Война не кончается, она отдыхает

Марина Стрельная
      
      Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18:7)
      
Не даждь нам, Мати благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути. (Кондак иконе Пресвятой Богородицы Умягчение злых сердец)


      Мир во зле лежит, и нельзя избавить его от зла, но горе тому, через кого зло приходит в мир.
      Война, разрушение, ненависть. Откуда нам сие?
Сердце переполнено горечью. Плачет, изнывает бессильное. Не в его власти мир изменить. На помощь приходит разум. Пытается мир объяснить и тем сердце успокоить.
       Спасение ли? Соблазн ли?
        Утешение философией. 
        Размышляли великие умы. И я со своим заурядным тщусь вослед, ищу первопричины, классифицирую, по полочкам раскладываю. Полочек много. Начну с самых фундаментальных.
 
       Полочка "ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ".

      Война как онтологическая необходимость.

      Онтологическая причина войны кроется в  центральном, корневом  парадоксе бытия.
 
      Бытие - вечное и неизменное единство в полноте всех качеств ( так определяли его досократики). Бытие – это всеобщее, которое открывается через отдельное, через особенное, через человека.

      Лишь человек распахнут для откровенности бытия, лишь он один  переносит бытие, заботится о бытии. Каждый из нас превращает бытие в конкретное существование - в экзистенцию, в свой уникальный способ быть. И этот способ быть,  ни что иное, как борьба. 

       Бытие означает: диалектическое всеобщее  враждует с единичным, особенным – экзистенцией,  так как устойчивость всеобщего  в его саморазвитии утверждается благодаря нестабильности единичного.   Гибель единичного способствует движению всеобщего. То, что для единичного  проявляется как зло, страдание и, в конце концов,  гибель,  для всеобщего -  закон диалектики - закон единства и борьбы противоположностей.

       Вот он, парадокс бытия. Бытие  уничтожает экзистенцию, находясь с ней в неразрывном единстве. Всеобщее жертвует единичным.Бытие безжалостно к единичному человеку настолько, что  может не позволить ему быть.      Однако, полнота всех качеств будет ограниченной, в чём-то ущербной при уничтожении единственного с его особенными и неповторимыми качествами, с его уникальным способом быть. 
   
      Противоречие не обойти.  Горькая судьба единичного  собственной количественной  гибелью  обеспечивать непрерывность диалектического созидательно-разрушительного процесса.

      Гегель называл этот процесс негацией и полагал её обязательным моментом саморазвития Мирового Духа. Негация выполняет функции очищения, накопления положительного содержания, спокойного развёртывания формообразования, через которые и выявляется логическая цельность Бытия.

      Онтологические свойства мира проецируются на социальную реальность. Диалектическое саморазвитие общества происходит за счет  взаимодействия и негации противоположностей: единичного – индивидуума, и   какой либо из форм всеобщности: рода, этноса, государства, расы, человечества.  Конкретный человек, его жизнь и даже смерть вносят свою лепту.  Достижение всеобщности происходит через пожертвование единичностью – через смерть. Здесь смерть, война выступают как необходимость и даже как фундаментальное добро, а "мир – это лишь передышка между войнами".   

      Полочка "СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ"
 
      Глубинная причина войны –  стремление к власти  в чистом виде.
 
      Власть, как таковая, не что иное, как удовлетворение могучей потребности   навязать  объективной реальности  субъективную (или групповую) картину мира  – совокупность представлений об этой реальности. 
Касательно отдельной личности это насильственное распространения собственного внутреннего мира на реальную действительность.

      Стремление к власти  означает  заставить мир быть таким, каким я считаю, он должен быть.  Субъект, "Я"  или группа, с которой этот субъект себя отождествляет, ставит себя в центр всего сущего и навязывает миру собственную идею о мире.

      Это вывернутый наизнанку категорический императив Канта. Хотя у Канта можно найти не одну его формулировку, например, «поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы» или «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству.

      Категорический императив, нравственный абсолют,  означает – заставить себя, заставить  во имя человечества, во имя совершенствования мира.

       Война - абсолют безнравственности. Откровенный способ   "заставить мир" в угоду себе, радикальный прямой путь навязывания воли, где, по сути, главным является сам разрушительный процесс навязывания. Ни кровь, ни страдания, ни ужасы не остановят этот катастрофический импульс. По-настоящему, "Война заканчивается тогда, когда не остаётся никого в живых" (Платон), и властвовать будет некому и не над кем.

 
      Вот так. Философски обосновать можно всё, даже неизбежность и необходимость войны. Можно ли с этим смириться? ДОлжно ли смиряться?