История одного подарка

Ирина Некрасова
Наверное, эта история началась с того самого дедушкиного подарка. Как-то, когда я была совсем маленькой, мой дедушка привез нам с сестрой подарок. Он тогда плавал  на судне, которое занималось грузоперевозками за границу.  Торговый флот – вот это  была дедушкина вотчина. Он побывал за время своей службы во многих зарубежных портах, где встречался с невероятным числом совершенно разных людей.

Однажды бабушка рассказывала, как дед хотел взять с собой  маленького негритенка,  с которым он познакомился в одной из стран Африканского континента, теперь я даже точно не помню, в какой именно это было стране. Их судно тогда стояло в порту несколько суток, прежде чем они покинули южный город, в котором стояла ужасная жара.  Мой дедушка не раз показывал нам всем фотографии, в числе которых оказалось и фото маленького Джима, кудрявого черноволосого малыша с большими черными глазищами  со счастливой улыбкой на округлом личике, обнажавшей неожиданно жемчужную низку белоснежных зубов. 

Сестра Джима, которую звали Магнолия, молодая видная собой фигуристая девица, мулатка, похожая на шоколадку,  увязалась за моим дедушкой, когда он с друзьями сошел на берег. Его, старого морского волка, после продолжительного плавания слегка покачивало, несмотря на привычку к дальнему плаванию. Дедушка был большим романтиком и любил свои морские путешествия, о которых он много рассказывал нам с сестрой.  Вот и в тот раз Магнолия (а она вовсе не относилась к морским дедушкиным приключениям),  непонятно каким образом умудрилась влюбиться в деда. Она своим сердцем дикарки вдруг почувствовала, что он добрый, к тому же еще и честный человек, вот почему  хотела пристроить к нему своего сводного брата. Джим был фактическим беспризорником по причине того, что их мать была вечно занятой работой, чтобы свести концы с концами  в семейном бюджете,  отчим же и вовсе кочевал по разным городам и весям, в семье его видели редко.

Эта отчаянная девица на все была готова, лишь бы высокий худощавый моряк, уже немолодой, но при этом еще и красивый, как бог,  взял с собой ее братишку, хотя бы и юнгой на морское красивое судно, поражавшее своей строгостью и даже какой-то элегантностью.  Похожий на большого дельфина теплоход  был назван  в честь  далекой, покрытой  льдами,  Арктики. 

Магнолия была права: было удивительно, что судно с таким северным и холодным названием плавало в южных морях,  время от времени пришвартовываясь в каком-нибудь порту, где на берегу росли пальмы, на которых разве что не росли обезьяны – эти карикатуры  на Гомо Сапиенс.  Кстати, дедушка мой был знаком не понаслышке и с этим  племенем четвероногих друзей, так напоминавшим своими ужимками, мимикой, видами деятельности, человека. Нет, нет, не подумайте, пожалуйста, что мы за теорию Дарвина – вовсе нет, но сходство человека и приматов, особенно в поведении,  порою так велико, что трудно его не заметить или отрицать!

Дед  мой, имея уже двух внучек, привязался к маленькому темнокожему ангелочку и чуть ли ни готов был взять его с собой, но реальность – это не всегда то, что наши желания и планы. Все мы находимся в пределах каких-то границ,  свобода наша  ограничена определенными  рамками, вот почему Джим остался в своем небольшом городе, а дедушка не привез нам из далекой Африки чернокожего приемного братишку.

Однажды, будучи в одном порту, кажется, это было где-то на восточном побережье  Атлантического океана, наверное в пределах Франции, гуляя по Набережной, которая есть обязательно в каждом портовом городе, дед мой зашел в небольшой магазинчик с сувенирами. Как он сам позже рассказывал, у него глаза разбежались оттого, что он увидел на витринах и горках магазина. Чего там только не было, но взгляд его сразу остановился на старинном яйце Фаберже – вот что было настоящим чудом в этих местах! Само яйцо было покрыто желтой эмалью, а сверху на нем будто была накинута золотая сетка.  Сетка эта представляла собой настоящую позолоту,  а это великолепное ювелирное изделие было очень дорогой штукой.
 
Дедушка сразу же загорелся купить нам с сестрой подарок, но он далеко не был уверен,  что ему хватит денег.  Поэтому, он очень удивился, когда продавец, невысокий плотного телосложения лысоватый мужчина средних лет,  вдруг без всяких торгов протянул ему эту ценную вещь, сказав, что у его красавицы дочки, сегодня день ангела, поэтому он готов подарить посетителю любой понравившийся сувенир чуть ли ни за бесценок, то есть, по цене, чисто символической.   В принципе, мой дедушка мог понять порыв души мужчины, но заплатил он все-таки, немного больше, чем тот просил.  Дед понимал, что уж очень редкое это было изделие.  Возвратившись на свой теплоход, он достал диковинную вещицу и еще раз залюбовался ею.  Она была идеальна. Форма, отделка, рисунок – все это была тонкая ювелирная работа талантливого мастера. В эту вещь, несомненно, была вложена часть души ее создателя – настолько она была хороша.

Так в наш дом попало яйцо Фаберже. Мало того, что оно оказалось в нашем доме, так оно еще и появилось в канун большого православного праздника – Пасхи, что, как нам показалось, было очень даже кстати.  Когда дедушка доставал подарки, мы с сестрицей, которая была на два года старше, не отходили от него ни на шаг. И когда дед достал яйцо, то мы сразу бросились по очереди его рассматривать.  Мы обе были в восторге! Такого подарка не было ни у кого из наших друзей! Однако самое интересное нас ждало впереди! Когда я рассматривала эту чудную вещицу, то видно нажала на какую-то мелкую кнопку или застежку, которую мы сразу не разглядели, ввиду того, что на сувенире был еще какой-то замысловатый рисунок, и яйцо вдруг раскрылось.  Внутри же него оказалась маленькая позолоченная карета, со всей атрибутикой, включая даже занавески на мизерных окнах!  Это было настоящее чудо и, как предсказание,  сулило оно нам на будущее или богатую жизнь или жизнь, полную путешествий и приключений.  Так оно позже и случилось.

Я могла часами рассматривать эту миниатюрную позолоченную карету, мечтая о далеких путешествиях.  В этом не было ничего удивительного, потому что именно  впечатлительность с детства была одним из моих ярко выраженных качеств, а впитывала я в себя все, что видела и слышала, подобно греческой губке. Иногда мне казалось, что я, когда вырасту, обязательно превращусь в прекрасную героиню - Анжелику.  Однажды   сяду в свою карету,  и поеду искать своего мужа – человека умного, благородного и, что очень важно - смелого.  Должна сказать, что, в общем–то, мои мечты в каком-то смысле позже сбылись.

Когда я, окончив университет, устроилась на работу в одну крутую фирму, то мне пришлось ехать в заграничную командировку, в почти сказочную страну – Индию. Кроме того, что я выполнила свою часть работы, я еще и посмотрела в выходные дни очень небольшую долю  достопримечательностей этой прекрасной страны.  Так родился мой замечательный альбом, в котором были не только представлены фотографии, запечатлевшие те места и памятники стариной культуры, где мне удалось побывать, но и оригинальные комментарии к ним, наполненные свежестью восприятия всей этой красоты.

Сразу меня поразили индийцы – они такие красивые люди, очень непосредственные. Эти дети южных экзотических земель с удовольствием сфотографируются с вами, подарив себя вам на память, без всякой надежды на получение от вас фото.  Сама  Индия напоминает нам красивую восточную сказку, ожившую вдруг перед нашими глазами.

Почему во мне эта страна вызвала такую горячую симпатию, я даже не знаю.  Что-то меня тянуло приехать еще раз сюда, будто манил какой-то невидимый магнит или что-то в этом роде. Скорее всего, это все наши далекие и близкие семейные корни – дедушка моряк, прапрадед – имел собственное небольшое судно, на котором сам вместе с небольшой командой перевозил, в основном, зерно, а также и некоторые другие продукты чаще всего в пределах маленького, но такого уютного Азовского моря. 

Океаны, моря и озера занимают не только гораздо большую часть площади нашей планеты, чем суша,  но также и не менее значительное место  в наших собственных душах. Это все вода, ее чистота и ласка, которая, правда, может в любую минуту сменить  свои пристрастия и симпатии на чувства, прямо противоположные, так всегда радует нас и успокаивает любое душевное волнение. Насчет переменчивости нрава водной стихии сложены поэмы и мифы во многих странах мира, да это и немудрено: ведь недаром говорят, что от любви до ненависти всего один шаг. Вода помнит все, она собирает знания и историю воедино, она накапливает созидательную и сокрушительную энергию. Вода делится с нами всем, что есть она по своей сути. Она же, порою, связывает нас с другими, неведомыми  странами и все это - благодаря флоту.

Я хорошо помню, как однажды мы с моей тетушкой нашли на одной из частот волны приемника индийскую музыку и принялись танцевать индийский танец. Тетушка танцевала, потому что  видела в фильмах,  как танцуют индийские танцоры,  много раз. При этом она умудрилась довольно-таки неплохо им подражать, вспоминая основные движения.  Я же танцевала, глядя на нее. Помню, как только музыка ворвалась в нашу небольшую комнату, заполнив ее до отказа чудным сочетанием и переплетением нот и звуков, а также будто серебристым голосом певицы, нас обеих мгновенно закружила какая-то неведомая сила. И вот вокруг нас уже плывут Гималайские горы – особое и полное загадок место на Земле. Их вершины покрыты вечными переливающимися от лучей южного жаркого солнца белоснежными льдами, среди этих гор где-то живет мечта, которую можно встретить, но трудно поймать и подчинить – она, как гордая цыганка Кармен, свободолюбива, и сама выбирает,  кого ей превратить  в  баловня  судьбы.

Песня продолжалась, залетая в самые укромные уголки комнаты, казалось, она хотела поселиться здесь навсегда или хотя бы запомнить обстановку.  В эти мгновения  я вдруг словно переместилась на другую параллель и другой меридиан, о существовании которых тогда, как географических категорий,  я, благодаря малому своему возрасту,  и понятия не имела.
 
Да, моя тетя мне потом рассказывала, как она в детстве, когда  оставалась одна дома, брала в шкафу какой-нибудь отрез материала, одевала его на себя, наподобие сари,  пела и танцевали перед зеркалом. Все это она выделывала, когда  уже возвратилась из школы, после занятий. Никто в семье и знать не знал о ее тайном увлечении.  Не смотря на известное изречение «тайное всегда становится явным», тетя проявляла чудеса конспирации, отчего никто в доме  и не догадывался о ее тайном занятии индийским искусством – это, конечно, громко сказано, но все же, что-то в этом было…

Итак, детская мечта моей тети странным образом воплотилась в жизнь у меня. Когда я, будучи в отпуске, поехала по путевке в  милую моему сердцу Индию, то влюбилась в эту страну окончательно и бесповоротно.  Я осталась там на год. Большой город Ченнаи – вот то место, где мне пришлось остановиться. Здесь я узнала много нового об этой стране. Меня удивил бескрайний океан, который в этих местах не только красив, но и волнуется почти беспрерывно. Здесь нет ему покоя, и волны, будто наполненные серебристо-бирюзовой водой, бесконечной чередой накатываются на песчаный берег, на котором может отдыхать любой бедняк, ведь  для него это место возле океана - стол и кров,  а, кроме того, совсем нередко  – спальня.  Недаром говорят, что Индия – страна контрастов. Кто-то слишком богат, а кто-то – через чур уж беден.

Индийцы порою напоминают мне детей – такими они кажутся на первый взгляд, по крайней мере. Многие  из них очень добры и приветливы, просты в общении и очень моложавы на вид. Даже не знаю, чем можно объяснить последнее - тщательным ли уходом за собой, особенностями ли генотипа или же особым питанием, принятым в этих краях. А может быть, причина заключается в необычных климатических условиях или даже в менталитете людей, населяющих эту страну? 

Конечно, я была там на многих концертах. Я влюблена в музыкальное и танцевальное искусство этого древнего народа. Для меня музыка и танцы   Индии почти  такие же родные, как песни и танцы моей страны, несмотря на расстояние, их разделяющее.  Не исключено, что именно здесь я встречу своего принца, как знать?  Наш земной шар такой круглый, а мир – так тесен! Все может быть в этой жизни и ничего в ней не может быть невозможного.

Иногда мне кажется, что наши предки жили в Индии, да и все может быть, если поверить в теорию о переселении душ, хотя, не исключено, что мои далекие предки были в этой стране, как обыкновенные путешественники!  Наверное, Индия – это моя вторая родина, поэтому-то так и тянет меня сюда.  А, может быть, дело заключается в том, что  мой принц ждет меня именно здесь? 

По крайней мере, я уже отправила ему навстречу свой небольшой бумажный кораблик-оригами, который со временем, я думаю, превратится в настоящий большой корабль, так мечта наша, порою, неожиданно воплощается в действительность.

Фото из Интернета