Спасите наши души...

Морской Профсоюзный Телеграф
"WILL YOU HELP US..."

Гибель теплохода «Механик Тарасов» Балтийского морского пароходства 16 февраля 1982 года занимает особое место среди морских катастроф. Трагедия, случившаяся в водах Северной Атлантики, унесла жизни тридцати двух моряков, спасти удалось лишь пятерых. На сегодняшний день из последнего экипажа "Тарасова" остался только Вячеслав Юрьевич Кожухов. В том роковом рейсе он был вторым помощником капитана, а ныне является главным специалистом отдела эксплуатации служебно-вспомогательного, пассажирского и транспортного флота Управления эксплуатации портов и флота ФГУП «Росморпорт». Вячеслав Юрьевич до сих пор поддерживает теплые отношения с человеком, спасшим его от верной смерти. Это Миккьяль Ольсен - капитан рыболовной шхуны «Sigurfari», пришедший на помощь терпящему бедствие «Механику Тарасову». Судя по воспоминаниям, которыми Вячеслав Кожухов и Миккьяль Ольсен поделились с нашей газетой, чудо, что вообще кто-то выжил в кромешном аду разбушевавшейся стихии.

ЗА 24 ЧАСА ДО ТРАГЕДИИ

Вячеслав Кожухов: «За сутки до шторма я показал карту погоды проходившему у нас практику курсанту ЛАУ Андрею Шведову, который из любопытства поднялся на мостик во время моей ночной вахты. Нас догонял глубокий циклон, который двигался на северо-восток c  большой скоростью. Я сказал Андрею: «Готовься, попадем в сильный шторм».

К сожалению, догнав «Тарасова» циклон остановился. В результате сильного ветра до 50 узлов, который дул практически в одном направлении, поднялось сильное ветровое волнение. Как потом выяснилось на суде в Канаде по разбору трагедии с т/х «Механик Тарасов», в районе гибели судна в пик шторма регулярные волны были порядка 15 метров высотой, а с периодом в два часа проходили волны гиганты 22-метровой высоты.

Вячеслав Кожухов: «В наших аварийных телеграммах мы их оценивали как 12 метров и более".
 
15.02.1982 в 12:00, когда второй помощник принимает вахту, румпельная уже затоплена поступающей забортной водой.

Вячеслав Кожухов: «Причина состояла в том, что оба грибковообразных вентиляционных раструба вентиляционных шахт, находившихся по правому борту, один - на полубаке, второй - в носовой  части судна, были сорваны штормом. Диаметр вентиляционных труб был 850 мм и 750 мм, и через эти трубы в трюма поступала забортная вода». 

Управление рулем в это время осуществлялось с поста аварийного управления рулевой машины - находившийся там матрос получал команды с мостика по телефону. В помещение было полно воды, которая поступала через щели двери, выходившей в трюм на главной палубе, где уровень воды был выше. Создалась угроза, что электродвигатель аварийного управления рулем будет залит. Примерно с 18.00 до 22.30 группа из восьми человек, включая Вячеслава Кожухова, ведрами откачивала воду. Моряки поднимали ведра с водой по трапу вверх и выливали через другую дверь, выходящую на открытую палубу. Неожиданно из-за качки сместилась бухта швартовного троса, придавила эту дверь, и моряки оказались заблокированными.

Вячеслав Кожухов: «Я доложил капитану, он ответил: «Ждите помощи, руль оставьте в положении право на борт». Так мы и сделали».

Меж тем вода поднималась все выше, заливая аварийный пост, а заблокированные в помещении моряки тщетно пытались отжать дверь на верхнюю палубу. Наконец, швартовная бухта чуть сместилась, и дверь все же удалось приоткрыть, после чего все сумели выбраться. Судно к тому времени имело самый малый ход вперед и практически было неуправляемо.

"СУДНО УЖЕ НЕ СПАСТИ, НАДО СПАСАТЬ ЭКИПАЖ"

К концу суток второй помощник поднялся на мостик, там никого не было.

Вячеслав Кожухов: «Я услышал английскую речь на 16-м канале. Спросил кто вызывает, понял, что это рыболовное судно. Я сказал, что у нас поступает забортная вода и нам нужна помощь».

Рыболовным судном оказался «Sigurfari», траулер с Фарерских островов. Сначала капитан Ольсен расслышал лишь четыре слова: «... WILL YOU HELP US...» Он даже не предполагал, что именно «Механик Тарасов» терпит бедствие, так рассчитывал вызвать на связь другое рыболовное судно.

Миккьяль Ольсен: «Радар показывал, что судно находится в девяти милях от нас. Я думал, что это норвежское рыболовное судно. Но потом на связь вышел капитан «Механика Тарасова». Я уточнил у него, необходима ли наша помощь. Капитан мне ответил, что помощь не нужна, так как к нему уже идет советское судно».

Тем не менее, несмотря на шторм, Ольсен принимает решение следовать в предполагаемый район терпящего бедствие судна. По его признанию, если бы не сказанные Кожуховым в радиоэфире слова, он вряд ли бы туда направился. Ведь как такового сигнала бедствия так и не было подано.

А на "Тарасове" капитан Былкин собирает на мостике всех штурманов и сообщает: «Судно уже не спасти, надо спасать экипаж».

Вячеслав Кожухов: «Он дал мне команду готовить шлюпку правого борта к спуску. Прежде чем уйти с мостика, я спросил Былкина, могу ли подать SOS с помощью аварийного передатчика сигналов бедствия, который передавал бы наши координаты. Капитан ответил, что не надо, так как теперь это уже не обязательно. Вероятно, ему было достаточно почти суточной аварийной переписки с Минморфлотом, пароходством и того, что к нам на помощь уже идут советские суда. В частности, БМРТ «Иван Дворский».

"ОДНО ЖЕЛАНИЕ - ВЫЖИТЬ"

Вячеслав Кожухов: «Когда одевали жилеты, мы собрались вместе - четвертый, третий и второй помощники капитана. Четвертый помощник Миша Иванов спросил, у кого какое желание. Он стал записывать их в записную книжку. Я сказал, что у меня одно желание - выжить. А если утону, чтобы мою смерть смогли вынести мои родители. Третий помощник Александр Скворцов и Миша сказали, что у них такое же желание». 

Пока шла помощь, экипаж «Механика Тарасова» предпринял несколько попыток спустить на воду шлюпки и плотики. Стремительная качка, перекатывающиеся по палубе волны делали эту операцию смертельно опасной.

Вячеслав Кожухов: «Шлюпка правого борта была сорвана, и ушла в море во время попытки её спуска. Потом мы видели, как её разбивает о борт нашего судна. Шлюпку левого борта спустить не смогли из-за большого крена на правый борт, она даже не стронулась. В то место, где бился о борт сброшенный нами спасательный плот, спустили штормтрап. Я не видел, но потом мои товарищи говорили, что кажется начальник радиостанции Алексей Шишло был в том плотике. Он пропал без  вести».

Капитан тем временем вел переговоры с БМРТ "Иван Дворский". БМРТ был в зоне слышимости, но визуально и на радаре был еще не виден. Капитан "Тарасова" дает команду второму и третьему штурманам стрелять красными ракетами в сторону севера, чтобы "Дворскому" было легче ориентироваться. Однако некоторое время спустя говорит, что это бессмысленно, так как "Дворский" их все равно не видит. У второго помощника Кожухова в кармане остается один фальшфейер, который он положил к себе в карман на всякий случай, когда доставал красные ракеты из ящика с пиротехникой.

Миккьяль Ольсен: «Мы добрались до «Механика Тарасова» через полтора часа. Штормовая погода и плохие условия видимости не позволяли нам сделать это быстрее, мы шли малым ходом с соблюдением всех мер предосторожности».

Экипаж «Тарасова» собрался на открытой палубе. Паники не было. Уже был виден «рыбачок», который, взлетая на гребень гигантской волны, казался "тарасовцам" вертолетом. С левого борта подходил «Иван Дворский». "Тарасовцы" ждут, что вот-вот будет организована переправа на борт "Дворского". Но БМРТ почему-то отходит.

Вячеслав Кожухов: «В это время носовая часть «Механика Тарасова» при большом крене на правый борт стала уходить под воду. Очевидно, это увидели на "Дворском" и решили немного отойти, ведь из-за сильного волнения он сам мог навалить на нас, и последствия были бы непредсказуемые».

На "Тарасове" поняли, что организованной помощи не будет, и единственный шанс спастись -  это прыгать за борт и надеяться, что их подберут. Температура воздуха при этом составляла примерно минус 5 градусов, а верхнего слоя воды 2-3 градуса выше нуля.

"ГОСПОДИ, ЕСЛИ ТЫ ЕСТЬ, ПОМОГИ!"

Не все решились покидать судно. Куда прыгать? Вокруг тьма, холод, ледяная вода и штормовое море.  Даже «рыбачка», который, то скрывался, то снова появлялся на гребне волны, не всегда было видно.

Люди собрались на открытой палубе. Одни сидели на планшире, другие на штормтрапе. Борт судна был весь обледенелый. Вячеслав Кожухов с несколькими его товарищами решили "связаться" в одну связку. Затем наступил момент, когда нос судна ушел под воду, и корма уже высоко задралась, что-то взорвалось в машине, и "тарасовцы" кубарем покатились вдоль борта в воду.

Вячеслав Кожухов: «Когда я видел капитана Былкина живым в последний раз, он стоял одной ногой на планшире, а другой - на надстройке судна, и балансировал, чтобы не упасть. На спасательный жилет он одел пальто... Мы прыгнули примерно за 3-4 минуты до того, как судно скрылось с поверхности воды. Я оглянулся и увидел, что «Тарасов» стоял как свечка, примерно наполовину в воде. Судно казалось огромным, и появился страх, что когда оно уйдет в воду, нас тоже затянет в воронку».

"Механик Тарасов" затонул в 05:28 судового времени, в Москве в этот момент было 11:28 утра.

Вячеслава Кожухова и других моряков, оказавшихся с ним в одной связке, стало относить от теплохода ветровым течением. Кожухов достал фальшфейер, отвернул зубами крышку, зажег и держал факел, пока оставались силы. Потом была мгла, холод и понимание того, что умираешь. 

Вячеслав Кожухов: «Я лег на спину, мысленно попрощался со всеми родственниками, подумал: «Господи, если ты есть, помоги!», и «отключился». Когда пришел в себя, обнаружил, что лежу в койке под одеялами».

"ЭТО НЕПРАВДА"

Из-за сильнейшей качки многие из экипажа «Механика Тарасова» получили тяжелые травмы, и товарищи не успели  вытащить их на открытую палубу. Они ушли вместе с судном.

Вячеслав Кожухов: «У Миши Иванова была травма ноги. Он практически все время находился в каюте. Ольсен потом рассказывал мне, что когда "Тарасов" уходил под воду, он слышал, как кто-то говорил по телефону. Я думаю, это был Миша Иванов, но что он говорил, я не знаю».

На борт “Sigurfari” всего было поднято пятеро живых моряков и четырнадцать трупов  и еще семь тел погибших членов экипажа подняли на БМРТ «Иван Дворский». Во время перевозки трупов на резиновой шлюпке с «Sigurfari» на судно канадской береговой охраны один труп, уже без спасательного жилета, был выброшен волной из шлюпки. Так курсант-практикант Герман Гусев утонул второй раз и попал в число без вести пропавших.

Миккьяль Ольсен: «Мой экипаж сделал все, чтобы спасти тонущих людей. Я никогда не забуду, как на меня посмотрел Слава, которому я сказал, что из всего экипажа "Тарасова" выжили пять человек. Он не верил, в его глазах читалось: «Это неправда».

«ОН НЕ ДУМАЛ, ЧТО СУДНО УТОНЕТ ТАК БЫСТРО»

Сейчас, прокручивая в памяти события той ночи, Вячеслав Кожухов считает, что у многих членов экипажа «Механика Тарасов» были шансы на спасение. Например, плотики можно было бы раскрыть на судне. Затем разделиться на две группы, морякам в каждой из них «связаться» между собой и плотиками, и  затем всем вместе прыгнуть за борт следом за плотиками. Конечно же, все эти действия можно было предварительно обговорить с пришедшими на помощь судами. Потом, уже в воде, моряки могли бы подтянуться за выброску к плотикам и забраться в них. Тогда, с большой долей вероятности, экипажи фарерского "рыбачка" и «Ивана Дворского» смогли бы их «выловить» всех, живыми или мертвыми. Наверное, такая мысль не пришла в голову капитану Былкину, а возможно, он просто не думал, что судно утонет так быстро, и надеялся, что за счет воздушных пузырей в корпусе оно еще будет какое-то время держаться на плаву.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРОСЧЕТЫ

Грузовладелец подал иск в суд с требованием возмещения убытков. Суд состоялся в Канаде спустя пять лет после гибели "Тарасова" - именно столько времени потребовалось на подготовку и изучение материалов дела, и особенно документации по проекту судна.  Из определения суда следует, что толщина корпусов "грибков" трюмной вентиляции была меньше, чем на большинстве других морских судов. Другими словами, при строительстве судна были допущены конструктивные просчеты. Судно было построено на финской верфи, но по советским чертежам. Потом выяснилось, что для финской верфи, где был размещен заказ, это был "пилотный" проект. А может быть, это была экономия заказчика? Подразумевалось, что суда этого типа будут иметь ограниченный район плавания. Более того, в информации по остойчивости для капитана было указано, что при получении пробоины надо принимать меры не по заделке пробоины и установке пластырей, а по спасению экипажа - так как при затоплении любого из трюмов эти ро-ро тонут.
Вячеслав Кожухов считает, что в профессиональной среде моряков ошибки, приведшие к гибели судна, нельзя замалчивать, а тем боле забывать. Чьи бы они ни были - проектировщиков, судостроителей, судовладельцев или капитанов. Ведь цена этих ошибок - жизни людей.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

При подготовке материала совершенно неожиданно отыскались следы «Sigurfari». Оказалось, что старичок-траулер, построенный в 1969 году, до сих пор в строю - не так давно его приобрела... мурманская фирма ООО «Персей». Сейчас судно носит имя «Котоярви» и работает под российским флагом. Вячеслав Кожухов встречался с судовладельцем Александром  Чумаковым. Для него героическое прошлое траулера стало большим открытием. По заверению хозяина, "Котоярви" находится в хорошем состоянии и прослужит еще долго. Эта новость особенно порадовала капитана Миккьяля Ольсена...


Подпись к фото

Документальный фильм датского телеканала KVF
http://kvf.fo/netvarp/sv/2014/12/29/jla-og-nggjrssending