Свердловский снайпер

Диана Свердловская
C ветераном Великой Отечественной войны Сергеем Моториным встретилась я в его доме. Живет Сергей Сергеевич в городском поселении Свердловский, Щелковского района, Московской области. Скромный, доброжелательный и постоянно улыбающийся ветеран ждал меня в гости за чашечкой чая вместе со своей дочерью Галиной Сергеевной. 25 мая 2015 года исполнится ему 88 лет. Но несмотря на столь преклонный возраст эпизоды жизни из своего военного и послевоенного прошлого помнит хорошо.

Родился наш герой в Свердловском, здесь же учился в школе. Когда началась война, Сереже было всего 14 лет, поэтому о фронте пришлось только мечтать. С какой мальчишеской завистью он смотрел на ребят, уходивших защищать Родину. Но как только юноше исполнилось 17, он стал осаждать двери военкомата с просьбой взять на фронт.

– Но меня не призывали, – с улыбкой вспоминает ветеран. – И это, конечно, очень огорчало. Мне так хотелось отомстить за отца, который дважды контуженный вернулся с войны. В принципе понятно, почему не брали, во мне роста-то было всего 150 сантиметров, кому нужен такой маленький защитник? (смеется – авт.)

Настал 1944-ый, шел третий год войны. В армию начали призывать ребят 1926 года рождения, а родившихся годом позже, направляли на подготовку в Щелковский военкомат. Вот с ними-то Сергей и начал учиться стрелять, получать навыки подрывного дела и многому другому, что пригодится на фронте.

– Представляете, мне приходилось из Свердловки каждый день пешком ходить в Щелково, – продолжает свой рассказ собеседник «СП». – Так это мне надоело, что пару дней занятий я пропустил. На третий получил повестку в военкомат. Прихожу, меня спрашивают: «Почему не посещаешь занятия?» Отвечаю: «Возьмите сначала в армию, а потом учите!» В итоге выписали штраф. Я его оплатил, кстати, как сейчас помню – 25 рублей. Беру квитанцию, возвращаюсь домой – а там повестка! Я так обрадовался!

Призвали Сергея в 214-ый гвардейский стрелковый полк, который дислоцировался в Москве. Начались армейские будни. Призывник Моторин был одним из самых лучших курсантов. Особенно отличался он тем, что метко стрелял. Да это и неудивительно, ведь он – сын охотника. Отец не только подарил ему ружье, но и научил хорошо стрелять. В итоге молодой солдат был отмечен как один из самых метких снайперов.
Таких как он в полку оказалось 16 ребят. Их-то и направили служить в войска НКВД по охране железных дорог. Основной задачей солдат было сопровождение литерных правительственных поездов, которые шли к линии фронта.

– Нас, снайперов, распределяли по всей линии железной дороги. Мы стояли через каждые 100 – 200 метров с двух сторон путей,– поясняет Сергей Сергеевич. – Помню, сначала проходил бронепоезд, а вслед за ним основной, правительственный, состоящий из трех-четырех вагонов. Мы знали, что в нем направляется к линии фронта главнокомандующий и другой офицерский состав Красной Армии. Это могли быть и Сталин, и Жуков, и многие другие руководители страны.

Подобная охрана, по словам нашего собеседника, была на всех железнодорожных перегонах. Особенно серьезно охранялись железнодорожные мосты. На линии курсировало несколько бронепоездов. К этой операции командованию Московского и Белорусского военных округов приказано было привлечь стрелковые и танковые дивизии.
Однажды, вспоминает Сергей Сергеевич, он сопровождал вагон с офицерами, направляющийся из Вены в Москву. После пересечения реки Тиса кто-то из туалетной комнаты в окно поезда сбросил целый мешок с долларами. Короче, избавился от валюты.

- Да это и неудивительно, ведь в то время за хранение и сбыт ее полагался тюремный срок, - поясняет ветеран. - Я сделал предупредительный выстрел, спрыгнул с вагона, собрал купюры в расстеленную на землю свою шинель и сдал их в таможне украинского города Чоп. Ну, думаю, теперь меня за этот поступок поощрят отпуском домой. И я, наконец – то, увижу свою маму! Но, к моему огорчению, объявили лишь благодарность и через три дня направили в группу ликвидации бандеровцев. Решили, наверное, что я увидел то, чего не должен был видеть, и поэтому отправили туда, откуда надеялись, что не вернусь. Ведь в Западной Украине и Прибалтике в то время свирепствовали многочисленные отряды повстанцев, которые пытались способствовать созданию независимых государств Украина и Литва. И там почти ежедневно происходили вооруженные столкновения между ними и частями НКВД. Однако, оттуда я, слава Богу, вернулся живым и невредимым.

Один из интересных случаев из жизни Сергея Сергеевича также связан с его службой в НКВД. Довелось ему как-то на столичном Белорусском вокзале охранять вагон, в котором должен был отбыть из Москвы генеральный секретарь ЦК Польской рабочей партии Владислав Гомулка, которого в то время, кстати, называли «маленьким Сталиным» за его рвение в насаждении советских порядков в Польше.

– Я стоял у входа в вагон, – вспоминает наш герой. – И тут в сопровождении официальных лиц появляются Гомулка и Молотов. Они, о чем-то оживленно беседуя, подходят к вагону. Я стою, тихонечко за ними наблюдаю. Успел обратить внимание на ботинки Вячеслава Михайловича Молотова, которые были так начищены, что в них можно было смотреться как в зеркало. Попрощавшись с ним, Гомулка подходит ко входу вагона, протягивает мне руку, крепко пожимает и быстро проходит внутрь вагона. Паровоз, громко просигналив, трогается с места…

После службы в войсках НКВД, в 1946 году, Сергей Моторин был переброшен на борьбу с украинскими бандеровцами. С 1949 по 1951 год служил в погранвойсках в Закарпатье, где получил звание сержанта. И лишь в 1951 году вернулся в родную Свердловку. До самой пенсии проработал в Тонкосуконной фабрике имени Свердлова. Женился, вырастил сына и дочь, воспитывает внуков.

Фото из архива Сергея МОТОРИНА

Справка

Сергей Сергеевич Моторин

Родился 25 мая 1927 года в Свердловском, Щелковского района, Московской области в семье рабочих. Закончил шесть классов Свердловской школы. В 1944 году был призван в армию, в 214 – ый гвардейский стрелковый полк, который дислоцировался в Москве. После четырех месяцев обучения был отправлен на службу в войска НКВД по охране железных дорог. С 1946 года был переброшен на Украину, на борьбу с бандеровцами. С  1949 по 1951 служил в погранвойсках в Закарпатье, где получил звание сержанта.

Медали и награды

Медаль Жукова
Медаль За победу над Германией
Медаль 20 лет Победы
Медаль 30 лет Победы
Медаль 40 лет Победы
Медаль 50 лет Победы
Медаль 60 лет Победы
Медаль 65 лет Победы
Медаль 60 лет Вооруженных сил СССР
Медаль Ветеран труда СССР
Медаль За доблестный труд (За воинскую доблесть)
Знак Отличный пограничник