Сталин, Кромвель, Робеспьер

Борис Романов
В связи с тем, что сталинисты (и немало государственников) в дискуссиях о Сталине нередко ссылаются на якобы уважительное отношение к Кромвелю в Англии и к Робеспьеру во Франции, – в связи с этим даю здесь соответствующие справки о действительном отношении к этим персонам в Англии и Франции.

КРОМВЕЛЬ
Действительно, в истории Англии Оливер Кромвель (1599-1658) вполне сопоставим со Сталиным. В некоторых отношениях Кромвель был даже "покруче" Сталина. Выдающийся государственный деятель, диктатор и блестящий военачальник (это, впрочем, в отличие от Сталина), блестяще выиграл не только все войны, но и все свои более 30-ти сражений. Кстати, Кромвелю и звание генералиссимус было присвоено. И народ (английский) при жизни его любил (в отличие от Сталина -- практически весь простой народ любил Кромвеля). Любил народ диктатора Кромвеля... вроде бы любил... при жизни. Однако, сразу после смерти Кромвеля тот же простой народ выкопал его тело из могилы и вздернул его на виселице, а имя его было проклято в Англии на сотни лет, до конца XIX века.
Конечно, всё это время были в Англии и почитатели Кромвеля (прежде всего среди военных), но их было немного, и всего дважды за 200 лет им удалось так или иначе увековечить память своего кумира. В английской Википедии (в статье Cromwell) читаем (в переводе с английского, с сокращениями): «В 1875 году статуя Кромвеля была возведена в Манчестере за пределами собора. Это была первая масштабная статуя Кромвелю в Англии. Статуя была непопулярна в городе. Когда королева Виктория была приглашена открыть новую ратушу Манчестера, она дала согласие на это при условии, что статуя Кромвеля будет  снесена. Статуя осталась, королева Виктория отказалась приехать в Манчестер».
Итак, первый памятник Кромвелю появился в Англии лишь спустя почти 220 лет после его смерти, этот памятник был непопулярен, и королева отказалась прибыть в город, пока там стоит этот памятник...
Только в начале XX века самые толерантные в мире англичане стали несколько более спокойно относиться к Кромвелю. Второй (и единственный в Лондоне) памятник этому диктатору был поставлен лишь в начале XX века (после смерти королевы Виктории), и то с трудом и со скандалом, на частные пожертвования.
Перед и во время Первой мировой войны Уинстон Черчилль (тогда первого лорда Адмиралтейства) дважды предлагал назвать именем Оливера Кромвеля британский линкор. Король Георг V наложил вето на это предложение Черчилля – причём, как написано в той же статье Cromwell, не только из-за его личных чувств, но учитывая гнев горожан (и в Ирландии), вызванный недавним возведения статуи Кромвеля перед зданием парламента. Черчилль в конечном счёте согласился с вето короля. Во время Второй мировой войны Черчилль всё же назвал один из танков «Кромвелем» –  но это было всё, что удалось английским военным для увековечивания памяти Кромвеля до сих пор! Где-то недавно (пару лет назад) я читал, что недавно в Англии кто-то хотел новый корабль назвать его именем – не удалось. Пресса устроила скандал и инициаторам пришлось отказаться от этой затеи. Это более чем спустя 350 лет после смерти Кромвеля!

РОБЕСПЬЕР
Максимоллиан Робеспьер (1758-1794) до сих пор остаётся одним из самых спорных деятелей Великой французской революции и один из немногих лидеров революции, чьим именем не была названа ни одна улица Парижа. Переименования коснулись в основном «красного пояса» пригородов французской столицы, где именем Робеспьера названа улица в Монтрё, станция 9-й линии метро. Единственная статуя Робеспьера в Париже размещена в Пантеоне..Другие попытки установить статую Робеспьера в столице Франции потерпели неудачу.
Французы празднуют 14 июля как победу народа, а не Робеспьера, или других наиболее одиозных революционеров.

Таким образом, ссылки сталинистов на якобы уважительное отношение англичан и французов к своим диктаторам несостоятельны. Даже спустя более 350 лет (в Англии) и 220 лет (во Франции) имена одиозных диктаторов остаются там непопулярными, а их кровавые деяния не оправдываются ни «государственными», ни какими бы то ни было иными соображениями.