там, где мне будет лучше всего. Что это и для чего - не ответил. Прямое послание богу, сказал. Ну богу, так богу. Привязала ее на сосну на своем диком пляже, где мне всегда хорошо. Привязала днем. Вечером пошла прогуляться - а ленточки нет. А ведь снять ее было не просто. Поудивлялась, забыла. Утром почувствовала непреодолимое желание посетить гагринский рынок. Выхожу к маршруткам и сажусь в ту, что до Псоу (граница). Обычно ее пропускаю, они идут набитые людьми и вещами. И вылезать через все через это... А тут вот села. И на Пицундском повороте входит мой прошлогодний субъект. Место одно, рядом со мной. Долго молча смотрели друг на друга. Заговорили. И - продолжение истории. Когда вышла на пляж в следующий раз, ленточка была на месте. Что это было? Автор "послания к богу" объяснил это так: бог прочитал и вернул обратно. А изложена там была просьба сделать для меня то, что мне надо больше всего. Вот такая история.

Вернулась. Абхазский любимый ждал меня в октябре. (На самом деле он тоже москвич, неожиданно оставшийся жить в Гагре. Умею я выбирать.) Продолжаем дружить виртуально, я даже уговариваю друга попробовать наладить отношения с женой. Он пробовал. Но, видимо, вернуть что-то было уже невозможно. У нее были проблемы, в результате которых мой друг остался без денег вообще. Сдал квартиру владельцу и переехал к коллеге - молоденькой девочке, влюбленной в него. Живописал мне их совместное бытие, намекал, пытался вызвать ревность, наверное. А у меня ее не возникло, наоборот, я радовалась за него и за них. А на самом деле ничего там и не было. Просто жили в одной квартире. Потом не сошлись во мнениях по вопросу его общения с другими дамами, и он вернулся в квартиру родителей.

Это было не айс. Формально квартира трехкомнатная, но его бывшую комнату объединили с очень маленькой кухней. Образовалась кухня-столовая. В которой для него был диван. Чисто так, переночевать. А на другое тогда не было денег. Но это было намного ближе ко мне, и он стал заезжать регулярно. Лето-2010 помнят многие, удушающая жара и дым от пожаров. В нашем районе по вечерам все собирались у речки, где легче дышалось. Так же и мы. Я кормила его и мы шли загорать. Иногда до 2, иногда до 4 часов ночи. Смотрели на звезды, пили вино и беседовали о вечном. Потом я провожала его на маршрутку или такси и шла спать. Я работала дома, но в 10 часов должна была быть все же в форме. Интернет-магазин, заказы, админки, поставщики, клиенты... Дурдом. Но справлялась.

Его супруга жила как раз между нами. Собираясь на гастроли на месяц, она доверила ему собаку, их общую в прошлом. Вместе с квартирой. Он переехал туда, ко мне стало ближе. Видеться стали уже каждый день. Сначала с ним и с собакой, потом только с ним - собака переехала на дачу к родителям. Супруга после гастролей уехала отдыхать, все продолжалось по-прежнему.

До определенного момента. Дружеские отношения перешли-таки в иные. Быть может, напрасно. Но так получилось. Когда я потом уже спрашивала - почему не раньше, он отвечал: "Раньше быть не могло. Я ж сразу понял тебя. Ну предложил бы я тебе еще в Гагре проследовать под пальмы. И бежал бы потом аж до самой абхазской границы". А тут решил, что я очень пьяна (что было не правда), и что бить слишком больно не буду. Боялся меня.

Опасалась, что дружбе нашей конец. Он для меня был уже очень близким, родным человеком. Но - нет, все было по-прежнему. С небольшим дополнением. Приятным для нас обоих. Если бы удалось удержаться на этой отметке... Теперь понимаю, что дружба и секс - понятия не совместимые. Если бы знать тогда. А это все еще была дружба.

Предыдущий кавалер опять начал звонить, интересоваться, когда я приеду. А приехать я должна была в октябре. По телефону не говорила о переменах, думала, это надо в живую, глядя в глаза. Друг это все слышал, делал вид, что ему все равно. И вдруг неожиданно тоже собрался. На три дня, причем на день раньше меня. Денег не было вообще, но умудрился достать билеты на тогдашний дискаунтер, Авианову, всего лишь за 200 руб. или что-то около того. День предполагал провести с друзьями, а потом уж со мной.

Ситуация напрягала. Как я там с ними с двумя... А оба были для меня равнозначны, кого не брось - одинаково больно. Разрулилось. Правильно или нет - трудно сказать. Считала тогда, что все правильно.

Меня по прилету встречал трансфер, его мы должны были подобрать по дороге. Но все сразу пошло через ж... Ждали следующий рейс, который опаздывал. Отзвонилась, сказала. Прошел час - набираю еще. Телефон заблокирован. Догадался набрать сам, с телефона друзей. Банально кончились деньги. Отъехали от аэропорта часа через три. Дождь, холод, граница, баулы, толпа... Предупредила водителя, согласился, но с условием "очень быстро", надо встречать следующую группу. Подъезжаем - в условленном месте никого. А ведь предупредила за 15 минут. Водитель в истерике. Прошу 5 минут. Вбегаю на территорию Амры (встреча была назначена там) - сидят, голубчики, коньяк попивают. Налетела как фурия. Быстро, бегом... Друзья успокаивают, а этот лишь улыбается и пытается втащить в газель огромную палку - "это мой посох". С трудом удержалась от смертоубийства. Приехали. Посадила его в уголок, а он лезет к администратору, общения хочет. Оформились кое-как. Подхожу к трансферисту, оплатить внеплановый "груз". Он смотрит на меня так с сочувствием - "дорогая, лучше выпей потом за мое здоровье". (Подтекст: "Тебе и так в этой жизни досталось"). Входим в номер, от меня летят искры. Достаю купленный на границе коньяк, он мне открывает, залпом полбутылки... Предложение: может, на пляж? На пляж - так на пляж.

И - два дня абсолютного счастья. Душа в душу. Никаких разногласий, даже по мелочам. Два идеальных дня. Которые быстро закончились. Рано утром  провожаю его на трансфер. Предыдущий кавалер звонил много раз. Не отвечала, ведь мы не разлучались ни на минуту. Оба понимали, кто звонит и зачем. Не обсуждали. Позвонила после отъезда, объясняться-то надо. Для меня все было ясно, оставалось лишь расставить все точки над ё. Ситуацию обрисовала по телефону, встретиться согласилась. Ведь мы ж не враги. В ожидании назначенного часа пошла прогуляться по берегу. И - шторм, волны перебивают пляж. Еле вернулась, вся мокрая, в ветках и листьях. Краше и не придумать. В кафе в таком виде не пустят. Поднялись в номер. Быстро переоделась. Посидели, поговорили, попили вина. Очень хорошо попрощались, по-дружески. Пора уходить. А тут  - гром и молния, проливной дождь и гроза. Ехать не близко. Предложила переночевать у меня, благо кровати не рядом. Ну и ... свершилось. Попрощались еще раз. Оба понимали, что это конец. Но так уж вышло.

Вернулась домой. Встретились на следующий день. Все рассказала. Вроде бы понял и даже знал, что так будет. И не обижается. Но через пару дней выложил опус, в котором обманутый муж много раз и не к месту был назван Сергей. Как мой предыдущий любимый мужчина. Очень не добрый был опус. Проехали. Жизнь идет своим чередом. Эдакий гостевой брак. Что-то происходит - решаем и обсуждаем все вместе. А проблем-то не мало, в основном, как всегда, материальных. Попытка жить с женой в одной квартире. Не получилось соседства, уехал. Жил то тут, то там. У меня не реально - коммунальный бомжатник с неадекватными злобными родственничками. Загрустил, стал уезжать на Московское море с друзьями. Чем помочь? - найди мне какую-нибудь комнату. Нашла. У моей подруги, недалеко от меня. Договорилась на месяц, чтобы было время определиться. Но получилось почти до конца. Т.е. до марта и до отъезда в Таиланд.  И до нашего расставания.

А пока - живем рядом, видимся почти каждый день. Жизнь вроде налаживается. Из корреспондентов заделался вдруг редактором, уважение, да и деньги. Впереди 40-й день рождения. Период сложный для каждого мужчины. Нервничал, делал глупости. Терпела и прощала. Принимала любого - пьяного, побитого. Ругалась, но принимала. Наверное, я была тогда счастлива с ним. На день рождения решил уехать на море - ради бога. Хотел, чтобы и я с ним. Но у меня не было паспорта, уехал один. В Египет, Марса-алам. И вляпался там в историю с продолжением... Не поздравил с новым годом, обиделась и решила: на этом все. Вдруг СМС: "Я в бегах. Положи мне денег на телефон". Положила, нашла координаты консульства, посольства, пообщалась с турфирмой. Помогла чем смогла. Выкрутился. Вернулся. Загорелый, побитый, но гордый собой.

И с гашишем, за что чуть не был спущен с лестницы. Он был наркоман. Героиновый. Завязавший на момент знакомства. В процессе были грибочки, еще какая-то дрянь. Но все легкое. Был руган и даже бит. Убеждал, что это так, ерунда. Почти поверила. Наверное, зря. В общем, пережили и это.

Начались неприятности. На работе реорганизация, из газеты ушел. Да и подруга настойчиво просила освободить, наконец, помещение. Успели и с ней во мнениях не сойтись. Остался пиар, как он это называл, жить более-менее можно. Переехал к родителям, на диван на кухне. Все равно ненадолго - друг звал в гости в Таиланд, как раз до мая или июня. А там мама на дачу и будет попроще.

Приехал прощаться. Ночевать не остался - родители ждут. Вижу что врет, и прямо в глаза. И так убедительно, что даже прониклась. "Какие наркотики, да как ты могла только такое подумать..." Подумалось верно. Кто его ждал там - не знаю. Но не родители точно.

Уезжал вместе с девушкой друга. Пока ехал в экспрессе, болтали по телефону. Обсуждали планы на лето и многое, многое... Пару дней ни слуху, ни духу. Потом отписался - валяется в ломке, наширялся на дорожку. Перед выходом и прямо в аэропорту. Дабы не пропадало, с собой не рискнул - там собачки. Еле выжил. Началась "тюремная лирика". Видел парочку, идущую за ручку по краю прибоя. Это могли бы быть мы. Если бы ты не была такой стервой. Разругались конкретно. Но ничего думала, вернется - поговорим. В середине мая читаю в его креативе "Я не отдыхаю, я здесь живу". На этом, собственно, все.

Могла бы поехать? Могла. Если бы у меня был тогда паспорт, который появился лишь в конце апреля, т.е. через месяц. Ну и наркотики. Или скорее вранье. Не могла больше верить.

Боль была сокрушительной. Я не жила тогда, да еще год, пожалуй. Что-то делала, куда-то ходила. Как зомби. Никогда до, и, наверное, никогда уже после. Не так даже сейчас. Видимо, все, что могло, отболело и умерло в ту весну.

Виртуальное общение между тем наладилось. Будем дружить - почему бы и нет. Ведь с этого все начиналось. Вот только про МЖ речь более не идет. Умерла - так умерла. Ладно, теперь кто сам придет - тот и будет со мной жить. Пусть будет так.

Пытались дружить и общаться. Иногда как когда-то, иногда - слепо-глухо-немой. Оскорбляли друг друга. Выбешивал даже до рифмоплетства. Злобные, гнусные каверы. Не чтобы обидеть - чтобы задумался. Увы, не сработало. Приезжал - виделись. Привозили отовсюду друг другу подарки. Все равно оставался близким мне человеком. До конца.

Расстались 4 месяца назад, в ноябре, на полуслове. Собиралась к нему в гости на выходные. Дома был полный кошмар, продышаться. И вдруг его понесло... Патриоты, Россия, быдло, вы все идиоты и т.д. Полный неадекват, стена. Поняла, что общаюсь с "розовым слоном", т.е товарищ под кайфом. Так кто держит - езжай туда, где не быдло. Более не общались. Только разок и по делу. Официально и сухо.

И вот он умер. Кем он был для меня? Другом, любимым... Пожалуй, всем сразу. Хорошим или плохим? Однозначно не скажешь. Но есть один признак - по плохим не плачут. И не вспоминают хорошее, светлое. Коего было не мало. Это и буду помнить.


П.С. Привожу стих, написанный им на мой первый совместный ДР.

С днем рождения, Солнце!

Удивительно, но вовсе не странно:
В скором поезде трясясь по Вселенной,
Вдруг припомнил о курортных романах,
Об Абхазии, Мамзишхе и Лене.

Мы с тобой, считай, почти не знакомы:
Не катались по Китаю на рикше,
Черепаший суп не кушали дома,
Только рюмочку подняли в Гагрипше.

И романчик наш закончился вскоре –
На романчики шустры только кошки,
А мы лишь прыгали в соленое море
Да на солнечной плескались дорожке.

Страсти не было под звездами пылкой,
Не случилось и разлуки-печали…
Но сберег я наше солнце в бутылке -
Чтоб в Москве оно светило ночами.

И пускай нас сторожит невезенье,
А везенье затеряется где-то,
Но весной бывает твой день рожденья,
А за ним приходит теплое лето.

Дикий север наш снегами закован,
Но и снег когда-то все же растает,
И уверен, что мы встретимся снова
Там, где пальмы нам махали хвостами!

Апрель, 2015