1. Те самые байки

Александр Антоненко
 
        Как бы вы ни пытались меня переубедить, но достижения научно технического прогресса всё-таки разобщают семьи. Телевизор, а тем более компьютер вытеснили из жизни задушевные беседы между родителями и детьми. Далеко ходить не нужно: сужу по личному опыту. Вспоминаю как мы в детстве, затаив дыхание, слушали бабушкины повествования. А бабушка на этот счёт была большая мастерица, я и до сих пор помню многие из рассказанных ею историй. А попробуйте вы нынешнюю детвору оторвать от экрана или монитора! И лишь, когда долгими зимними вечерами, вдруг гас свет, то только тогда дружно всей семьёй усаживались на диван, и дети просили: «Папа, расскажи про медведей!» Я смотрел на колеблющееся пламя свечи и перед моим воображением всплывали красочные картины минувших времен…

     Но дети уже выросли, с внуками пока не торопятся, да и свет последнее время не гаснет по вечерам. А пока моя память ещё цепко держит неповторимую и дорогую моему сердцу Арктику, я решил поделиться этими историями с вами.
               

                Первые встречи.

      Впервые с белым медведем я повстречался на полярной станции Меньшикова, что на юге Новой Земли. Он пришёл, в последний день апреля, как мы тогда говорили, поздравить нас с Первомаем. Накануне разразилась невиданная пурга, несколько дней мело так, что и нос за порог не высунешь. Закончились и продукты и вода. И только в самый канун праздника стихло. Первым делом нарубили на озере кристально чистого льда, а потом откопали продуктовый склад, заметённый, буквально, выше крыши. И только, после праведных трудов уселись в кают-компании за празднично накрытым столом, как пожалте бриться: с официальным визитом прибыл сам «хозяин Арктики» собственной персоной. Мы, естественно не могли отказать в любезности, и снарядили делегацию для торжественной встречи столь высокого гостя: я с фотоаппаратами и кинокамерой; начальник же станции с ракетницей и метеоролог с карабином представляли почётный караул.

      Голодный гость грыз вмёрзшую оленю шкуру. При нашем приближении, он неверно истолковал радужность наших намерений, и, попирая все рамки приличия официальных приёмов, устрашающе зашипел и отогнал нас от своей добычи. Я успел сфотографировать его, и мы обескураженные вопиющим нарушением с его стороны протокола дипломатического приёма, невольно отступили.
 
       Но мне хотелось снять его крупным планом. При очередной попытке, он решил показать, кто здесь хозяин, и, недолго думая, бросился на нас. Мне как раз удалось заснять этот момент и на фотоаппарат и на кинокамеру.
 
       Неизвестно чем бы это всё закончилось, если бы подстраховывающий начальник станции не успел выстрелить из ракетницы ему под ноги, что к нашему счастью остановило зверя, иначе нам могло быть не очень сладко, поскольку наша главная защита – метеоролог с карабином капитулировал первым и оказался далеко позади нас. На этом официальный приём можно было считать завершённым, и верительными грамотами, к сожалению, на этот раз, обменяться не удалось. Посему фрак, цилиндр и белые перчатки можно было смело сдавать в ломбард.