Божья кара над сибиртатарами

Габдель Махмут
Эта статья в 2015 г. без изменений опубликована в журналах "Мир Севера" (Москва) и "Тюмень литературная" (Тюмень).               

ЧТО ЗА КАРА НАД СИБИРТАТАРАМИ

Народы охотнее согласились бы
 потерять свои либеральные
 учреждения, чем утратить свое
 имя и свою землю.
                А. Ламартин

Мертвые не выдают своей
 национальности, и своих
 политических убеждений.
                Э. Хемингуэй


           1.Будь хозяином, человек! 

Покидая Север, свою приватизированную квартиру я продал мэрии Надыма, которая тут же передала ее многодетной представительнице коренного населения, жительнице национального поселка Кутопьюган, что стоит на крутом берегу Обской губы. Новая хозяйка имела там свой рыбный бизнес, и съезжать-въезжать в городскую жизнь явно не собиралась. За нее приехал, принял квартиру муж с родственником, главой администрации поселка (нужны ли комментирии, почему ей досталась квартира?), и при мне сдал одну из комнат городской родственнице с сожителем-гастарбайтером.
 
Пока распродавал мебель, паковал для отправки контейнером свой скарб, я с месяц продолжал жить в своей же спальне. И вот однажды появляется симпатичная северянка лет тридцати с небольшим. Хозяйским тоном, не терпящим возражения, интересуется: сколько времени еще я буду жить задарма в ее квартире, пора, дескать, расплачиваться… Бизнесвумен же, что тут скажешь.

Мы безвозмездно оставляли новым хозяевам приличный кухонный гарнитур, почти новую еще импортную газовую плиту, кое-какую посуду, да кафельные стены в кухне и двух санузлах много чего  говорят – заходи и живи. О чем обговорено было заранее с мужем новой собственницы. Уезжали с горькой мыслью: вот бы на Большой земле иметь такую квартиру. Другой бы на ее месте радовался такому обретению, и благодарил прежних хозяев, или хотя бы бога.

На выходку хозяйки я ответил с иронией, надеясь, поймет шутку, что квартира хоть и приличная, но на гостиничные пять звезд не тянет, и платы моей не хватит ей даже на кухонный стол – жаль, как бы не пришлось мне выбрасывать оставшуюся мебель из окна...

Шутка не вразумила хозяйку. И даже наоборот, спровоцировала ее на агрессивный выпад, и пришлось мне выслушать тираду с давно накипевшими в ее голове мыслями по поводу понаприехавших «захватчиков». Новая собственница квартиры «ничтоже сумнящеся» заявила, дескать, мало мне было «на халяву» заиметь сто квадратных метров, еще и продал ее за миллионы, да по макушку деньжат нагреб на ее земле наверняка, а теперь, потеряв всякую совесть, торгуюсь…

Выслушивать такое для меня лично не было дикостью. За время работы в ЯНАО я побывал почти во всех городах Ямала, многих национальных поселках, даже в оленеводческих стойбищах приходилось ночевать. Все годы северной жизни тесно общался с местной творческой интеллигенцией. И немало бывал свидетелем, как стандартно начинали разговор представители ненецкого народа на встречах, собраниях, конференциях. О том, что налетели отовсюду варяги-захватчики, испоганили тундру, разбогатели за счет даров их недр, вдобавок споили народ, а Москва знает, гребет доллары, ничего взамен не дав им за все время нефтегазового освоения…

Уникальный, мужественный и трудолюбивый народ – тундровики. В этих суровых северных просторах они хозяйничали тысячи лет, и только последние 50 лет пришлось им тесниться на своей земле. Считавший себя хозяином человек, не в силах стал что либо поделать с планами строителей новой жизни – на всех форумах он об этом говорил, кричал с болью в сердце.
Эту боль народную я понимал, как всякий нормальный человек.
У человека должно быть такое качество - чувство хозяина на своей земле.

  2. Караул, татары  исчезают!

Создатель не ошибается.
Не ошибся он и тогда, когда разделил строителей Вавилонской башни по языкам. С тех пор человечество обогатилось разнообразием своим во всем: в искусстве, музыке, танце, в архитектуре. Человеку было бы скучно жить в однополярном, монокультурном мире. Как, скажем, тоскливо было бы созерцать и существовать, если б нас окружали только березы. Вот так повлияла на жизнь подлунную разность народов, лиц их, традиций и языков.

  Язык – основа всего сущего на земле. Потому и сказано: вначале было слово. Даже в космос не вышел бы человек, не имей он языка. Поэтому вопрос о языках народов – самый животрепещущий, основополагающий. Тем не менее, жизнь населения мира движется в сторону нивелирования, ассимиляции народов. Всякий государственный механизм устроен так, что малые народы поглощаются большими. Мы переживаем, начинаем шевелиться, узнав об исчезновении снежного барса, стерха, белухи, даже бабочки какой-то в горах, привлекаем внимание ученых, шефствуем над ними… вплоть до президента. Но почему-то мало делаем телодвижений, чтобы сохранить вымирающий рядом народ. А ведь народы, бывает, даже в наши дни умирают.

Есть на Севере так называемая «лесная народность» с красивым именем - селькупы. Их численность вот уже многие годы не превышает трех тысяч человек, постепенно идя по убывающей. Исчезает на наших глазах целый народ, носитель уникальной культуры и быта. Всей государственной машиной бы навалиться на проблему! Увы. А ведь могли б хотя бы замедлить процесс таяния нации!?

К разряду вымирающего попал другой российский народ, тоже коренной в Сибири, это мои соплеменники - сибирские татары. Караул! К такому выводу приходишь, ознакомившись с результатами Переписи 2010 года.
Абсурд, конечно, но переписная статистика такова: еще недавно сибирских татар считалось до двухсот тысяч, а сегодня, оказывается, всего ничего – осталось каких-то 9,6 тысяч (!?) человек.

О чем должны были задуматься в таком разе отцы государства? Разумеется, о сбережении, сохранении братского населения, дескать, пора бить в колокола. И призвать к себе представителей этого народа, спросить, посоветоваться, что нужно сделать, чтобы не исчезли оставшиеся немногие с лица земли…
Но сами-то мы знаем, что хоронить нас, к счастью, еще рановато.
А вот задуматься есть над чем.

Я лично не поверил этой цифре с первого момента ознакомления. Татары испокон веку держатся своих устоев - иметь не менее двоих детей в семье. У нас семья с одним ребенком никогда не считалась полноценной, и таких действительно единицы. Значит, прирост татарского населения - процесс естественный.

Для убедительности напомню официальную статистику: 
- по Первой Российской Переписи 1897 года в Тобольской губернии татарского населения проживало 56957 человек. Казанских, то есть пришлого из Поволжья татарского населения в этом списке, думаю, от силы было не более одного-двух процентов, ведь они пошли в Сибирь, в основном, после Столыпинских реформ.
Пойдем далее по данным из Википедии:
- в 1926 г. на территории нынешней Тюменской области насчитывалось около 70 тысяч татар;
- в 1959 г. – 72306 человек (прирост замедлился – сказалась война), и опять же это будут сибирские татары в подавляющем большинстве;
- в 1970 году татар насчитывалось заметно больше - 102859 человек.
Дальше показатели будут с большим приростом за счет пришлых татар:
- в 1979 году татар в области было уже 136749 человек;
- в 1989-ом чуть ли не в два раза скакнула численность – 227423 человека;
- к 2002 году ситуация стабилизируется, татар в области с небольшой динамикой - 242 325 человек.

Надо знать, резкий рост численности татар после шестидесятых годов объясняется тем, что в помощь нефтяникам Приобья массово прибывали опытные нефтяники Поволжья, где много было и татарских специалистов.
К 2002 году во всех сибирских областях, соответствующих территории исторического Сибирского ханства, проживало в общей численности 358 946 человек татарской национальности.

А дальше пойдем по удручающим татар-сибиряков показателям.
Из всего выше названного количества, в Переписи 2010 года лишь 9611 человек идентифицировали себя как сибирские татары, и наибольшее число опрошенных посчитали себя таковыми в Тюменской области – 7890 человек. Ничтожно мало, что и есть голимая неправда. Надо ли доказывать, что коренными сибиряками – сибирскими татарами - настояли записать себя эти немногие патриоты из сибирцев. Меня переписывали уже в Подмосковье. В опроснике не было уточнения, к кому из татар я должен себя приписать, записали просто: татарин.

Но существует и другая статистика: на Первом съезде татар Тюменской области в 1990 году называлась цифра около 200 тысяч, а в ряде публикаций численность коренных сибирских татар оценивается от 190 до 210 тысяч человек. Эта цифра, думается, должна больше соответствовать действительности. Выйдите на улицы городов и сел Тюменщины - сибирские лица вам встретятся на каждом шагу. В любом из районов Тюменской области наберется татарского населения не меньше 5-7 тысяч человек.

На мой недоуменный вопрос по этому поводу, одноклассник, кандидат филологических наук Кашшаф Аминов ответил: «Пока  текут реки Тобол, Тура, Вагай, твоя Агитка и мой Иртыш, мы, сибирские татары будем жить и по мере сил сохранять свой  язык, обычаи, традиции. Ты посмотри, как строятся наши  татарские деревни!  Никакие политики и перестройки-революции не смогли сломить дух нашего народа»…

3. Сибирцы - не сироты казанские

А столь большое расхождение в статистике объясняется тем, что вопрос самоидентификации среди сибирских татар был и остается предметом большой дискуссии.

Большая часть сибирцев, по навязанному Казанью и Москвой мнению (на протяжении целого века велась такая работа), считали свой родной язык восточным диалектом казанского. Потому как вот уже сто лет в сибирских школах изучается казанскотатарский, не родной для сибиряков-татар язык. Бесписьменный язык замирает, знают лингвисты. Об этом тюменский поэт Сагит Сагитов иносказательно пишет: «имеш, якын туган урдэк эм каз» («будто, близкая родня утка и гусь»).
 
Официальная Казань давно противится этническому самоопределению сибирских татар. Как пример, могу привести и свою небольшую историю. В 1997 году мое эссе «Копну корни, нарисую древо» о том, как попал в Сибирь мой прадед, опубликован был в журнале «Тюркский мир» (учредитель - редакция газеты «Литературная Россия») в пилотном, презентационном выпуске. Журнал должен был стать этнополитическим, литературно-художественным органом всех тюркских народов России. Но периодичности у столь нужного для страны издания не получилось, так как не поддержала идею Казань, заявив редакции, что в первом же номере автор М. Габдель разделил татар…
 
В последние годы на колеблющихся сильно повлияла пропагандистская работа Казанского телевидения, доступного нынче во всех регионах России. Перед Переписью 2010 года канал ТНВ («Татарстан – Новый век») со всех своих передач вбрасывал плакатный клич «Бергэ булыйк – бердэм булыйк!» То есть, «будем вместе – будем едины»… Как бы говоря всем: не надо выделяться. И такая политика оказывает сибирцам медвежью услугу.

Не вижу надобности снова и снова твердить, как писал Булат Сулейманов, «кто мы, сибирские татары». Об особенности, самостоятельности этноса сибиртатар (мы называем себя «себертатары» с ударением на последний слог, или говорим «себер халкы», то есть «сибирский народ»), с тех пор обнародовано тысячи научных трудов, в том числе от многих казанских ученых. К примеру, этнограф Р. Сатлыкова утверждала: «Сибирские татары, как и другие народы, этнически уникальны, и эту уникальность надо любыми путями сохранить - нельзя более мириться со сложившимся положением, когда многие не знают о существовании такого народа, как сибирские татары, думая, что это часть поволжских татар». Российский антрополог, доктор исторических наук А. Головнев считает: «Современные сибирские татары являются потомками древнего тюркского народа савиры /сабиры/, упоминаются в источниках VI века». С такими выкладками нынче мало кто спорит, за нас убедительно сказала история.

Сама же Казань давно всем доказывает, что волжские татары – потомки вышедших из Предкавказья булгар. Что позволено Юпитеру, сибирцам не положено? Так кто кого у нас тут разделяет?…

Тем не менее, никто из сибирцев (савирцев-сабирцев?) не может себе представить, что можно отказаться от общего, объединяющего всех имени татарин. Как были пятьсот лет назад, так и доныне остаемся татарами из себертатар. И считаем себя народом, родственным всем татарам, читаем татарстанские книги, любим казанские, крымско-татарские песни и танцы, и равняемся на волжских, как на лучшего среди братьев. Об этом не должны забывать поборники общности рядов.

Да, мы родственные народы – по тюркской линии. Но не субэтнос волжских. Башкиры имеют 90% общих слов с казанцами – много больше, чем сибирцы, и никто не считает их язык диалектом волжско-татарского…

У самостоятельной нации должна быть своя земля, как родовой дом у человека, это - аксиома. Иначе каждый будет шпынять тебя по углам своего дома!

4. У сибирцев есть ареал, нет территории.
 
Однако, даже если внушает оптимизма названная выше статистика с положительной динамикой, не видится радужной дальнейшая жизнь сибирских татар.
Почему, вправе спросить меня любой российский брат.

А потому, что у сибиртатар давно пошла тенденция к угасанию былого чувства гордости за свою национальную принадлежность, какая есть у всех народов, в том числе казанских татар. Причиной тут видится только политическая, государственная несправедливость. Вот об этом, начиная с Булата Сулейманова, из года в год бьют в колокола представители нашего народа.

После Октябрьской революции все российские народы заимели свои автономные образования, за что и пошли они за большевиками. Все, кроме сибирских татар. Будто в отместку за прошлое, пятисотлетней давности, сопротивление.
Но больше оттого, повторюсь, что сибирцев считали казанскими сиротами, то есть субэтносом от волжских  татар. А раз так, вот же, дескать, у вас есть автономная республика со столицей в Казани - она живет и процветает, чего же еще-то, мол. Когда, опомнившись, сибирские братья кивали на крымских татар, что те же вот заимели свою административную – в прежних пределах - территорию, чем мы хуже-то, «знатоки» в ответ утверждали: да они же другой народ, чуть ли не турки… Жаль, в такой судьбоносный момент на заре советского становления не оказалось у сибирцев своего лидера, кто бы отстоял чаяния народные.

Что отличает одну нацию от другой на земле? Язык, фольклор (песенное и устное народное творчество), история, исторически закрепленная за ней территория. У сибиртатарцев все составляющие нации есть, кроме последней - территории. Как у тотемного для сибирцев волка, у нас есть ареал обитания – это Обь-Иртышские просторы, то есть Западная Сибирь, но территории своей нет, с тех самых пор, как не стало государственности.

Татары ведь не требуют вернуть им Сибирское ханство. А просто пытаются убедить (со времени первых публикаций Булата Сулейманова!) в том, что только Территориальная автономия, пусть в составе области, пусть бы даже в виде какого-то района, сможет уберечь самобытную культуру и особенный язык нашего народа, значит, и саму нацию. То есть не Культурная автономия со статусом не выше самодеятельности, как кружок, без каких либо рычагов влияния, с вечно протянутой рукой. Такая автономия хороша для пришлых народов. А мы-то коренные жители Сибири, как и аборигены на Севере. В Казани же нет культурной автономии татар, как и у русского брата по России. Нет культурной автономии у ханты в своем ХМАО. Причем, сибиртатар намного больше, чем тех же ненцев, тем не менее они закрепили свой статус …аж в трех субъектах Федерации: в Ненецкой, Долгано-Ненецкой, Ямало-Ненецкой автономных округах!

Скажите, братья, чем мы-то хуже? Что натворят татары-сибиряки, если заимеют свою автономию? Границы возведут, за бугор направят национальный корабль? Или земля перевернется? Поясню для тех, кого грызут сомненья: в автономных северных округах первыми лицами в руководстве никогда не были представители титульной нации. На данном этапе так и должно быть, считаю. Я видел немало деятелей в среде северных братьев. Но никто из них, как новая хозяйка моей квартиры, не блистал дипломатичностью в межнациональных, государственных, политических вопросах, то есть задатками лидера-отца народа. То же самое у нас – заметных лидеров не просматривается, как не оказалось такого в период создания автономий в СССР. Татары сибирские – народ толерантный, терпеливый, не терпящий выскочек. Даже против Ермака в свое время воевали, в основном, бухарцы во главе с соплеменником Кучумом, коренные сибиртатары пассивничали, помня, как он пришел на их земли…

Ненцы, ханты, чукчи, тувинцы, коми, другие малые Российские народы известны в мире прежде всего по причине титульности имен – к ним активно приезжают из зарубежья деятели культуры, ученые, литераторы, изучают языки, культуру, обычаи, быт, пишут книги, снимают фильмы, переводят. А это значит, что поддерживают, способствуют их развитию. Можем ли мы, сибиртатары похвастать таким же к себе вниманием?..

5. Не манкурты ли мы?

За годы советской власти татары стали одним из самых интернациональных народов страны. Приглядитесь на лица сибирцев, и найдете обличия всех народов мира: от (ал)тайцев, индусов - до латинос. Мы, как никто легко даем своим чадам имена от других народов, типа Марсель, Руслан, Альберт, Артур, Рауль, Ким и т.п. И переженились со всеми, кто есть рядом. За этой толерантностью кроется и самая большая беда народная. За этим нашим интернационализмом проявляется и манкуртизм.

Печальная приводилась данность на съезде татар Тюменской области в недалеком 2000 году, где я был последний раз: оказывается, чуть ли не 50 процентов наших девушек предпочитают выходить замуж за нетатарина. О мужской части не говорилось, но и эта половина недалеко отстала. Не потому, что нет своих рядом, а хотят, чтобы дети не получали тычек за свою татарскость. Татарин все больше начинает стесняться, и даже скрывать свое национальное происхождение. В смешанных семьях никто не запишет детей татарами.

Через поколение потомки уже не вспомнят о своих корнях. Татарином зваться непрестижно, раз неуважаем сам народ. По этой причине, в основном, у многих из сибирцев есть пренебрежение к имени татарин, и многие из родителей все с меньшей охотой приводят детей в татарские классы и школы, открывавшиеся в свое время с немалым трудом. Так, сами того не подозревая, мы превращаемся в иванов, не помнящих родства.

А среди манкуртов всегда найдутся «инициаторы», и в результате их «деятельности» пойдут закрываться татарские классы, школы в городах, погаснут огни клубов, как это происходило в 60-ые годы. Есть уже и свежий пример: татарский факультет в ТюмГУ, столь необходимый для подготовки специалистов-преподавателей, исследователей татарского, как я узнал, недавно вот приказал долго жить. То же самое происходит с татарским вещанием на радио, телевидении – отныне пущены на милость спонсоров. И то ли еще будет… Естественно, что постепенно приведет это к утере языковых корней, нация ассимилируется, канет в небытие.

В любой точке мира уважаемы народы, живущие своим домом. Нам бы такую гордость, и чувство хозяина, какую имеют ненцы на своей земле! Представить невозможно, чтобы кто-то из моих соплеменников обнаружил бы перед собой и обвинял «понаехавших захватчиков», гребущих из недр его земли рубли и доллары себе в карман. Если у татар нет своего дома, то бишь очерченной своей земли, то нет и чувства гордости за свое место на этой земле. А с перекати-поле никто не считается. Такому ему легче отказать во всем. Прозорлив был поэт Сулейманов: нет языка - нет народа. Значит, не будет и проблем, какие поднимает этот народ.
Такой участи не желают даже врагам…

Язык - первый, самый важный компонент нации. Он у нас был всегда, что естественно. Но со школьной парты нас вынуждали читать-писать на казанском, считавшемся литературным языком для всех татар. А вот письменный сибирский стал проявляться только сейчас. Можно сказать, на наших глазах начинает свой самостоятельный путь. Пошли первые публикации на сибиртатарском языке, пишутся учебники, издаются словари. Наконец, после долгих мытарств, наш язык получил-таки международный код ЮНЕСКО, а это дает возможность прослеживать, исследовать его в мировом информационном пространстве, как самостоятельный, уникальный в мире язык, а носителю языка – право изучать его, развивать. Отдельные энтузиасты-исследователи немало преуспели в этом деле, но как долго будет держаться научная работа на голом месте, боюсь прогнозировать… То ли есть какой-то рок, как божья кара над сибиртатарами…

«Наш след не исчезнет на русской земле, Мы - образ России в зеркальном стекле», - писал сто лет назад великий татарский поэт Габдулла Тукай.
Не хотелось бы усомниться в очередной правоте классика…

Габдель Махмут, г. Щелково, Московская обл.
апрель 2015 г.