Апология на книгу Деяний святых Апостолов. Часть 7

Николай Старовойтов
2:36 :"(...) Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса (...)" Стих 2:39 называет Христа "Господь Бог наш" (ср.с 2:47,где только ”Господь",без указания на Ипостась),и таким образом Христос,Который есть Господь (2:36),есть также Бог (2:39).Деян.10:36 усиливает сказанное,называя Христа "Господь всех".Через Воскресение Иисус вошёл в обладание Божественными прерогативами,которые принадлежали Ему по праву рождения.
 Диакон Андрей Кураев пишет: "Что значит "соделал"?Неужели Сын есть тварь?Св.Григорий Нисский обращает внимание на то,что во-первых,эта проповедь[357] обращена к иудеям,которые видели лишь "завесу плоти" Христа и не видели Его духовной природы,а во-вторых,на то,что у апостола употреблено указательное местоимение.Указывать можно только на то,что видимо.Иудейская толпа не была на Фаворе и потому Божественной славы Иисуса не видела.[358] Видеть они могли лишь его человеческую природу.И значит,именно на человеческую,а не на духовную природу Христа указывают слова о том,что "Бог соделал Господом Сего Иисуса".
 По воскресении свойства славной Божественной природы даются уничиженному на Кресте телу Христа.В богословии это называется "перехорезис"[359]- обмен свойствами двух природ Христа и обмен именами."[360]
 Уитнесс Ли пишет: "Как Бог,Господь был Господом всё время (Лк.1:43;Ин.11:21;20:28).Но как человек,Он был сделан Господом в Своём вознесении,после того как в Своём воскресении Он принёс Своё человечество в Бога.Также,будучи Божьим Посланцем и Помазанником,Он был Христом со времени Своего рождения (Лк.2:11;Мф.1:16;Ин.1:41;Мф.16:16).Но в этом своём качестве Он был также официально сделан Самим Божьим Христом в Своём вознесении.
 Господь был сделан Господом,Господом всех,чтобы владеть всеми; и Он был сделан Христом,Божьим Помазанником (Евр.1:9),чтобы выполнить Божье поручение"[361].
 Древнейшие свидетельства Церкви ясно поддерживают идею Божественности Христа.Сочинения отцов Церкви,доступные сегодня в переводах,доказывают их веру в это важнейшее положение.Отцы Церкви говорят о Христе как о "Вечном","воплощённом Боге","Творце" или владеющим другими исключительно божественными определениями.Ниже следуют иллюстрирующие это цитаты из сочинений некоторых их них.
 Поликарп (69-155),епископ Смирнский,был учеником Апостола Иоанна,священномученик.По свидетельству святителя Иринея Лионского (125-200),Поликарп "всегда учил тому,что узнал от Апостолов,что передаёт и Церковь и что одно только истинно" ("Против ересей",3.3.4).Он писал: "Ныне пусть Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа и Сам вечный Первосвященник,Бог Иисус Христос наставят вас в вере..."[362]
 Игнатий Богоносец (ок.50-110),епископ Антиохийский,был современником Поликарпа,Климента и Варнавы,священномученик.В своём послании к Ефесянам он писал о Христе как о "Боге нашем,Иисусе Христе".[227] В другом письме Игнатий увещевал Поликарпа: "Ожидать Того,Кто превыше всех времён,Вечного,Невидимого,Который стал видимым ради нас... Кто пострадал за нас"[363].В переписке с жителями Смирны он добавлял,что "...если они не уверуют в кровь Христову (Который есть Бог),их также ждёт суд"[364].Игнатий о Христе: к Ефесянам VII.2: "...обрёл знание Бога,то есть Иисуса Христа.";XIX.3: "...ибо Бог явился как человек..."; Магнезианам XI.1: "Христос,Который был от вечности с Отцом..."; Римлянам VI.3: "...позвольте мне следовать примеру страстей Бога моего"[365]; доп.см.Еф.1,приветствие (дважды); III.3; Смирнянам I.1; Поликарпу VIII.3; Варнаве VII.2.Св.Игнатия не упрекнули и не заклеймили как еретика те верующие,которым он слал свои письма.Это показывает,что в I-II вв. Церковь всецело принимала Божественность Христа.[366]
 
2:38: "(...) да крестится каждый из вас (...)" (;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;- досл."пусть каждый из вас погрузится (в воду)").Священные омовения были широко распространены во многих языческих культах,однако глагол ;;;;;;; очень редко,судя по письменным источникам,использовался в сакральном контексте; в Септуагинте он (как правило в форме ;;;;;) передаёт др.-евр. ;;;.Религиозный ритуал принятия прозелита в иудейскую общину включал в себя ритуальное омовение.Именно такое омовение и служит ближайшим аналогом и источником церемонии омовения (крещения)- своего рода обряда инициации в новую мессианскую общину,который совершал Иоанн Предтеча.В раннехристианских общинах Таинство крещения практиковалось с самого начала,характерной его чертой было то,что оно совершалось во имя Христа (;;; ;;;;;;;,;;; ;; ;;;;; ;;;;;;;).

 2:43;др.места Деян.2:43:"(...) и много чудес и знамений совершилось чрез Апостолов в Иерусалиме."Историк Евсевий (IV в.) в "Трактате Евсевия" (гл.2) цитирует отрывок из погибшей книги Иерокла "Филалет,или Любитель Правды",где тот обрушивается на Апостолов Петра и Павла,обвиняя их в чародействе.

2:44-45.2:44: "Все же верующие были вместе и имели всё общее."- Подробнее Лука говорит об этом в Деян.4:32-35.Об общем владении собственностью в христианских общинах[367] упоминает язвительно высмеивающий христиан и потешающийся над этой их особенностью вышеупомянутый сатирик II-го века Лукиан Самосатский ("О кончине Перегрина",13).

2:46: "И каждый день единодушно пребывали в храме и,преломляя по домам хлеб,принимали пищу в веселии и простоте сердца"- Иисус причастил учеников на Тайной Вечере,связанной с Его смертью.Однако в Деян.2:46 мы читаем,что причащение было временем радости.Не будь Воскресения Христа,о какой радости может идти речь?Память о трапезе,которая предшествовала преданию и распятию Христа,должна была бы в случае отсутствия Воскресения вызывать нестерпимую боль.Что превратило отчаяние Тайной Вечери во всемирное причастие радости? "В этом таинстве они встречали Его,-пишет Майкл Грин.-Он был не мёртвым,но воскресшим и живым.И они праздновали эту Его смерть,в сознании Его живого присутствия,"доколе Он придёт" в конце нашей истории (1 Кор.11:26).До нас дошла краткая молитва,произносившаяся при причастии самыми первыми христианами,говорившими ещё по-арамейски (1 Кор.16:22 и Дидахе,10).Она состоит из одного-единственного слова "Маранафа!",что означает "Господь наш грядёт".Единственным объяснением этого праздника,на котором они отмечали Господню Вечерю,может быть Его воскресение из мёртвых на третий день."

3:1 в моём переводе[368]- Н.С. : "Пётр и Иоанн поднимались в храм в час девятый." Во-первых,в греческом тексте Деян. стоит слово ;;;;;;;;; ("поднимались"),-храм находился на горе и путь к нему действительно был подъёмом.Во-вторых,"в час молитвы девятый"- около трёх часов дня,а время для молитвы было определено три раза в день: на рассвете,около трёх часов пополудни и на закате[369]; Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" (XIV,4:3) упоминает о том,что жертвоприношения совершались дважды в день- на рассвете и около трёх часов дня.Лука вновь и вновь оказывается прав.

 3:13: "(...) от Которого [от Иисуса] отреклись пред лицем Пилата,когда Он полагал освободить Его" | Понтий Пилат был пятым по счёту римским наместником,который управлял Иудеей после изгнания Ирода Архелая (сына Ирода Великого).Согласно историку Иосифу Флавию ("Иудейские древности" XVII,4:2).Понтий Пилат был наместником в течение десяти лет.Это десятилетие,вероятно,приходится на время с 26 по 36 гг.Вплоть до 70 г.,когда Иерусалим был разрушен римлянами,известно четырнадцать таких наместников.Таким образом,Христа отвели к Пилату,поскольку «только он имел власть над жизнью и смертью,что по-другому называлось jus gladii (правом меча),и только если он утверждал приговор,то его приводили в исполнение»[370].
 Пример археологической находки,которая подтверждает историчность упомянутого в Библии лица,приводится Майклом Дж.Хоуардом,участником археологической экспедиции 1979 года в Кесарии[371] (Израиль),бывшей когда-то римской административной столицей Иудеи."В течение 1900 лет,-писал он,-Пилат существовал только на страницах Евангелий и в смутных воспоминаниях римских и иудейских историков.[372] О его жизни почти ничего не знали.Некоторые говорили,что он вообще не существовал.Но в 1961 году одна итальянская экспедиция [из миланского института- примеч. Н.С. ] работала в руинах древнеримского театра в Кесарии.Кто-то из рабочих перевернул камень,который использовался для одной из лестниц.На обратной стороне находилась следующая частично нечёткая надпись на латинском языке: "Caesariensibus Tiberium Pontius Pilatus Praefectus Iudaeae"...[373] Это начисто уничтожило сомнения в существовании Пилата... Впервые появилось эпиграфическое доказательство жизни человека,приказавшего распять Христа,которое относится к тому же времени"[374] (Иоанна 19:13-16; Деян.4:27).Надпись нанесена на блок из известняка размером 82;68;20 см.См. подробнее сборник «Иисус Христос в документах истории»,указ.изд.,стр. 30-32.В настоящее время эту надпись можно видеть в Музее Израиля в Иерусалиме.
 При изучении затопленного порта Кесарии,американским учёным Эдвардом Линком была в 1957 году найдена огромная статуя.Кроме статуи,археологи-подводники нашли на дне обломки здания библиотеки,мраморные колонны и многое другое.В 1961 году европейские учёные археологи-подводники продолжили исследования американского учёного.Им посчастливилось сделать самую интересную находку.Со дна был поднят постамент статуи с обрывком надписи на нём.Сохранились лишь буквы "...тиу Пилатус".Известно,что римского наместника в Иудее звали "Понтий Пилат".Резиденция его находилась в городе Цезарея [Кесария- Н.С. ].Сообщения античных историков получили подтверждение в результате раскопок на дне Средиземного моря."[375]
 Такие современники Понтия Пилата,как иудейский историк Иосиф Флавий и Филон Александрийский (25 г.до н.э.-50 г.),описывают его как тирана,мучителя народа и мздоимца."Он был жесток,и жестокость его не знала милосердия.Во время его правления в Иудее царили взяточничество и насилие,воровство,притеснения,унижения,казни людей без вынесения приговора и безпредельная жестокость",-пишет Филон Александрийский[376].
 Согласно Иосифу Флавию ("Иудейские древности" XVIII,3:1-4:2),Пилат в отличие от других римских наместников Иудеи,не желал принимать во внимание особенности местной религиозной жизни и с презрением относился к еврейским обычаям.Современник Пилата Филон цитирует письмо Агриппы I к императору Гаю,в котором тот характеризует Пилата как человека негибкого,упрямого и жестокого;Филон ставит Пилату в вину подкупность,насилия,грабежи и злоупотребления,обиды,постоянные казни без постановления приговора,безконечные и невыносимые жестокости ("Посольство к Гаю",299-305).Пилат начал своё правление с демонстративного акта пренебрежения к сложившимся традициям.Когда он переводил войско на зимнюю стоянку из Кесарии в Иерусалим,он внёс в город штандарты,украшенные металлическими медальонами с профилем императора (каковые являлись предметом религиозного почитания в войсках) и серебряными орлами,хотя все римские префекты до Пилата этого не делали,щадя религиозные чувства евреев и не желая провоцировать безпорядки,так как изображения людей,животных и птиц были несовместимы с иудейскими религиозными традициями.Знамёна были убраны из города лишь после того,как Пилат обнаружил,что евреи согласны скорее умереть,чем терпеть нарушение своего Закона.Решив соорудить водопровод в Иерусалиме,Пилат взял на это деньги из храмовой сокровищницы,что вызвало возмущение,жестоко им подавленное,и это опять сошло ему с рук ("Иудейская война" II,9:2-4).Согласно Филону ("Посольство к Гаю",299-305),Пилат также установил позолоченные щиты с именем императора (но без его изображения) в бывшем дворце Ирода в Иерусалиме.Высокопоставленные евреи,включая четырёх сыновей Ирода,обратились к Пилату с просьбой убрать щиты.Когда он отказался прислушаться к их просьбе,они написали жалобу Тиберию.Последний пришёл в гнев,немедленно "написал Пилату письмо,велев ему без промедления убрать щиты и удалить в Кесарию,где посвятить в храм Августа"[377].О жестокости Пилата по отношению к галилеянам,убитым,скорее всего в Иерусалиме,куда они пришли совершить жертвоприношения,сообщает Лука (Луки 13:1).
 Информация Иосифа о Пилате как о человеке,не считающемся с религиозными особенностями подвластного ему населения,подтверждается археологическими находками.В Иудее при римских наместниках продолжалась чеканка медных денег.На них,как правило,было имя римского императора,изображение пальмы,гроздь винограда или ветка какого-либо иного растения и дата- год правления властителя римской державы.Такие изображения и надписи полностью соответствовали иудейским религиозным нормам.Валерий Грат,придерживаясь традиционной политики веротерпимости,на реверсе монеты 24 г. н.э. изображал пальмовую ветвь.Но в 29 г. Пилат начал чеканить новые монеты,на которых появляется изображение simpulum- ритуального ковша,который использовался римскими жрецами для совершения культовых возлияний.Таким образом евреям пришлось пользоваться деньгами с языческими религиозными изображениями.Практически нет сомнения,что евреи протестовали против оскорбительных изображений и что на Пилата это не произвело впечатления.В 30-м,а затем и в начале 31-го гг. Пилат выпустил новые монеты,на которых вместо ковша появляется ещё более оскорбительное для евреев изображение lituus- посох риского авгура,гадателя по внутренностям жертвенных животных.(См.изображения монет в сборнике "Иисус Христос в документах истории",указ. изд.,стр.477,-1д,1е.).
 Последний конфликт,закончившийся отставкой Пилата с его поста,произошёл в 36 г.Некий самаритянин пообещал своим последователям показать священные сосуды,которые,согласно популярному среди самаритян преданию,Моисей закопал на горе Гаризим- культовом центре самаритян.Многие ему поверили,вооружились и расположились у подножия горы,в деревушке Тирафане.Пилат послал отряды всадников и пехоты,которые напали на собравшихся в деревушке и часть из них перебили,а остальных обратили в бегство или захватили в плен.Пилат распорядился казнить наиболее влиятельных из пленников.После этого самаритяне обратились с жалобой к легату Сирии Вителлию,который временно передал бразды правления Иудеей Марцеллу,а Пилату повелел отправиться в Рим на суд императора.(Почти сразу Вителлий удалий с должности и очень долго «правившего» Иерусалимом (с 18 по 36 гг. н.э.) первосвященника Каиафу,справедливо считая последнего соучастником многих неблаговидных дел отстранённого префекта.Пилат уехал в Рим,но по непонятной причине путешествие заняло у него около года,так что он появился в Риме уже после смерти Тиберия,в марте 37 г.Дальнейшая судьба Пилата точно не известна.
Личность Пилата породила множество легенд.Их условно можно разделить на два типа: его осуждающих (как виновника смерти Иисуса) и его прославляющих (как тайного христианина,пытавшегося Иисуса спасти).Первый представлен у Евсевия ("Церк.ист.",II,7;"Хрон."II).Со ссылкой на "греческих писателей,отмечавших Олимпиады и события,происходившие в каждую из них",он сообщает,что Пилат "впал при императоре Гае [с 37 по 41 гг.н.э.- Н.С.] в такие беды,что вынужден был покончить с собой и собственной рукой наказать себя".Эта же традиция представлена у блаженного Иеронима.В средневековом сочинении "Смерть Пилата" (Mors Pilati) труп покончившего с собой Пилата выбрасывают в Тибр,после чего демоны собираются толпами и наводят такой страх на Рим,что тело вытаскивают из воды и пытаются утопить в Роне,однако воды Роны отказываются его принять.В конечном итоге тело выбрасывают в колодец,окружённый горами,в окрестностях озера Луцерн,где начинаются различные проявления дьявольского присутствия.Место погребения Пилата и сейчас показывают туристам на Pilatsberg (Пилатова гора).Другой тип легенд рисует Пилата сторонником Христа.Тертуллиан сообщает,что Пилат во время суда над Иисусом был его тайным последователем (ipse iam pro sua conscientia Christianus) ("Апология",XXI,24).В коптских и эфиопских святцах 25 июня значится как день святого Понтия Пилата и святой Клавдии Прокулы (имя жены Понтия Пилата сообщалось в его "Деяниях",то есть в официальном докладе префекта Иудеи Тиберию).
 Личное имя (praenomen) наместника неизвестно.Считается также,что он находился в дальнем родстве с древним родом Понтиев.Известны 28 римлян,оставившие след в истории и носившие родовое имя Понтий (nomen Pontius).Полагают также,что третье имя (cognomen),Пилат (Pilatus),происходит от названия копья (pilum) тяжеловооружённого ветерана-триария и свидетельствует о воинских заслугах предков префекта Иудеи.Личных мужских имён (praenomen) у римлян было немного,причём наиболее распространённые из них писали в стандартном сокращении: Ави (A),Аппий (Апп.),Гай (Г.),Гней (Гн.),Децим (Д.),Луций (Л.),Марк (М.),Нумерий (Н.),Публий (П.),Квинт (Кв.),Секст (Секс.),Сервий (Се.),Спурий (Сп.),Тиберий (Ти.),Тит (Т.)[378] Одно из этих личных мужских имён,по всей видимости,носил Пилат[379].

(Продолжение следует...)

Примечания автора:
[357] То есть проповедь Петра в Деян.2:14-40.
[358] Зато на Фаворе- святой горе в северо-восточной оконечности Изреельской долины- были ближайшие ученики Христа.И там Иисус "преобразился пред ними; и просияло лице Его как солнце,одежды же Его сделались белыми как свет"; И там "облако светлое осенило их" и там глас Бога Отца свидетельствовал о Божестве Христа (Матф.17:2,5; см.Матф.17:1-9; Мар.9:2-9; Луки 9: 28-36).
 Преображение Господне и основанное на нём учение паламитов-исихастов об энергиях проложили дорогу современной энергетической картине мира.
 Свидетельствами истинности Преображения и Православия являются и современные чудеса на горе Фаворе.Это облака,ежегодно являющиеся среди ясного неба на Фаворе на Преображение Господне.До и после православного праздника Преображения облаков на Фаворе не бывает.И свет над Фавором появляется только на православный праздник Преображения Господня,этот свет виден ночью во время всенощной на Преображение и ночной литургии на горе Фаворе (Благодатный Огонь: Чудеса на Гробе Господнем.М.:«Лествица»,1999,стр.327 и 329 с фотоиллюстрациями).Эти чудеса- одни из доказательств истинности нашей Православной Церкви и её месяцеслова (календаря).
[359] См.,например,: Тертуллиан."О теле Христа",5; св.Григорий Нисский."Против Евномия",6,2.
[360] Диакон Андрей Кураев.Наследие Христа.М.:«Благовест»,1997,стр.33-34.
[361] Новый Завет.Восстановительный перевод.США,Анахайм: Живой поток,1998,примечание на стр.506.
[362] Дж.Б.Лайтфут.Послание Поликарпа к церкви в Филиппах.-Апостолические отцы.ч.II.Mac-Millan and Co.,1889.T.2,N.3.,стр.476.
[363] Эдгар Дж.Гудспид.Апостолические отцы.Американский перевод.New York: Harper and Row.p.85.
[364] Лайтфут.Указ.соч.Т.2,N.2,стр.572.
[365] Цитаты по К.Лейку: Кирсопп Лейк (пер.).Апостолические отцы.Т.1.Кембридж,Массачусетс.Loeb Classical Library,Harvard University Press,1965,стр.173 сл.
[366] Доп.см.напр.: св.Иустин Философ,"Апология I",62-63,"Диалоги" CXXVII;свт.Ириней,еп.Лионский,ученик Поликарпа,"Против ересей",4.10.
 [367] О сходных традициях в общине ессеев сообщает Иосиф Флавий ("Иудейская война" II,8:3).
 [368] С греческого текста по общеупотребительному критическому изданию Нового Завета Е.Нестле-К.Аланда,приобретшему в настоящее время статус стандартного и наиболее авторитетного (Nestle-Aland.Novum Testamentum Graece et Latine.Deutche Bibelgesellschaft.Stuttgart,1994).
 [369] См.лит.в E.Shurer,The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ,revised and edited by G.Vermes,E.Millar,M.Black (vols.1-2).Edinburgh:T.&T.Clark,1973,vol.2,p.303,прим.40.
 [370] ;;;;;;;;; ;.;.';;;;;;;; ;;; ;; ;;;; ;;;;;;;;.'';;;.«'; ;;;;;»,';;;;;;.;.479.
 [371] Кесария находится на побережье между горой Кармел и Иоппией.
 [372] к Гаю",299-305; Иосиф Флавий,"Иудейская война",II,9:2-4;"Иудейские древности",XVIII,2:2,3:1,2-3;4:1-2;6:5.
 [373] "Понтий Пилат,префект Иудеи,представлял Тиберия Кесарийцам" (Bo Reicke,Leonard Rost,Biblisch-historisches Handworterbush,том 3,столбец 1472).
 [374] Майкл Дж.Хоуард,"Unearthing Pontius Pilate","The Sun",Балтимор,Мэриленд,24 марта 1980,стр.B1,B2;также: Biblical Archaeology Review.May/June 1980,pp.30,31.
 [375] Яков Левен.Сеется семя.-М.:Протестант,1992,стр.145-146.
 [376] Keller W.'; ;;;;;; ;; ;;;;;;; ;;;; ;;; ;;;;;;;;;;.';;;;;;,1968.;.499.Русский перевод книги Вернера Келлера "Библия как история" вышел в 1998 году (М.:Крон-Пресс).
 [377] "Иисус Христос в документах истории."Указ.изд.,стр.28.
 [378] "Иисус Христос в документах энциклопедический справочник.М.,1999,стр.41.
[379] О Пилате см.E.Schurer,The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ,revised and edited by G.Vermes,F.Millar,M.Black (vols.1-2).Edinburgh:T.&T.Clark,1973,vol.1,pp.383-388; E.M.Smallwood,Jews under Roman Rule (Leiden,1976),160-174;ead."The Date of the Dismissial of Pontius Pilate from Judaea",Journal of Jewish Studies 5 (1954),12-21;W.Creizenach,Pilatus-Legenden (Halle,1874).