Для начала хочу прокомментировать один пост диакона Андрея Кураева с броским заголовком: Новисибирская епархия за ревизию конституции России.
Начинает свой пост о.Андрей таким заявлением: «В Новосибирской опере не было состава преступления, не было дурного умысла и не было кощунства».
И, далее, он разъясняет замысел режиссёра Кулябина, который, оказывается, хотел изобличить порок, в лице своего героя — безумного постановшика «Тангейзера». Этот мерзавец, развратный режиссёр, изображённый в постановке, дерзнул кощунственно перекроить классику в святотатственное порно. И вот, дескать, наш прогрессивный новатор Кулябин такие действия в этой своей постановке обличает!
Ну, что же, — как оправдательный казус перед судом, такая трактовка скандальной постановки в Новосибирске вполне допустима. Но, всякий нормальный человек вправе спросить: если под видом изобличения на сцену протаскивается тот самый, якобы изобличаемый порок, то что же это, если не провокация?!
И далее, оправдывая своего подопечного, о. Андрей вопрошает: «И хотя сегодня новосибирская епархия вдруг заявила: "Со своей стороны, выражаем готовность к открытому диалогу с представителями творческой интеллигенции" - что же раньше владыка, служитель слова и пастырь словесный не пошел в проблемный театр и не предложил диалог?» Как говорят: «Картина маслом»! Если Мухаммед не хочет идти к горе, то пусть гора сама идёт к Мухаммеду...
Оставим такие логические пассажи на совести дьякона Андрея, так же, как и вопрос, кем он себя в большей мере считает — дьяконом или борцом за попираемую ортодоксами свободу творчества. Посмотрим, что он пишет дальше, потому что вопросы он поднимает очень серьёзные. В своём посте Андрей Кураев, далее, изобличает «демонстрацию оскорблённых религиозных чувств» — ДОРЧ, как он насмешливо обозначает такое проявление массовых настроений. (По его мнению, более правильной, чем демонстрация была бы «тихая молитва о кощуннике»).
Андрей Кураев убеждает нас, что все это движение «ДОРЧ» организовано и проплачено. — Кем? Он называет общественную организацию НОД (национально-освободительное движение), которая по его исследованию ставит себе задачу изменения через референдум Российской Конституции. Лозунг референдума: «Долой колониальную конституцию!» Под этим понимается изменение политической и гражданской ориентации власти на задачи национального возрождения в авторитарном русле. Дьякону Андрею это движение представляется орудием диктаторских устремлений кремлёвских политиканов. В заключение, о.Андрей пишет:
«Паззл сложился. Верующих просят почаще и погромче оскорбляться, чтобы потом якобы для их защиты построить новый тоталитарно-идеологический строй. За эту помощь в новую идеологию на правах "скреп" будет дозволено вписать несколько "духовных" деклараций. А в новой конституции будет много меньше сказано о правах, но зато побольше - об обязанностях. Не могу сказать, что именно таков "план Путина". Но то,что в какой-то из кремлебашен есть такие мечтания, полагаю очевидным. Новосибирская епархия просто позволила себя втянуть в чужую и большую игру, цели в которой являются столь же политическими, сколь и антиконституционными».
(Заметим, в скобках, что обличаемое Кураевым движение НОД призывает к референдуму, т. е. находится в законном правовом поле.)
А так же подведём промежуточный итог: приведённые здесь прозрения о. Андрея, безусловно являются уже совсем не духовной полемикой, а самым настоящим политическим выступлением. А конкретно — выступлением на стороне тех, кого называют «либеральной оппозицией к режиму». На этот его пост в фэйсбуке я ответил так:
«Антипопулизм — это тоже популизм? Зачем о. Андрею это надо?
10 лет назад, в книге "Церковь в мире людей" Андрей Кураев писал что он "даже погромам был бы рад, как хоть какому-то, пусть негативному, признаку стремления русских к духовному и физическому выживанию…" Что же он теперь не радуется?»
Никудышний он оказался "буревестник". Добавлю ещё — в той же книге о. Андрей писал, что связывает надежды на возрождение России с приходом к власти «людей в погонах»... Да, резко поменялось мировоззрение уважаемого богослова и миссионера!
Но, надо отдать Андрею Кураеву должное. Он верно уловил тенденцию политических изменений в России. Да, страна движется к авторитаризму, причём вполне демократическим путём. Тут обвинения Кураева в подтасовках несостоятельны, потому что подавляющее большинство населения действительно поддерживает это движение.
Позволю себе и я дать оценку этим изменениям.
Во-первых, они совершенно естественны, я бы даже сказал — закономерны в контексте пробуждения национального самосознания. В этих изменениях отражается, с одной стороны национальная ментальность, а с другой — осознание серьёзности, даже трагичности современного положения России.
Во-вторых, как и всякие радикальные массовые движения, эти изменения в российской жизни порождают тревогу. Очень многое в развитии событий зависит от осторожности, я бы сказал, трезвости власть предержащих, от их желания послужить России, которое позволит направить движение в позитивное русло.
В-третьих, происходящий процесс явится серьёзнейшим экзаменом для народной духовности, приверженности истинным, богоданным ценностям жизни, экзаменом для государственно-образующей православной веры.
Да поможет нам Бог!
Апрель 2015.