Мой тренер

Михаил Бортников
Виктору Ивановичу Дергачу –моему доктору, тренеру и массажисту одновременно.

Как-то очень рано, лет в двадцать пять, скрутил меня приступ остеохондроза. Даже лежать мне было больно, а покой я находил только в позе роденовского Мыслителя. Врач, вызванный на дом, диагностировал шейный радикулит, прописал болеутоляющее, а со следующего дня- физиотерапию с последующим массажем шейного отдела позвоночника. Массаж в  поликлинике моряков полагалось делать бесплатно, но с первого же сеанса мне дали понять, что без стимулирующих трех рублей (начало семидесятых!) и раздеваться не стоит.

Периодические боли в спине донимали меня еще лет пятнадцать - пока я не заболел болезнью Боткина и не поехал лечиться в Трускавец. Вот там, совершенно случайно, я и познакомился с настоящим массажем и с настоящим массажистом, Михаилом Ивановичем Богуном, молодым еще мужчиной, работающим быстро и уверенно.
Уже после восьми сеансов я освободился от болей в пояснице, которые мучили меня несколько лет - стоять на одном месте я не мог совершенно, ломило поясницу.

Дважды еще я проходил лечение у ЬБогуна и оно мне очень помогало. Но... Трускавец все же далековат от Одессы, а я в двухтысячном году подорвался, таская тяжести, и опять меня всего перекосило. Массажиста толкового в родном городе я не знал. И вот тогда хорошая моя подруга, Лена Чумак, поделилась телефоном своего врача, который ее на ноги поставил после тяжелой травмы. Звали его Виктор Иванович, был он раньше военврачом, служил в разных местах в России, а выйдя на пенсию полковником медицинской службы, перебрался в Одессу и занялся массажем профессионально со спортсменами.

Позвонил я, представился. Назначил мне Виктор Иванович время, попросил приходить вовремя, на голодный желудок, с простыней  и полотенцем.

Пришел я за пять минут до сеанса, отдышался, в дверь позвонил за полминуты.

- О, это правильно! Очень вовремя, одобряю! – Виктор Иванович, крепкий моложавый мужчина с широкими, сильными ладонями, пожал мне руку.
-  Присаживайтесь. Рассказывайте!

Рассказал я в двух словах свою историю.
- Раздевайтесь! – Виктор Иванович постелил на основательный массажный стол мою простыню.

Я скинул рубашку и полез на кушетку.
- Куда?
- Не понял?
- Рано еще. Брюки снимайте, носки.

Ну, снял. Опять пытаюсь забраться на массажный стол.
- Да подождите вы! Давайте сначала на весы.
Взвесился. Доктор вес записал.

- Ладно, ложитесь.
Я залег, положив руки под подбородок.
Не спеша Виктор Иванович приступил к массажу, сначала сухими ладонями, потом вылил на спину какую-то жидкость.
- Это что?
- Это то, что надо. Не отвлекайтесь и расслабьтесь. Руки лучше вдоль корпуса положите или под голову, как вам удобнее.

Перед глазами у меня были часы. Прошло двадцать минут, двадцать пять... У Лены я  спрашивал, сколько доктор берет за сеанс массажа. Она ответила, что раньше тридцать рублей такса была, а сейчас, возможно, и выше. Инфляция. Двадцать семь минут, двадцать восемь... - Нет, думаю, тридцаткой тут не отделаешься!

Еще пара минут, Виктор Иванович сделал пару расслабляющих движений и прекратил массаж, набросил на спину полотенце:
- Полежите! - Отдохнув минуту, я приподнялся с намерением встать.
- Куда?
- Непонл?!
- Приступаем к лечебной гимнастике. Руки за голову! Оторвать голову от стола, повыше!

Я сделал, как он сказал.
- Кисти параллельно, отжаться от кушетки!

Я отжался.
- Руки за спину в замок! Прогнуться в спине. Повыше! - ну, это запросто.

- Руки перед собой, кисти перпендикулярно столу. Отжаться!- Я отжался. Тоже не трудно.

- Вы обратили внимание, что я вам смещенный диск на место поставил? И он так и впрыгнул туда?
- Угу, – разговаривать, лежа лицом вниз было не слишком удобно.
- Вот как он легко на место сел, так легко и выскочит. Надо, товарищ, создавать мышечный корсет. Заниматься будем каждый день. Теперь повторите все упражнения по два раза, потом по три, по четыре, и так до десяти.

"Шутит, наверное? Или придуривается? Это сколько же будет всего? Пятьдесят? Пятьдесят пять? Но нельзя же столько"!
Кое-как, на зубах, закончил я упражнение.

- Молодец! Не ожидал! Устали? Теперь обнимите кушетку, как любимую женщину и прямые ноги поднимайте вверх. Тридцать раз! -Ну, это уже не на зубах, а на дёснах.  Я стал  сползать со стола.

- Куда?
- А что!?
- Не спешите! Переворачивайтесь на спину. Ноги согните в коленях. Руки за голову! Трдцать  раз подъем туловища. Невысоко. Вот так, правильно.

-  Виктор Иванович, а как дышать?
-  Как хотите. Хоть вообще не дышите. Организм сам знает, как ему дышать.

Это было для меня откровением. Никогда я не мог запомнить, как правильно дышать во время физкультурных упражнений. Я выполнил еще десяток упражнений под руководством Тренера, как уже для себя назвал Виктора Ивановича, и на этом закончили.
 
-  Завтра, пожалуйста, тоже приходите вовремя, опозданиями вы украдете у себя время. Во сколько вам удобно? Может быть, с утра?

Вот таких, примерно, сеансов мы тогда выполнили ровно десять. На последнем занятии Виктор Иванович опять измерил мой вес, рост, подсчитал излишек веса по отношению к идеальному с учетом возраста и вручил мне школьную тетрадку, расчерченную на первый месяц. К тетрадке был подколот комплекс ежедневных упражнений и какой-то листок, озаглавленный:

ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ:

Самый большой грех – страх.
Самый лучший день – сегодня.
Самый лучший город – там, где ты преуспеваешь.
Самая лучшая работа – та, которую ты любишь.
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая ошибка – потеря надежды.
Самая большая слабость – ненависть.
Самый большой нарушитель спокойствия – болтун.
Самая нелепая черта характера – самомнение.
Самый опасный человек – лжец.
Самая большая потребность – в общении.
Самое большое богатство – здоровье.
Самый большой дар – любовь.
Самые  лучшие друзья – хорошие книги.
Самые злейшие враги – зависть, жадность, потакание собственным слабостям, жалость к самому себе.
Самое большое событие в жизни – физическое, ментальное, духовное перерождение.
Самое отвратительное в человеке – зазнайство.
Самое отталкивающее – тирания.
Самая гадкая черта – высокомерие.
Самый большой камень преткновения, о который постоянно спотыкаешься – невежество.
Самый умный человек – тот, который всегда делает то, что следует. Это и есть правило, следуя которому можно стать умным человеком.

Прошло двадцать лет с момента нашей первой встречи. Сначала я навещал Виктора Ивановича каждый год, а также в случае необходимой скорой помощи, обычно после перегрузки на даче. Но это - очень редко. В основном же о болях в спине, и вверху, и внизу я забыл.

Дал знать о себе качественный массаж. Но не только он. Основной инструмент оказался заключен в скромную обложку тетрадки. Как кого, не знаю, но меня ежедневные записи повторений упражнений дисциплинируют. Нет тетрадки, половина упражнений забывается, вторая половина комкается, там день пропустишь - голова болит, там два - уехал куда-то, потом неделю, и... всё! Приплыли! Чтобы выработать привычку, минимум неделю надо. А чтоб забросить? Ох, как это легко!

Вот и стараюсь не пропускать ни одного дня. Делаю упражнение, устал. И тут же явственно представляю голос Виктора Ивановича:

- Сделали?
- Почти. Отдыхаю.
- А что же вы так себя жалеете?

И я продолжаю. Без жалости.