Сладкая жизнь

Мила Садко
  Я с наслаждением ем сгущёнку. Это для меня – любимое лакомство. Ем понемногу, слизывая с обратной стороны ложечки, и смакую. Я умею варить сгущёнку из домашнего молока, получается она коричневатого оттенка, и бывает то густой, то жидкой. Её всегда хвалят. Но сама я больше люблю магазинскую, белую. Но вообще-то я не сладкоежка.
  Сладкоежкой надо считать моего мужа, который может съедать сладкого помногу; если варенье, – то по-полстакана за раз. Я его иногда контролирую, но бывают у него сбои в пищеварительной системе, страдает поджелудочная. Наверное, это идёт из детства? Его воспитывала не я… Зато детей я стараюсь воспитывать правильно. Всё хорошо в меру. У них и так сладкая жизнь.
  Своих детей мы растили трудно. Денег ни на что не хватало. Я часто стряпала, старалась обходиться тем, что есть. Но не всегда была у нас и мука высшего качества. Однажды я настряпала пирожков с капустой и картошкой из ржаной муки. Пирожки получились очень вкусными. Старшая дочь отведала, а потом сказала: «Мама, твои пирожки надо сдать в музей». Я много времени уделяла приготовлению пищи, применяла фантазию и творчество. Весной готовила разные зелёные супы, а летом холодные, разнообразила меню всякими нововведениями, часто заменяя одни продукты на другие, что брала из собственных запасов.
  К магазинам в те доперестроечные времена я не была привыкшей, так как средств постоянно не хватало. Поэтому мне особенно было унизительно подолгу стоять в очередях. В городах тогда ещё продукты «выбрасывали», а  на прилавках наших деревенских магазинов было пустовато. Даже за хлеб велись настоящие бои. О людях села власти тогда не беспокоились. Поэтому каждый сам решал, как жить. Кому-то нравилось целыми днями толкаться у магазинов. Молодым, в основном, было не до того.
  Бывали привозы продуктов. Если райпо на село выделяло ящик-два конфет, то, отстояв длинную очередь, на руки получала семья, как в насмешку, по сто-двести граммов.  Ну их совсем! Мы варили дома с детьми леденцы и ириски. Через десять лет научила я их готовить и приёмных детей, хотя ситуация в стране давно уже изменилась коренным образом.
  Новым детям всё у нас нравилось. Просидев по детдомам и приютам определённое время, они восторженно, живо, остро воспринимали новую жизнь «на свободе». За эту способность мой старший брат называл их «дети индиго», включаясь в их воспитание. Они перенимали от него маленькие хитрости, будь то чистка ножом картофеля, или игра с бросовыми частями будильника.
  Я сразу же научила их готовить простейшую еду – жарить кусочки теста прямо на плите, сдувая пыль и золу. В жизни бывают моменты, когда сильно хочется есть. Как быстро утолить голод, если обеда ждать ещё долго? Я им показала, как можно ломтиками резать картошку и печь тут же, на печке. И вот они уже аппетитно хрумкают румяные кружочки, напоминающие вкусом чипсы. Энергией подпитались, червячка заморили. Можно спокойно ждать обеда. Особое удовлетворение получают они оттого, что сами добыли себе еду. Они счастливы, самостоятельная жизнь не пугает их своими сложностями.
   В своё время мы отправляли в город учиться троих своих детей, и все они прошли жизненную школу. Им было трудно. Как и другие родители, мы регулярно посылали с автобусами им сумки с продуктами. Денег всегда не хватало, а продукты здорово выручали. Их городские наши дети приходили на автобусную станцию встречать каждую субботу, а то и чаще, по необходимости. Домой посылали пустые сумки, а также пакеты, банки, другую посуду, а ещё всё необходимое родителям, что те заказывали купить в городе. Связь осуществлялась при помощи писем, телефонных разговоров. Эта связь с родителями не позволяла чувствовать детям себя сиротками, брошенными на произвол судьбы.
  Я помню свои впечатления, когда впервые покинула родной дом. Первое время было особенно тяжело. Чувство оторванности от семьи угнетало. Помню, как я радовалась, когда брат присылал мне гостинцы из деревни. Самые простые продукты: мясо, картошка, варенье, грибы, рыба, - играли роль связующего звена и помогали адаптироваться в самостоятельной жизни. Утихала ностальгия, которая жгла душу неугасимым огнём днём и ночью. Порою хотелось бросить всё и лететь домой. Там прошло моё детство. Туда меня манила к себе каждая улочка, каждый обследованный уголочек природы. В воспоминаниях детства содержится понятие о родине. А вот чтобы потом они были сладкими, зависит от взрослых, которые окружают детей.
  У наших приёмных детей были родители. Они их хорошо помнят. Но в то время, когда они находились рядом, дети ощущали как бы пустоту. Именно это делает выросших детей никчёмными в своих глазах. Они не способны уважать ни себя, ни других, как не способны любить. В детстве, когда так необходимо внимание близких людей, их не замечали как личности. Уважение и понимание обошло их стороной. А ведь именно это, а вовсе не сладости, не деньги, не частые и дорогие подарки, входят в понятие «сладкая жизнь», и дают крепкий стержень человеку на всю жизнь.
  Недавно я перечитывала нашу с детьми переписку из того времени, когда они учились в городе и очень нуждались в нашей помощи. Деньги мы им высылали только на самое необходимое, и то не всегда сразу. Им приходилось учитывать всякую мелочь, и мы это проходили вместе. Вспоминать такие подробности мне было одновременно и больно, и приятно.
  Мы с мужем рады, что у них всё сложилось, что выросли они хорошими правильными людьми. Рады, что и от «новой партии» детей, взятых на воспитание, -  не отворачиваются. А ещё мы рады, что они со своими половинками в своих семьях создают хорошую атмосферу для правильного воспитания. Они устраивают для своих детей сладкую жизнь, где главное – внимание, участие, нежность и любовь. 
На фото: дети в Заславске.