Бегущая по волнам

Жан-Поль Март
Тем, которые мыслят изображениями
 
Часть 1. «Я буду звать тебя без шума, без имён…»
Маленького homo sapiens с рождения учат не путать причины со следствиями. Объясняют необходимые правила поведения и, подсовывая поочерёдно то арбуз, то свиной хрящик, формируют у маленького homo интересы, манеры и потребности. Превращая его в homo vulgaris со своими условностями, шалостями и глупостями. Когда же данная система обучения даёт сбой, большие homo, упиваясь своей правотой, объявляют необучаемых маленьких homo совсем не sapiens и записывают их в homo defektus. Своим поведением непроизвольно науськивая на таких homo тех, кого принято считать sapiens…
   
Часть 2. «Я буду ждать тебя в самолётах, поездах…»
Телевизионный фильм Мика Джексона «Тэмпл Грэндин» по праву можно считать пособием по социальному взаимодействию с аутистами. С другой стороны, «Тэмпл Грэндин» - это художественный биографический фильм, который, погружая зрителя в реальные события вкупе с «чертёжными вставками», демонстрирует, как в это самое социальное взаимодействие окунулась женщина с клеймом «аутистка», и что из этого вышло. 
 
Часть 3. «Я буду жить как ты - так честно и ещё не звать чужих в постель…»
Принято делить людей на нормальных и ненормальных. В состоянии стресса мы, вспомнив все производные от слова «мама», как правило, следом восклицаем «Нет, ну ты нормальный (-ная)?!».
Вот только с годами приходит осознание того, что, например… Например, касаемо аутистов. А аутисты ли они? Или это мы все аутисты?
К подобным размышлениям касаемо нормальности склоняет и «Человек дождя». И «Форрест Гамп». И «Я – Сэм». И «Карточный домик».
После просмотра «Тэмпл Грэндин» размышления такого рода окончательно сменяет уверенность в том, что все нормальные люди должны быть именно такими, как Тэмпл!
Вообще-то, фильм следовало бы назвать «Вселенная Тэмпл Грэндин». Дело в том, что с первыми кадрами картины окружающая зрителя реальность исчезает. И зритель, забыв о том, что стоимость корзины бивалютной селёдки приближается к точке невозврата… Что ёлку действительно давно пора вынести…. Что окружающие могут увидеть его, зрителя, мягкое сентиментальное брюшко... Одним словом, забыв обо всём, зритель погружается в мир, знакомство с которым, возможно, навсегда изменит устоявшиеся его, зрителя, представления обо всех homo в частности и о своей жизни в целом.
Этому погружению способствует как техническая сторона картины, так и подбор актёров. Равно как и насыщенность повествования.
В «Тэмпл Грэндин» нет мелочей. Важен каждый чертёжный штрих. Каждый поворот камеры Айвена Страсберга. Каждый крупный план. Каждая картинка из головы Тэмпл Грэндин.
Каждое визуальное обыгрывание непонятных для Тэмпл фразеологизмов. Каждая песня, которая звучит в фильме. И как чувственная отстранённость Тэмпл «фотографирует» реальность. И как в ткань фильма введён Илья Курякин и эпизод «Беседка в лабиринте» из сериала «Спецагенты»…
Клэр Дейнс не зря рождена в День космонавтики. И здесь дело не в том, что между Днём космонавтики и Днём аутиста расстояние всего-то в десять дней. Дело здесь в том, что актриса не просто сыграла. Она своей игрой создала Вселенную Тэмпл Грэндин. Мир её радостей и тревог. Мир, который находится вне пределов её «обнимательной машины». Мир резких звуков и дверей-гильотин. Мир недоступных пониманию эмоций, подтекстов и поступков других людей. Мир, в котором, например, среди французских слов плавают стайки угрей. А всё потому, что Тэмпл Грэндин видит образы, а не значения слов. Для Тэмпл французское местоимение «иль», то есть «он», созвучно английскому слову «ил» - угорь. Когда она читает французское «ил эст» - «он есть» - ей это видится как «угорь ест», то есть то, как рыба кушает. И всё остальное - он ест, он танцует, он думает - все эти «илз» для Тэмпл превращаются в бесконечные стайки угрей…
Короче, Клэр Дейнс показала жизнь глазами Тэмпл Грэндин. Глазами женщины с клеймом «аутистка». Глазами человека, который может ощущать доброту и любовь других людей. Глазами человека, который чувствует, что идёт по жизни не один. Глазами человека, который, в отличии от многих, действительно живёт.
 
Часть 4. «Я буду петь тебе в финальных виражах…»
Конечно, в «Тэмпл Грэндин» чувствуется интеллектуальный подход телеканала HBO. Но марка HBO осталась бы просто маркой без Клэр Дейнс. И без Джулии Ормонд, которая поразительным образом, через призму глубоко спрятанного чувства вины, передала силу деликатной материнской любви. Той любви, для которой нет ни внешних преград, ни внутренних.
Марка HBO осталась бы просто маркой и без тёти Тэмпл (Кэтрин О’Хара) и профессора Карлока (Дэвид Стрэтэйрн), которые своей неутомимой верой в Тэмпл помогли ей стать той, кем в итоге и стала Тэмпл Грэндин.
Не удивительно, что фильм Мика Джексона получил приз как «Невероятный фильм года». А также «Эмми» за лучшую режиссуру, лучшую музыку, лучшие второстепенные мужскую и женскую роли, лучшую операторскую работу и… И, конечно же, «Эмми» за лучшую женскую роль.
 
Часть 5. «Я думаю, что тот из нас, кто не умрёт, подышит за двоих…»
«Тэмпл Грэндин» таит одну… Нет, не опасность. Впрочем, это с какой стороны посмотреть.
Дело в том, что после просмотра данной картины homo становятся другими. Возможно, даже лучше. А ещё они задумываются о том, что останется после них…

P. S.
«...Наши забавные крохотные жизни так коротки… Вот мы ещё здесь... а потом уходим. Мир уносится вдаль, как маленькие колечки дыма. Вот мы ещё здесь... а потом уходим. Мы здесь, а потом... уходим. Уходим…»