В Покуре

Роза Салах
  Плывём по Оби с Александром Михайловичем и методистом Лерой Фёдоровной. Май месяц. Как на Большой земле: распустили клейкие листья берёзы и черёмухи. От берега до села протоптана тропинка по только что освободившейся от снега земле. Очень красиво! Такого в городе нет. Сколько черёмухи, рябины! Можно представить Покур в начале июня – село в цветах черёмухи и рябины. На берегу сибирской реки Оби много причаленных рыбацких лодок. Александр Михайлович замедлил шаги, рассматривает лодки, извинился перед нами и остановился, подошёл к рыбакам, поздоровался, поинтересовался уловом. Загорелся, повеселел.
- Он же рыбак, заядлый охотник, - говорит Лера Фёдоровна,- смотри: рыбаки приняли его как своего, он уже огромную щуку в руке держит, довольный. Своё дело он знает. В школу пойдёт. Подождём его. Он уже заметил нас, понял. Рыбалка заставила его на минуту забыть о школьных проблемах.
- Извините меня, я заставил вас ждать. Обожаю рыбалку. Парни пригласили на утренний клёв. Схожу.
 Приближаются выпускные экзамены. До конца учебного года считанные дни. Покурская средняя школа одноэтажная, старое деревянное здание, но внешнее оформление замечательное, со вкусом. Директор школы о нашем приезде знал.
  Проверили экзаменационные материалы по всем предметам, побеседовали с руководителями методических объединений, с директором школы. Я по просьбе Александра Михайловича проверила экзаменационные материалы по русскому языку для выпускников школы. Выявила, что подобранные практические задания не соответствуют билетам, и они не утверждены ни на методическом объединении учителей русского языка, ни директором школы. Тетради как контрольные, так и домашние проверяются некачественно. Лера Фёдоровна возмутилась работой учителя: 
- А ведь она уже не раз предупреждалась, и директор предупреждён.
- Что нового скажете? – обратился Давыденко к Лере Фёдоровне.
 Она замялась. С улыбкой глядит на меня.
- Всё понятно. Я догадывался, поэтому попросил вас обеих ознакомиться с работой учителя.
 Мы вынуждены были рассказать Давыденко о положении дел, особенно в выпускном классе.
- Часов понахватали, Что говорить о качестве знаний учащихся? Надо срочно принять меры. Детей жалко!- договорил Александр Михайлович.
 И принял меры. Случайно проходя по коридору мимо кабинета директора школы, мы с Лерой Фёдоровной слышим, как наш Давыденко отчитывает директора Покурской школы:
 - Сколько можно об одном и том же Вам говорить? Где надлежащий контроль? Ждите, будет  инспекторская проверка на экзамены!
- Умеет ругаться наш Давыденко,- со мной делится методист. - Душой болеет за детей. Хорошо, что в школе учеников нет, уроки давно закончились. Никто, кроме директора, не слышит, как может ругаться заведующий районо.
- Вечером перед сном мы с Лерой Фёдоровной решили прогуляться по берегу Оби. Уже смеркалось. Удивителен вечерний закат. Во всём чувствуется весна: снег не поддаётся таянию только в глубоких оврагах, появились подснежники, на горке образовался зелёный ковёр травы. Видим: к берегу направляются двое. Тот парень-рыбак на берегу и наш Александр Михайлович. Торопятся к лодке, почти бегут. Нас не заметили. Притаились мы под кустиком за берёзой.
- Пойдёмте спать,- зевая, предлагаю Лере Фёдоровне.
  Солнечное утро следующего дня. Мы в кабинете директора школы. Александр Михайлович и не догадывается, что мы знаем о его бессонной ночи. Заметно, что он не спал. Разок зевнул. Открыл совещание. Говорит как по маслу. Можно только позавидовать его умению говорить, убедительно поучать не только детей, но и взрослых.
  Шагая к берегу Оби, к маленькому теплоходу, спросили его:
- Александр Михайлович, какую рыбу поймали, вот такую?
- От вас ничего не скроешь. Да, вот такую,- показал, вытянул руку. Заразительно, долго хохотал он, смеялись мы.