В Корликах

Роза Салах
Корлики – самый дальний посёлок в районе, расположен на границе с Томской областью, в трёхстах километрах от Нижневартовска. Только на самолёте до посёлка долетишь. Красивый, заснеженный посёлок, добротные дома для жителей, живут здесь в основном ханты. Прямая, широкая улица, крайние дома упираются в лес. Кругом тайга, сплошной, нескончаемый лес. Тут же протекает небольшая река Корлики. Можно сказать, неглубокая, вода в ней чистая-чистая, Стой на берегу, смело наблюдай за игрой рыбы, мелкой и крупной. Не боятся человека, свободно плавают, плещутся. Лови руками! Богатый край. Всё здесь найдёшь! Собирай бруснику, чернику, клюкву, грибов: подосиновиков, подберёзовиков, первосортных белых, маслят. Собирай, не ленись! Никакого юга! Никуда не надо ехать!
 В середине зимы мы побывали с плановой инспекторской проверкой состояния учебной и воспитательной работы в школе. Застряли ещё на три дня: ударил сильный мороз, температура воздуха достигала  до – 42 градусов и ниже, самолёты не летали.               
  А как он, Давыденко Александр Михайлович, любил эти северные посёлки! Любил свой северный край, Югру!  Март месяц. Мы снова в Корликах, в этом удивительном, в отдалённом от Нижневартовска, богатом оленями, пушниной, рыбой в таёжном посёлке. За полгода третий раз. Воскресный день. Выборы в местные органы власти, которые народ превратил в праздник. И сегодня с утра жители посёлка нарядились в самое лучшее. День выдался солнечным. Северное небо голубое-голубое. Все в посёлке знали, что к обеду подъедут празднично одетые хозяева леса, ханты на белых оленях, впряжённых в нарядные нарты. Над сельским советом развевается красный флаг, звучит весёлая музыка.
- Да вот они едут, едут, показались у оврага! Из леса выехали! – радостно кричит Коля.- Впереди всех скачет мой дядя, там и братья мои сидят, тётя моя!
 Охотники и рыбаки на время оставили стойбища. Олени несутся с огромной скоростью, оставляя за собой снежную завируху, поднимая ввысь белую пыль. В такие минуты приподнятого, праздничного настроения хочется петь, танцевать, просто жить. Лицо Александра Михайловича засияло от счастья.
- Давно не ездил я на таких оленях. Прокатиться бы с лихвой! – Давыденко делится своим желанием, мечтой с Владимиром Александровичем, заместителем председателя райисполкома.
- В чём же дело? Они ж приехали голосовать. Давай подойдём к Ивану, попросим его.
- К своему дяде, тёте, братьям подбежал Коля. От радости, тоски по стойбищу чуть не плачет, хочет сам управлять оленями, взял в руки тынзей, потрогал его, погладил. Подошёл к белому оленю, нежно погладил его по спине, поднёс ко рту оленя-быка кусок хлеба. Коля припас хлеб для своих оленей специально, не ел его в столовой пришкольного интерната, оставлял любимым животным.
- Дядя, разреши мне самому запрячь оленей, прокатиться до леса и обратно, - просит Коля, четырнадцатилетний мальчик-сирота.
  Не мог Иван отказать своему племяннику. Александр Михайлович и Владимир Александрович поняли желание ученика, подошли к его дяде Ивану.
- Можно и нам прокатиться вместе с мальчиком?
- Я сам вас всех прокачу, только вот чуть олени отдохнут. Мой племянник управляет оленями не хуже меня. Отец его научил, да и сам учу. Летом Коля от оленей не отходит, чистит их, ухаживает. Умеет ловить оленей в стойбище. Он вам покажет, я ему разрешил. Мы сейчас отойдём ненадолго, голосовать сходим, отдадим свои голоса за народных депутатов, побудем здесь и снова уедем в стойбище. Ладно уж, пусть Коля прокатит вас!
 Мальчик всё слышал, стоял рядом, сиял от радости, удовольствия, что прокатит сам взрослых людей, да каких! Самого главного учителя района и большого начальника!
  Коля продемонстрировал,  показал одноклассникам своё мастерство. Те смотрели с завистью, как Коля – восьмиклассник негромко свистнул, а олень, узнав своего маленького хозяина, вскинул, затем послушно нагнул голову. Мальчик легко запряг всех трёх оленей в нарядные нарты, пригласил взрослых и своего друга Сашу. Те уселись удобнее, и олени, успевшие отдохнуть, набраться сил, понеслись по снежному полю, оставляя за собой серебристую снежную пыль…
 Давыденко обожал родную природу северного края: оленьи стойбища, бескрайнюю тайгу с деревьями-гигантами, корягами, птицами, неспокойную, величавую. Обь-красавицу, рыбалку и охоту. В лесу он отдыхал, наслаждался красотой величавых сосен, вдыхал их аромат, запах прелой травы и грибов. Бывало, сидит на берегу лесного озера тихо, задумчиво. В холодные зимние дни, чаще в пятницу с утра, Александр Михайлович пропадал, никто не знал, где. Знала Екатерина Васильевна, иногда я. Шепнёт в ухо в четверг после рабочего дня:
- В районо мало кто спросит, где я, а вот Андреев обязательно меня потеряет, будет искать, допытываться, – придумайте для него что-нибудь. Спрашивали, в том числе Андреев, допытывались посетители, Галина Николаевна, а Лера Фёдоровна догадывалась, но молчала, приятно улыбаясь, отвечала всем:
- Человек работает, не зная ни выходных, ни праздников. Он в командировке, просто задержался. Давыденко имеет полное право на отдых. Мы здесь сидим,  строчим отчёты, справки, не всегда есть польза от нашей бумаги, так что поживите день без Давыденко.