Человек - живое произведение искусства. Гегель

Борис Роланд
               
               
       С первых дней жизни человек попадает в мир предметов, красок, событий. Еще не научившись говорить, он определенным образом выражает свое отношение: плачет или смеется, просит или отталкивает – но не остается равнодушным. Постепенно в его памяти складываются впечатления, и он все сознательней выделяет захватившие его образы мира, а не цветовые раздражители, не перемещение лиц и их бессмысленные гримасы, а гнев или радость – действия как движение жизни. Происходит воспитание и становление целостных чувств человека.
Детство – это поиск красоты и добра.
Взрослый человек дорожит воспоминаниями детства, если они приятно будоражат его память. Но почему-то многие из них не замечают, что их дети живут и проявляют свое отношение к жизни, которое выражается в их играх, воображении, рисунках – это их личное отражение действительности.
Отчего люди становятся такими разными? Одни всю жизнь фантазируют, путешествуют в мире, творчески трудятся, понимают других людей и умеют бескорыстно придти на помощь, становясь от этого духовно богаче и сильней, а другие уходят в мир мещанских наслаждений – для них за личным благосостоянием не существует Вселенной.
А ведь каждого из нас с рождения учат, что надо жить по законам Добра и Красоты. Знания эти не даются в генетическом коде наследственности, хотя в каждом человеке есть интуитивное чувствование прекрасного. Цвет, форма, линия, запах, движение – человек инстинктивно различает их и подходит к ним избирательно в силу своей врожденной психической организации. Дальше он получает свои жизненные уроки в зависимости от той обстановки, в которой ему выпало жить, осваивая условия окружающего мира: родители, уровень их воспитания, профессии, социальные условия, природа вокруг – все это накладывает свои неизгладимые отпечатки на развитие его личности. Оценка при этом дается всегда на все одна: «хорошо – плохо». А вот почему хорошо или плохо – с объяснением этого ребенку и начинается его сознательное отношение к жизни, ее понимание. Незнание этих законов, полузнание, не позволяют человеку относится к действительности так, как этого, казалось бы, хочет его душа.   
Почему-то среди многих родителей стало бесспорным убеждением, что, как только ребенок переступил порог школы, воспитанием всецело должна заниматься она. В связи с этим укореняется в их сознании парадоксальное противоречие: они хотят видеть их умными, воспитанными, эстетически образованными, но решение этого главного вопроса в жизни они, с полным основанием своей веры, перекладывают на плечи школы, оставляя за собой лишь одну сторону ответственности: материальную обеспеченность ребенка. Философия здесь по-мещански проста: «Мы жили в бедности – оттого так сложилась наша жизнь». Они отмечают не знание, культурное развитие своего ребенка, а атрибуты материального быта. Есть еще немало родителей, которые появляются в школе не тогда, когда их вызывает классный руководитель, волнуясь за своего ученика, который плохо учится, бедность его духовной жизни, равнодушие к людям, а когда у их ребенка пропала шапка или в мальчишеских потасовка было порвано пальто. Возмущенные, они обвиняют школу в запущенности воспитательного процесса. Истинный педагог покорно и благородно взваливает и этот «грех» на себя, он не снимает с себя ответственности за все, что случается с его учеником, где бы это не произошло: в семье, в школе, на улице, в другом городе.
А ведь до школы – семь лет! - изначальное место жизни и воспитания семья -  самый главный период в становлении человека. «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до пятилетнего страшное расстояние», - прозорливо определил гений Толстой всю протяженность нашей жизни.      
  Жизнь вселенной движется по своим объективным законам. Человеком становится тот, кто не просто это осознает, но и сам преобразует свою личную жизнь по тем житейским и научным знаниям, которые вырабатывает человечество за всю свою многострадальную историю развития по дороге цивилизации нашего мира. Ребенок смотрит, чувствует и осознает – всем этим богатством его щедро наделила природа. Идет процесс осознания увиденного, он и составляет первооснову духовного развития. Понять и проникнуться этим, чтобы не упустить формирующийся духовный мир ребенка, в этом истинный смысл разумной жизни.
«Когда мне надо начинать воспитывать свое дитя?» - спросила молодая мать у мудреца. «Сколько ему?» спросил мудрец. «Два месяца». – «Ты опоздала ровно на два месяца», - ответил мудрец. Так гласит известная притча.
А вот как нередко происходит в жизни. Из разговора двух трехлеток в детском саду. Девочка: «Мой папа вчера опять пьяный пришел». Мальчик: «Какой?» Девочка: «Ну, пьяный же». Мальчик: «Какой, какой?» Девочка: «Да пьяный же – это когда он страшный бывает…» Помнит ли отец, как устроил скандал в семье, как отшвырнул ногой домик из кубиков, построенный дочкой? Заметил ли он ее прослезившиеся испуганные глаза? Осознал ли ее взгляд? А дочь увидела и запомнила. И вот пока еще, бессознательно и откровенно, не оценивает, а просто рассказывает о своей трагедии в жизни.
У испорченного автобуса возится шофер. Подбегает к нему малыш лет пяти, хочет помочь, подает разводной ключ – тот благодарно улыбается ему. А мать хватает сына за руку и кричит: «Не трогай! Выпачкаешься!» Она тащит его за собой, малыш плачет и упирается, отталкивает ее и убегает. Успела ли она увидеть в глазах сына горечь и понять его? Сын еще не осознал, что произошло, но чувства к матери насторожились.
Подобное происходит, к сожалению, еще часто в нашей жизни. А сколько таких, на первый взгляд маленьких событий, случается в жизни ребенка ежедневно! Непонимание родителями своих действий превращаются в проступки перед своими родными детьми. Маленький человек еще не вступил в общественную жизнь, но каждая семья – ячейка общества, и ребенок всем своим раскрывающимся миром втягивается в ее атмосферу. И затем эта система отношений в семье автоматически переносится на весь мир, в котором каждый из нас уже не просто наблюдатель или жертва, но и равноправный участник всего, что происходит в нем. Вместе с нравственным, духовным, миром человека формируется его отношение к действительности: его вкус, привязанности, понятия о красивом и безобразном, ложным и истинным – складывается весь уровень его  интеллекта.  Процесс этот неразрывен.   
Задача эстетического воспитания научить человека видению красоты и самому жить по ее законам. Первым помощником в этом нам служит искусство. Оно в концентрированном виде содержит в себе все категории действительности между добром и злом, эффективно воспитывает культуру чувств и мысли – помогает избрать идеал и строить свою жизнь, согласуясь с ним. Идеал, созданный в художественном произведении, вбирает все то, лучшее, что создано человечеством на протяжении его истории – он обобщает. И всегда в какой-то степени остается недосягаемым, позволяя стремится к нему вечно – есть простор для развития и усовершенствования личности.
«Семена мировой культуры, - сказал Ромен Роллан, - с самого начала обучения должны быть посеяны в среде детей. Я считаю необходимым, чтобы в программу образования входил курс истории мировой мысли, науки и искусства».
Из- за пренебрежительного отношения к эстетическому воспитанию, как в семье так и в школе, сложилось ошибочное мнение, что настоящее искусство может быть понято человеком чуть ли ни инстинктивно: посмотрел, услышал – и все сразу стало ясно. Ведь оно, мол, влияет на чувства – а у человека их предостаточно. А если картина или музыкальное произведение не воспринимается человеком – в этом виноват их творец. История богата печальными примерами, когда искусство великих мастеров отрицалось не только широкой публикой, но и их признанными теоретиками.
Воспитание художественного вкуса не менее сложная задача, чем обучение высшей математики. Это самостоятельная наука со своими особыми законами. Все школьные предметы обучения имеют немаловажное значение в образовании и воспитании личности, но если каждый из них есть развитие человека в одном практическом направлении, то эстетика воспитывает главное – душу. Писатель Гаршин, чье сердце болью отзывалось на беду человека, сказал: «Часто один художественный образ влагает в нашу душу более, чем добытое многими годами жизни. Мы осознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «Я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приближает нас мощная рука творчества».
Тут важно акцентировать внимание на главном. Многие еще смотрят на эстетику, как на искусство  «красиво» развлекаться. Мол, с усовершенствованием орудия труда, у человека становится все больше свободного времени – и он должен уметь красиво его использовать. Это ложная посылка. Эстетика и получила свое название именно от термина, обозначающего способность человека к чувственному восприятию. Она формирует образ жизни и, в первую очередь, духовное развитие человека, его мысли и поступки. Все, что окружает человека, все, с чем он имеет дело – прямо или косвенно является субстанцией эстетики. Если мы не будем именно с таких позиций подходить к интересующему нас вопросу, то может получится и такое: с одной стороны умение «красиво» говорить и проводить свободное время и окружать себя прекрасными вещами и произведениям искусства, а с другой стороны невоспитанность, хамство, деспотизм. Еще недалеко то время, которое показало всему миру к чему может привести целые народы хищническая сущность фашизма, истребляющая людей под торжественные звуки музыки Бетховена и Моцарта. Сам фюрер – этот незадачливый художник – грабил музеи и сваливал в свои закрома лучшие произведения великих художников, картины которых несли в свет идеи Красоты, Добра и Любви.
Не каждому от природы дано стать творцом произведений искусства, но быть зрителем, его соучастником, уметь видеть и понимать может научиться каждый. Это трудный и долгий путь развития: надо всей своей жаждущей душой проникнуть в творение художника, понять его особенность и глубокий смысл. А это требует от зрителя большого напряжения духовных сил, мысли, фантазии – происходит драгоценнейший процесс постижения, который обогащает ум и душу человека, делает его глубже и утонченней. Ради этого и существует художественное творчество. Искусство быть зрителем – великое искусство.
Как часто приходится видеть такую картину в музее: люди группами приходят, слушают экскурсовода, но вскоре разбегаются по залу и, «галопом по Европе», обегают все залы его, спеша увидеть, как можно больше, не вдумываясь, что всей своей открытой душой пытался отразить художник в своей картине. Потом в разговоре бросают развязно о картине, которой восхитился их собеседник: «Мазня какая-то!» А часто это картина выдающегося художника, чье имя уже не одно столетие властвует над умами человечества, облагораживая их души.               
Часто ли мы задумываемся над тем, что художник, прежде чем изобразить то или иное явление, долго и мучительно изучает нашу с вами жизнь, ищет главное в ней, образы и детали, продумывает композицию, которая является органическим отражением нашей действительности – и этому посвящает всего себя.
Павел Федотов, готовясь к работе над картиной «Сватовство майора», пустился в многоверстное путешествие по столице, ее переулкам и дворам. Под разными предлогами он стучался в купеческие дома, беседовал с хозяином, а сам внимательным взглядом окидывал содержание их, все, что могло пригодиться в его работе – так возникла «декорация» картины – комнаты, которую теперь знает весь мир. Теперь ему осталось отыскать героев. «Однажды, у Аничкова моста, я встретил осуществление своего идеала, - рассказал художник одному из своих друзей. – Ни один счастливец, которому было назначено на Невскому проспекту рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, чем я обрадовался своей рыжей бороде и толстому брюху… Я проводил свою находку до дому, нашел случай с ним познакомиться, волочился за ним целый год, изучал его характер, получил позволение списать с моего почтенного тятеньки портрет (хотя он считал это грехом и дурным предзнаменованием), и только тогда внес его в свою картину. Целый год я изучал его лицо, а чего стоили другие! Я долго не мог найти того, что мне так хотелось».
Великие художники, часто жертвую своим покоем, благополучием и жизнью, создавали это Прекрасное для нас. Жизнь большинства из них – это героическая поэма трудной и сложной борьбы за Правду и Красоту. Великий Микеланджело работал четыре года над фресками в Сикстинской капелле на лесах, запрокинув голову – стал на несколько лет калекой: у него не опускалась голова. Но он закончил свою работу. И человечество с благодарностью вспоминает имя художника, создавшего для него неповторимый шедевр. Гениальный Рублев вместе со своим народом томился под гнетом татаро-монгольского ига, но он воспел красоту человека и призвал людей к единению в своей «Троице». Бетховена не сломила ни личная трагедия: музыкант, лишенный слуха, ни отторжение его обществом, не осознавшим всего величие творца, который и в предсмертных своих творениях призывал человека идти от страдания к победе через борьбу Добра со Злом. Во время Великой Отечественной войны, когда, казалось, весь мир превратился в ад, наши лучшие художники своими оптимистическими творениями ковали дух народа и звали к неминуемой победе.
Все творчество Рафаэля подготовило его к созданию «Мадонны», двадцать лет Иванов писал «Явление Христа народу», Васнецов 30 лет создавал своих богатырей…
Вся жизнь истинного художника посвящена великой миссии воспитания этики народа, становлению его эстетического отношения к действительности. Мы же, зрители, в основном неподготовленные к восприятию произведений искусства, порой пытаемся в течении минутного осмотра их творений вынести свое безаппеляционое заключение, в  каждое из которых они вкладывали свои души.
Чтобы понять великое – надо в душе своей нести понимание этого великого. Искусство требует от человека глубокого проникновения, сопереживания, определенной культуры чувств. Но всем этими качествами он обладает лишь в том случае, когда искусство было составной частью его воспитания в жизни. И тогда этот процесс познавания происходит так же естественно, как мы путем своего личного, часто горького, опыта вживаемся в окружающую нас действительность со всеми ее сложностями и противоречиями материального быта. Художник всей своей обнаженной душой открывает перед нами всю красоту и величие мира, дарованное нам свыше тем, кто задумал его по «образу и подобию» Божьему, и от нас самых, людей, зависит, каким будет этот мир. Каждому человеку даровано с рождения наслаждаться и понимать прекрасное в нем – все люди от природы наделены одинаковыми органами чувств. Разница происходит позже и зависит от того, в какой степени совершенства происходит его развитие, сколько он сам вложил сил, упорства и труда, чтобы осознать, как и что надо делать для этого в своей личной жизни.