Во всем виноват Вагнер

Андрей Новоселов
   

   Вот так всегда: какой-нибудь Рихард напишет музыку, а из русского мужика юшка летит.
История с новосибирским «Тангейзером» только разворачивается. Уже прошел суд, оправдавший директора театра Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина, но готовится следующий. Уже прошло два митинга в защиту «святынь» и выступление митрополита Новосибирского Тихона, который назвал всех жителей Новосибирской области, а то и России, не явившихся на эти митинги «христопродавцами». Уже Минкульт уволил Мездрича, но зато возмутились театральные деятели России, потребовав, в свою очередь, увольнения министра культуры. В общем, опять сцепились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем на диво Гоголю и всем нам. А мы, в свою очередь, потихоньку ввязываемся в коллективную драку «все против всех». Забавно, что мало кто видел этот самый «Тангейзер». Но тем и интереснее схватка между силами зла и добра, света и тьмы, между коллективным «ободрям-с» и не менее коллективным «осуждам-с». В перерыве, впрочем, все могут посетить буфет, где подают горячительные напитки и вполне приличные закуски.
   Знаете, я припомнил историю, происшедшую много лет назад. У меня, тогдашнего неофита, случился острый приступ ПГМ, то есть «православия головного мозга», как это теперь называется. Проходя по улице, я увидел рекламный плакат на кинотеатре, который, чем уже, не помню, оскорбил мои христианские чувства. Первой моей мыслью было броситься в милицию, прокуратуру, мэрию с криками «да что же это делается, караул!» Но у меня хватило совести вдруг вспомнить то самое Евангелие, в защиту которого я и всполошился. Ведь там Христос недвусмысленно говорит устами апостола Матфея: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». И вот тогда я понял, что возмущаться и предпринимать реальные шаги в ту самую защиту – это совершенно разные вещи. Одно дело кричать и размахивать руками в толпе или перед толпой, и совсем другое – разговаривать один на один с виновниками, которые очень запросто тебя могут послать на все им известные буквы.
   Но, все же, преодолев нахлынувшую робость, я позвонил и администратору кинотеатра, и коммерческому директору той фирмы, которая вывесила этот богохульный, по моему мнению, плакат. К моему удивлению, ничего ужасного и фатального не произошло. Люди, которым я звонил, оказались вполне адекватными и вменяемыми. Мало того, они, очень далекие от религии, оказались внимательными к претензиям незнакомого прохожего, одержимого чистотой нравов, и пошли на уступки. В общем, плакат через некоторое время убрали, несмотря на то, что он, видимо, стоил фирме каких-то денег. Из этого случая я сделал вывод, что, во-первых, жить по Евангелию и добиваться своей цели это одно и то же, а, во-вторых, люди намного лучше, чем о них думаешь.
   Тем более я был удивлен, когда узнал, что люди, читающие Евангелие каждый день, то есть, священнослужители,  и получающие за это деньги, оказывается, не особенно задумываются над прочитанным. Ведь стоило кому-нибудь из них позвонить в Оперный театр, где не выражаются матом, как по телефону, так и по определению, а значит, риска быть посланным не существует, то вся проблема рассосалась бы за несколько минут. Мало того, как Мездрич, так и Кулябин – это люди вполне вменяемые и адекватные. И они обязательно пошли бы навстречу, я уверен, любому простому зрителю, я уже не говорю о митрополите. Что-то убрали бы, что-то бы подправили ко всеобщему и взаимному удовольствию.
   Вместо того, развернулось совершенно постыдное действо с участием новосибирцев, властей и духовенства. Кому это было нужно? Митрополиту Тихону? Судя по видеозаписи его скандального выступления, озвучил он свою речь без особого энтузиазма. Такое создалось впечатление, что его попросили выступить, а он, видимо, из вежливости, не смог отказаться.
   Оперный театр решил пропиариться? Да Новосибирский оперный в рекламе не нуждается лет еще на сто пятьдесят вперед.
Скорее всего, скандал нужен неким политическим силам, желающим заявить о себе таким мутным способом. Эти люди стоят у храмов, хватают прихожан за рукава и вменяют им в обязанность «придти на митинг и защитить православные ценности».  И некоторые соглашаются, идут мерзнуть на серьезном мартовском ветру, только бы не оказаться в одной компании с «христопродавцами».
   Но что бы мне не оказаться в компании тех, кто спектакля не видел, но имеет свое непоколебимое мнение, я решил найти «Тангейзер» на сайте Новосибирского оперного. Но там оказались лишь фотографии других спектаклей и интерьеров этого потрясающего театра.
   Тогда я просто нашел музыку Вагнера в интернете – увертюру к Тангейзеру, хор пилигримов. К стыду своему, я не слышал этого ранее, но теперь рад, что скандал мне помог исправить эту ошибку. И мне, познавшему эту величественную мощную музыку, стало совершенно ясно, что Тангейзер в принципе неодолим. Он не по зубам ни министру культуры, ни митрополиту Тихону, ни экстравагантному режиссеру, ни тысячам полуграмотных и несчастных защитников «православных ценностей». Это космическая музыка, это Божественная музыка, ее невозможно отменить или запретить.  Она сильнее всего и всех.
   Впрочем, в Новосибирске, тем не менее, собираются проводить еще один митинг – митинг в защиту спектакля. И если сообщить православным активистам, что Вагнер некогда был любимым композитором Адольфа Гитлера, то «защитники ценностей», возможно, придут и на этот митинг. Защищать Гитлера.

P.S. Только что сообщили: "Тангейзер" снят с репертуара решением нового директора театра. Тема закрыта: нет спектакля - нет проблем.
А может и Оперный пора закрыть, чтоб не искушал, зараза? И купол снести, а?