Зачем нужны люди

Александр Ведров
- Деда, а зачем на земле люди нужны? - задала  шестилетняя внучка Лиза вопрос, который не каждому взрослому придет в голову.
- Этого никто не знает, - не нашел я другого ответа.
- Может быть, для того, чтобы природе было веселее? - высказала маленькая мыслительница предположение, над которым, вероятно, уже не раз задумывалась.
- Навряд ли, ведь люди наоборот губят природу.
- Тогда не знаю, зачем люди нужны, - задумчиво произнесла девчушка, оставшись одна с мучившим ее вопросом.

Затронутая внучкой тема вновь потребовала от меня размышлений, когда я принялся за повесть "Три судьбы, или трилогия о детстве". Но для начала представляется любопытным затронуть проблему отцов и детей, сводимую в литературе  в основном к отношениям между ближайшими поколениями рода, тогда как роль прародителей (дедов), которые в силу повышенной с возрастом сентиментальности и уравновешенности проявляют более трогательные и терпимые чувства к ребятишкам, чем их молодые родители, незаслуженно принижается. А ведь молодая поросль нуждается в каждом из этих поколений, воспринимая от них как строгую родительскую опеку, так и ласковую дедовскую мудрость.

Прадеды уже не вписываются в активную деятельную сферу семьи, они вытесняются из занимаемой прежде ниши своим последователями, то есть - собственными детьми. К тому же, степень их кровного родства с правнуками катастрофически падает до минимальной отметки в одну восьмую часть, когда можно говорить, что это поколение растворилось и живет в пришедших ему на смену. Удел прадедов – любование всходами осуществленного посева и подведение итогов пройденного пути, когда все остается в прошлом.

Семейный род триедин и в своих формах существования отражает природой сформированный баланс материальных и духовных взаимосвязей между младшим, средним и старшим поколениями. Как-то Полина задала мне, своему деду, вполне резонный вопрос: «А у тебя есть мама?». И внимательно смотрела на меня в ожидании ответа, пытаясь заглянуть вглубь родословной.

 - Мама и папа купили меня в магазине, когда я была совсем маленькой, - высказала Полина истину, известную всем детям. Однако она внесла в нее существенное уточнение: «Они торопились, чтобы меня не забрали другие родители». Значит, по ее убеждению, маме и папе нужна была именно эта, а не другая девочка. Каким-то неведомым чутьем она уловила, что ее отношения с родителями сложились далеко не случайным образом.

Горький парадокс жизни состоит в том, что человек, получивший от родителей право на существование, призван со временем нести тяготы содержания и ухода за стариками, но такой платой за подаренную жизнь не обязаны внуки своим прародителям. Поэтому отношения между ними заведомо не омрачаются неприглядной стороной действительности, оставаясь чистыми и бескорыстными.

… Мы выезжали из Листвянки, благословенного поселенья в устье Ангары, в предгрозовую пору, когда мрачные, готовые разразиться ливнем тучи низко нависли над потемневшим  Байкалом. «Смотрите, какое тяжелое небо», - произнесла Полинка, обращая наше внимание на развернувшуюся тревожную картину.

Да, тяжелое небо довлеет над нами, подвергая жесткому воздействию обитателей поднебесья независимо от того, бушует ли во громе и молниях его необузданная стихия, иль в лучезарной голубизне небосклона сквозь ветхие лохмотья озоновых слоев беспрепятственно льются на грешную землю губительные ультрафиолетовые  излучения.

В отношениях человека с природой происходят сложные метаморфозы на протяжении его истории и по мере развития производительных сил. Многие тысячелетия человек подчинялся природе, будучи не в состоянии нарушить  баланс естественных природных явлений, и сохранял породившие его условия обитания на земле. Овладев колоссальными научно-техническими средствами, человек выделил себя из природы и за одно-два столетия неузнаваемо преобразил облик обжитого спутника ближайшего небесного светила.

Опасность нарастающих техногенных и последующих природных катаклизмов стала настолько очевидной, что наиболее дальновидные биологические носители высшего разума забили тревогу, ратуя за охрану окружающей среды. Но парадокс состоит в том, что Природа ни в какой защите не нуждается. Любая деятельность человека, разрушительная или созидательная, к сохранению природы, а точнее -  материи, никакого отношения не имеет. Материя вечна и подчиняется только явлениям Вселенского масштаба. Человеку следует охранять не Природу, а себя, алчного и неразумного, свихнувшегося от полученных средств уничтожения и отравления биологической и органической среды, иначе он будет сметен ответными ударами с поверхности прекраснейшей из планет. Освободившись от назойливого человека, Планета легко восстановит первозданную живую природу. Кстати, этот очистительный процесс уже начался.

Какова миссия Человека на земле? Философия затрудняется дать ответ на этот простой вопрос. Версию о том, что смысл существования человек видит в получении удовольствия от жизни, как физического, так и духовного, трудно опровергнуть. Устремленность индивида к потребительству и удовольствиям противопоставляет его обществу, тогда как только в балансе общественных и частных интересов возможно организовать разумную хозяйственную деятельность и рациональное использование природных ресурсов для развития цивилизации не только сегодня, но и  в перспективе.  Такова диалектика отношений между человеком, обществом и природой.

Общепризнано, что природа – это Мать человека. Она вкладывает в дитя свои питательные компоненты для непрерывного обновления клеток его организма. Натуральная пища, чистая вода и воздух – первейшие условия жизни.
- Ласковая вода, - говорила Полинка во время купания.
- Почему?
- Вода обнимает нежно и никогда не давит.

Вполне очевидна и Прародительница человека, как и всего живого, - космическая вечная материя (матерь), способная при благоприятных условиях к превращению в жизнерождающую среду. Такие условия миллионы лет назад образовались на Земле.

Но что же записано в паспорте человека об Отце? Запись неразборчива. Отец, как это нередко случается, находится в отдалении, вынуждая свою спутницу давать круги вокруг себя, однако платит покинутому семейству щедрые алименты в виде живительных световых потоков. Конечно, честь отцовства рода человеческого принадлежит неотразимому красавцу Солнцу. Его роль здесь та же самая, что и в каждой человеческой семье, - оплодотворение спутницы и обеспечение семьи средствами существования.

Далее отцовская родословная ветвь теряется в бесконечных космических просторах, оставляя за собой едва заметные следы. Попытаемся их восстановить. Идеалисты разного толка убеждены в существовании единого Духа, либо – всемирного Творца. Тогда мнимый Прародитель установлен – это вечный космический скиталец, Демон вселенной, отражаемый в человеческом сознании. Вот оно и проявилось  - единение Отца, Сына и Святого Духа.

Итак, человек по своей родословной возносится к мировому порядку, к постижению тайн мироздания, в чем и состоит его предназначение. В человеке оказались воссоединенными два диалектически противоположные начала  - материальное (плоть) и духовное (сознание), что предопределяет его высокую миссию. По Гегелю, абсолютная идея обретает сознание в человеке, тогда как вне его и до человека она – внутренне закономерная необходимость.

Задача постижения этой необходимости и возложена на человека, который поднимается к ней по ступеням на протяжении всей сознательной жизни от раннего детства и до смертного одра – от разумного индивидуума к коллективному разуму цивилизации и далее – к непостижимой абсолютной идее мира.

Абсолютная идея настолько же непостижима, насколько бесконечна материя, объемлемая ею. Человеческой мысли дано находиться  в вечном поиске истины, а потому не удается составить формулу, объясняющую предназначение человека в масштабе вселенной.

Мы – вечные искатели истины.